Сказке конец. Что будет с самой приятной командой российского хоккея?
У «Сибири» сложные времена.
«Сибирь» впервые за пять лет не вышла в плей-офф и растеряла почти всех ведущих игроков. Уже можно уверенно говорить, что период относительной стабильности в клубе завершился.
Ситуация непростая, ведь в последние годы в Новосибирске совмещали позитивный имидж команды с хорошими спортивными результатами. «Сибирь» привыкла к званию морального авторитета КХЛ – скромного клуба, который добивается локальных успехов и держит марку, несмотря ни на что. Но теперь за неудачным сезоном началась перестройка с заметным снижением амбиций.
Впрочем, нельзя сказать, что все это на клуб обрушилось неожиданно. Весь прошлый сезон стал для «Сибири» первым кругом ада – предвестником грядущих сложностей и бед.
В круге первом
Жесткой посадки в Новосибирске ожидали еще после выхода в финал конференции в 2015 году. Но следующий сезон эти опасения развеял: команда достойно прошла регулярку и третий раз подряд вошла в четверку лучших команд Востока по итогам плей-офф. Было легко надеяться, что хотя бы в ближайшие год-два ситуация кардинально не изменится.
Тем более, сезон-2016/17 был для главного тренера Андрея Скабелки уже третьим в клубе, что в современной истории «Сибири» является рекордом. Три года считаются оптимальным сроком для построения команды, но тут получилось наоборот – в условиях примерно известного потолка (который однажды был уже достигнут) игроки и тренер начали друг от друга уставать. Такое в хоккее случается, хотя до определенного момента может не слишком влиять на результаты.
Но на «Сибирь» навалилось много других проблем. Из-за эпидемии травм хоккеисты долго не могли выйти на матч хоть в сколько-нибудь оптимальном составе. Выбыл вратарь Александр Салак - а в игре «Сибири» он значил куда больше, чем половина команды.
Наложились и ошибки менеджмента. Кирилл Фастовский считается одним из лучших генменеджеров в КХЛ, но неудачи случаются у всех. На этот раз большинство его ходов не сработало – ни с легионерами, ни с капитанством Артюхина, а из имевшегося материала никак не получалось слепить второе ударное звено. Когда же по ходу сезона «Сибирь» внезапно обнаружила себя за пределами восьмерки, в клубе занервничали.
И как в старые времена, немедленно начались массовые перетряски состава, которые были призваны выправить положение, решить задачу выхода в плей-офф и на время отодвинуть мысли о предстоящем весной Армагеддоне. Активное привлечение целого ряда игроков «Сибири» в сборную (когда такое было вообще?) намекало на то, что Шалунов и компания доживают в клубе последние дни. Это сказалось на состоянии самих игроков, и сезон, несмотря на неплохую статистику, они провели гораздо ниже своего уровня.
Все это привело к игровой нестабильности и провалам. Внешне «Сибирь» держалась на плаву и боролась за плей-офф до последнего матча, но внутренний кризис подтачивал команду и изменял ее не в лучшую сторону. Волевые качества, которыми славились новосибирцы в последние годы, куда-то исчезли. Не раз и не два случались ситуации, когда «Сибирь» забивала первой, но после ответной шайбы команду как будто подменяли, и она быстро рассыпалась. Новосибирцы практически до последнего сами распоряжались своей судьбой, но итоговая неудача выглядела абсолютно закономерной.
«Нужно опереться на костяк молодежного состава»
Ни для кого не секрет, что у «Сибири» есть проблемы с финансированием, причем они носят хронический характер. Клуб часто фигурирует в списках должников по зарплате перед игроками. И дело не в том, что учредители не выполняют взятых на себя обязательств – без этого команда бы вообще не смогла держаться возле зоны плей-офф.
