«Меня очень сильно раздражает видеть себя на льду». Откровенный разговор с Николаем Лемтюговым в пятницу, 13
В самолете по дороге из Череповца в Омск поговорили с нашим нападающим Николаем Лемтюговым о том, как прошла пятница нашего 13-го номера. В этот день, напомним, "Авангард" победил на выезде "Северсталь" 2:0. Разговор вышел далеко за установленные рамки.
- Итак, пятница, 13. Первая ассоциация?
- Нет, вообще никаких ассоциаций. У меня есть какая-то детская история: фильмы ужасов, Фредди Крюгер… Я помню, смотрел этот фильм – "Кошмар на улице Вязов", он мне нравился, а ночью просто бегал по квартире, лунатил. Прикол был. У нас в квартире было две комнаты, одна с выходом на балкон, а другая просто с окном на балкон, и я уже лунатил до такой степени, что открывал окно, садился, ноги свешивал, а мама подходила сзади, говорила "Сынок, все нормально. Пошли спать". И все, уводила меня, а утром я даже не помнил ничего. Еще случай был, когда я ночью пришел к сестре и просто стоял позади и смотрел на нее. Мне утром это все потом рассказывали, я сам эти случаи не помню. Но это недолго продолжалось. И я до сих пор смотрю ужасы, "Звонок", например, мне нравится. Я даже где-то прочитал статью: ученые доказали, что ужасы полезны – идет выплеск негативной энергии.
- Только ужасы тогда были страшнее, наверное. Сейчас много компьютерной графики, резких звуков, движений. Бу!
- И музыка, музыка! Может, раньше было больше актерской игры.
- А эта "пятница тринадцатого" с чего началась? По порядку.
- Вот как-то тяжело было. Ощущение было, что мы уже недели три в поездке. Не показалось, что игра очень долгая была? Вроде пауз мало, а мне в конце второго периода казалось, что уже в разгаре третий должен быть. И соперник такой: вроде дает играть, а вроде и нет. Временами у них всплески, вроде поджимают, а потом – раз, и все. А вообще, сегодня просто проснулся, написал жене сообщение: "С добрым утром!", она мне ответила тем же, пожелала хорошего дня, и я поехал на раскатку.
- Как самочувствие супруги?
- Я ей еще в ноябре сказал, что будет рожать 15 января, на что она мне ответила: "Два козерога, да еще в один день – я не выдержу!". Ничего, зато двух зайцев одним выстрелом. Так что нормально все с самочувствием.
- Для хоккеистов вот этот распорядок дня – завтрак, раскатка, отдых, игра, и так чуть ли не каждый день – не превратилось ли все это в рутину?
- Немного есть такое. Вот мы приезжаем за два часа до игры, собрание заканчивается, и у нас еще 50 минут до разминки. Надо же чем-то заняться! Я поймал себя на мысли, что в этом сезоне перестал ходить в зал разминаться. Раньше я мог 30 минут играть в баскетбол и к концу разминки просто уставал. Сейчас я до последнего сижу в раздевалке, выхожу на разминку, а после начинаю одеваться на лед.
- То есть, не смотря на то, что ты уже опытный хоккеист, до сих пор что-то меняешь в подготовке?
- Что-то меняю, что-то нет. Можно что-то у кого-то подсмотреть. Или вот в прошлом матче две забил, думаю, в этом носки так же надену. Блин, носки порвались! Ну ладно, рваные надену, пойдет. В общем, всякие мелочи появляются, на подсознательном уровне. Если что-то не пойдет – поменяю. И сколько это длится уже – 17-й год! 17 лет я в большом хоккее. Еще бы 17 – и мне будет 50, я побью все рекорды.
- Сейчас будет вопрос из разряда, как ты говоришь, "сначала сплюнь". С чем ты все-таки связываешь свое движение вверх по таблице бомбардиров команды? Я помню твое интервью в прошлом сезоне, когда ты сказал, что ты вышел из пике и набираешь высоту.
- Может быть, какая-то уверенность появилась… Что я что-то умею, что кому-то я нужен. Поменялась у меня летняя подготовка. Я каждый год летом занимаюсь со своим отцом в родном городе Миассе. За месяц до основных сборов сижу на жестком режиме, и это длится уже всю мою хоккейную карьеру. Я благодарен отцу, потому что он каждый сезон анализирует, что-то меняет. Помню, мне было года 22, и он мне сказал: "Твой хоккей начнется после 30 лет". Я не знаю, почему он мне это сказал, я не знаю, почему сейчас это происходит, но это правда. Я старею, но, тем не менее, те, кто меня видят, говорят, что я стал быстрее. Может быть, сейчас я начинаю набирать форму. Может быть, я буду играть до 45 лет – я не знаю. Те, кто знаком с моим папой, знают: он настолько максималист, что таких людей, наверное, уже и нет.