Но при отсутствии ключевого титульного спонсора, который содержит команду в одиночку, нужно обеспечивать определенный финансовый баланс. По традиции, заложенной еще прошлым губернатором Виктором Толоконским, эта задача лежала на региональных властях, входящих в число учредителей клуба. Беда в том, что у нынешнего руководства в этом смысле и личной вовлеченности в дела «Сибири» меньше, да и авторитет не тот. А работать с клубом на одном городском патриотизме местный бизнес не готов, несмотря на всю пресловутую хоккейность Новосибирска.
При этом в последние годы клуб не был откровенно малобюджетным, каким зачастую любит себя позиционировать. Даже в прошлом сезоне, при всех проблемах, «Сибирь» продолжала выступать на рынке и в роли покупателя, в том числе перехватывая игроков у еще более бедных клубов вроде «Медвешчака».
Естественно, это не значит, что в Новосибирске есть ресурсы на переподписание своих лидеров. Несмотря на ожидаемую якобы неплохую компенсацию за их уход, в ближайшее время клубу предстоит еще финансово ужаться и из-за предполагаемого строительства новой арены. Ожидается, что «Сибирский антрацит» – другой учредитель клуба – будет выступать инвестором проекта, так что самой команде будет доставаться меньше. Недавно губернатор области уже обрисовал селекционные установки команды в новых условиях.
«Мы не ставим задачу привлечения каких-то суперзвезд. Нужно опереться на костяк молодежного состава и решить задачу на следующий сезон. Не так, что «вы мне закупите звезд», а будет подход взращивания своих новых звезд» (Владимир Городецкий, «Р-Спорт»).
На готовых суперзвезд в Новосибирске и раньше денег не было, а подобная риторика руководства и вовсе означает, что команде будет еще тяжелее. К идее сделать ставку на молодежь в КХЛ обычно приходят в самой отчаянной ситуации. И у некоторых клубов, вроде новокузнецкого «Металлурга», она продолжается годами.
Без претензий
В такой обстановке следующий сезон станет для «Сибири» переходным. Об этом говорит и назначение Павла Зубова на должность главного тренера (пока с приставкой «и.о.», но в клубе этот момент называют техническим).
Было понятно, что сценарий с привлечением именитого тренера маловероятен. Серьезному специалисту, вроде свободного Дмитрия Квартальнова, нужны соответствующего уровня задачи и состав для их решения. Тот же Скабелка, заработав себе в Новосибирске определенное имя и не видя дальнейших перспектив для роста, отправился в более амбициозный клуб. Поэтому решение повысить Зубова выглядело логичным. Ему еще только предстоит проявить себя в новой роли и самому как-то удержаться – какие уж тут претензии. Есть и важный плюс – он уже представляет возможности тех игроков из прошлого состава, которые останутся в Новосибирске, а так же той самой молодежи, которую предстоит продвигать.
В целом очень похоже, что у руководства особых ожиданий от нового сезона нет. Задача сформулирована довольно расплывчато – «попасть в плей-офф». В условиях, когда других целей в закрытой лиге быть не может по умолчанию, это следует переводить с дипломатического языка на обычный так: «Как пойдет, а там посмотрим».
Но это касается именно спортивной части. А за последние годы «Сибирь» добивалась успеха не только на льду, но и в медийном пространстве, и в работе с болельщиками, и в плане активной социальной рекламы и за счет благотворительности.
Ради кого сегодня играла «Сибирь»
«Один из лучших форвардов лиги приехал ко мне на день рождения». Крутая акция «Сибири»
Такие наработки не должны зависеть от конъюнктуры, и кажется, что в Новосибирске это понимают. Поэтому есть все основания надеяться, что свой 55-летний юбилей самый симпатичный клуб КХЛ все равно встретит, радуя болельщиков. Пусть даже и не всегда игрой.
Фото: hcsibir.ru (1,2,4); РИА Новости/Алексей Куденко, Виталий Аньков
Подписывайся на «Лигу болельщиков» – и увидишь самые крутые эпизоды из матчей, сможешь принять участие в конкурсах и получить призы от «Балтика 3»!