- Кто он у тебя по профессии?
- Он детский хоккейный тренер. Так что у нас династия. Он, кстати, был у меня на последних домашних матчах, первый раз в жизни он приехал ко мне с внуком повидаться, именно в Омск. На вопрос "Как я сыграл?" после "Локомотива" он ответил: "Честно? Плохо сыграл". "Почему?" – "Ну, хорошо, забил два гола, наказал Пашнина – еще лучше. Все, молодец, но сыграл – плохо. Не могу больше ничего сказать. Мало бросаешь. Почему?". Короче, дома вместо отдыха я получил нагоняй. Но я ему благодарен, он меня мотивирует тем, что я доказываю что-то себе и ему. Вообще, это длинная история, на самом деле. Я бы хотел написать книгу, она бы могла быть очень интересной, и, наверное, в этой книге я бы мог всем объяснить, почему сменил столько команд, чтобы я не объяснять каждому – что, как и почему. Сел бы, написал и сказал: "Вот, ребята, нате. Я больше не буду ничего говорить. Там очень интересно все, много нюансов".
- А сейчас чувствуешь, что в своем коллективе находишься?
- Я благодарен "Авангарду" за то, что когда я не был нужен никому, мне дали шанс, который, наверное, я ждал всю жизнь. И вот сейчас мне нужно доказать, что я что-то могу, хотя бы чуть-чуть что-то умею.
- Вернемся к матчу в Череповце. Началась игра, там с тобой сразу что-то случилось, и ты обратился к доктору. Что произошло и как это повлияло на твой матч?
- Да на матч никак не повлияло, просто, как говорится, два тяжеловеса столкнулись. Ошибка была моя в том, что я начал раздваиваться. Я сначала хотел сыграть в тело, потом увернуться, сохранить шайбу, и где-то посередине этих решений оказался раскрыт в плане позиции. А там Николай Стасенко, я думаю, килограмм за 100 весит. То есть я почувствовал неприятное для себя столкновение, сбил немного дыхание и, так скажем, почувствовал внутреннее сотрясение всех органов (смеется). Поэтому немного было тяжело, отдышался, с доктором пообщался. Минутная небольшая слабость, сбил ритм.
- Как игра выглядит со скамейки запасных? Со стороны было так: сначала "Северсталь" пыталась давить, но мы перехватили инициативу, потом во втором полностью их переиграли, а в третьем чуть было не пропустили, но Шилин все вытащил.
- Знаешь, могу сказать, что это так же выглядело, как мы вышли на игру с Питером. Вроде знаем, что мы можем. Но… Ждали от СКА чего-то сверхъестественного – и счёт получился 4:1. А когда счёт стал 4:3, все поняли: да вот же! Мы же можем! В какой-то момент начали всё пережёвывать, ломать, но пятый гол… Нам как будто сказали: "Всё, ребят, садитесь, два", - как в школе. А там надо было чуть-чуть… Каждый должен внушать друг другу, не себе, а прежде всего друг другу, что мы всё можем. Что может выйти Олег Шилин и сыграть на "ноль" не одну игру, а три, пять и больше. Может выйти Ваня Фищенко и забить, может выйти Миша Юньков и забить, должен забить Вова Соботка, мы должны шайбу поймать на себя, неважно, кто это будет: защитник, нападающий, вратарь… Все должны понимать, что мы всё можем. Тогда мы сможем чего-то добиться. Но как только начинаются сомнения… Самое страшное – сомневаться не в себе, а в своём партнёре. Тогда можно спокойно собрать форму, сдать ее персоналу и поехать по своим делам. Хватит говорить, что мы что-то можем и чего-то хотим. Пора начать это делать – тем более, раз мы это можем и этого хотим! Поэтому просто надо начать делать, доказывая своим родным и близким, болельщикам, даже недругам, что не зря мы здесь сегодня собрались.
- Как думаешь, сколько у тебя было моментов в игре с "Северсталью", чтобы забить?
- Думаю, на один-два наскрёб. Пара бросков, на пятаке момент был. Пас Егору Мартынову отдал – штанга… Владели шайбой много, но не так много угроз создавали. Инициативой владели, нужно было переводить игру на ворота.
- Реально хоккеисты бросают "зажмурившись", или это все байки?
- Не знаю, никогда не бросал с закрытыми глазами, хотя отец говорил, когда что-то не получалось и не мог забить: "Ты зажмурься и брось!". Я говорю, что ничего не увижу, а он мне – да просто в момент броска глаза закрой! Не знаю, это миф по большей части. Я могу не глядя бросить, контролируя шайбу, но чтобы закрыть глаза и бросить…
- Чем занимаешься после окончания игры?
- Дома в зал хожу, велик не кручу – хватает того, как выкладываюсь на игре. В основном растяжка, душ. Если есть ушибы – иду на медицинские процедуры. А так - обсуждения игровых моментов, душ и домой.
- А уснуть можешь после игры?
- Иногда вообще нет. Не могу. В шесть, в семь засыпаю иногда, а бывало так, что вообще не спал, потом встал и пошел на тренировку. Причём я не пью энергетики. Бывает, просто лежишь и в потолок смотришь.
- Твои голы попадали в хит-парады лучших…
- …Знаешь, я вообще не смотрю свой хоккей, голы, драки. Может, кто-то не поверит, но меня очень сильно раздражает видеть себя на льду. Не могу на себя смотреть, и всё. Может быть, я понимаю, почему про меня тренеры говорят: "Да почему ты не бежишь!" Клянусь, меня просто раздражает моя манера игры, всё, что я делаю! Голы из ТОП-10 вообще не смотрю! Смотрю других, мне нравится, что-то усвоить, перенять…
- Но запись драки с Пашниным попросил же прислать?
- Друзья пропустили драку, просили им скинуть. Сам не пересматривал.
- А если вот к ней возвращаться, это реально всё только на поле остаётся?
- Я закусился с ним из-за того, что был момент неигровой, после свистка. Если бы он по щиткам там просто ударил, извинился… Вопросов бы не было никаких. Человек начал поджигать ситуацию, что-то мне высказывать, такие моменты не привык пропускать. Такой еще момент: надо было команду всколыхнуть. А вообще, думаю, что только какие-то ненормальные люди ещё после игры выясняют отношения. Сколько дрался, никогда не было, чтобы после матча продолжался конфликт. После игры мы с ним пожали руки, он мне сказал: "Молодчик, с победой!" Никакой кровожадности не было, к тому же, мы оба из Челябинска.
- Как ты считаешь, можно ли сказать, что игра с "Локомотивом" - это то направление, в котором нам надо двигаться к плей-офф?
- Считаю, нельзя целиком и полностью равняться на одну игру. Из каждой нужно брать что-то полезное. "Локомотив" задал нам темп, нас спровоцировали. Нам надо чаще навязывать свой хоккей, меньше сваливаться в ту игру, которую нам даёт соперник. ЦСКА, "Сибирь"… Чистой физикой мы их не возьмём. Почему "Металлург" магнитогорский взял Кубок Гагарина, выиграв у такой, казалось бы, отличной команды, как ЦСКА? Люди гнули свою линию. Они просто взяли, вышли и сыграли в свой хоккей. ЦСКА вел в серии, решил сдержать – и упустил в итоге победу. Нужно гнуть свою линию, успех в этом, как только мы начинаем играть по чужому сценарию – это почти что проигрыш, потому что надо играть по своему, он уже написан, и финал там известен. Мы будем большего добиваться, если будем играть в свой хоккей. Игра с "Локомотивом" показала, что мы, взяв чужой сценарий, смогли переписать его под себя. Шайбу в первом периоде швыряли, закидывали – им только это и нужно было. А потом, когда начали их в зоне зажимать, шайбу держать, натиск был на ворота – игра была во всех четырёх звеньях. Мы делали то, что мы умеем делать, - потому и выстояли в концовке.
- Как ты отдыхаешь от хоккея?
- Играю в хоккей! Дали два дня выходных сейчас, и я знаю: приеду домой, – а сын будет стоять в дверях с клюшкой, чтобы я с ним поиграл. Ещё у нас есть футбол. В семье проведу все свободное время, а там уже 15 число, день рождения, жена должна родить, пора уже…
- На день рождения будешь народ собирать?
- Хотелось бы спеть песню "Ленинграда": "А я день рождения не буду справлять…" На самом деле, хочется праздника, но на него нет времени, потому что положение в семье такое – каждый час вот-вот может начаться, и, бросив всё, поедем в больницу. Серьёзные игры впереди, не за какую-то позицию или место, это принципиальные игры, они должны поставить нас в то русло, в котором мы будем начинать плей-офф. Пора определяться с нашим сценарием, которого мы будем придерживаться. А так… Может быть, схожу в баню, расслабиться, отдохнуть, прежде всего психологически.