«Могу назвать тот чемпионат мира – лучшим турниром, который мне доводилось видеть». Вспоминаем МЧМ-99
Брайан Аллен, мощный защитник, который никогда не славился выдающимися атакующими способностями, отправил шайбу в сетку с невиданной для себя легкостью. Российский голкипер Алексей Волков каким-то образом пропустил ее мимо себя, и она предательски заползла в сетку от штанги. А потом случилось невиданное.
Я думал, что наш пресс-бокс обрушится на болельщиков, что расположились на своих местах внизу. Такой шум стоял на арене. Мой коллега, Дон Уиттман, был удивлен меньше моего.
«Это Виннипег», - спокойно он объяснил. Но именно подобную страсть к игре с шайбой испытывает его родной город.
Я побывал на сотнях, нет, тысячах спортивных мероприятиях, больших и малых, как журналист и как простой любитель спорта, но если говорить о сочетании энергетики, напряжения и шумовой поддержки ни что не сравниться с той игрой между молодежными сборными России и Канады, которая состоялась в январе 1999 года.
Я могу назвать тот молодежный чемпионат мира – лучшим турниром, который мне доводилось видеть своими глазами.
Не поймите меня неправильно. С эстетической точки зрения то, что происходило на льду, было качественным, даже очень качественным представлением, но у меня язык не повернется назвать ту игры выдающейся. И это объяснимо. Не стыдно признать, что составы обеих команд в том году не поражали воображение.
Если говорить о сборной Канады, то это была одна из слабейших групп, носивших свитера с кленовым листом на груди. Да, кое-кто из них в будущем выиграл Олимпиаду и Кубки Стэнли: Симон Ганье и Бренден Морроу. Их ждала прекрасная карьера, но в 1999 году они не считались лидерами молодежки. На первом плане были другие имена, многие из которых сильно померкли с годами: Адам Мэйр, Блэйр Беттс, Кайл Колдер, Брэд Либ, Хэролд Дранкен и Кент Макдонелл. Лидерами атаки должны были стать Дэниэл Ткачак и Рико Фата. Если вы хорошо знаете все вышеперечисленные имена, то вас можно поздравить с обладанием энциклопедических знаний о хоккее.
Зато у Канады подобралась отличная линия защита, четверо из представителей которой провели в НХЛ более 900 матчей: Брайан Кэмпбелл, Робин Регир, Эндрю Ференс и Брэд Стюарт. Но главной канадской звездой перед началом турнира считался вратарь – Роберто Луонго. Лучший молодой страж ворот Канады 90-х, пусть тот сезон в юниорской лиге Квебека выдался для него не самым успешным.
Русских тоже нельзя было называть «Красной машиной». Наверное, лучшим нападающим стоит назвать Максима Афиногенова, которой делал невыносимой жизнь для всех защитников, но, если посмотреть на других некогда многообещающих проспектов, то много добиться они не сумели. Тем более, в НХЛ: Петр Счастливый, Виталий Вишневский, Денис Архипов и Максим Балмочных. Да и подготовка к турниру прошла в крайне нервной атмосфере. За месяц сменилось три главных тренера, пока команду не принял Геннадий Цыгуров. Он смог хорошо подготовить команду, которая набирала обороты от игры к игре.
Хоть гол Аллена и вернул равенство в счете и даже перевел ее в овертайм, сложно назвать то противостояние равным. Канада уступила по броскам в основное время со счетом 16:36. Еще больше разница в классе была видна, если учитывать, что россияне старались не бросать при любой удобной возможности, а разыгрывать шайбу до верного момента. Казалось, что шайба была под контролем россиян на протяжении 50 минут из 60.
Однако это не отменяло эйфорию фанатов, которые были счастливы, что их команда подарила им новую надежду. Может, Луонго будет творить чудеса еще 20 минут, а потом предстанет непробиваемой стеной в овертайме? Все болельщики были одеты в белое – классическая традиция Виннипега. Казалось, что команды играют между двумя огромными сугробами. Да и погода соответствовала этому ощущению. На улице было минус 30 градусов, а столбик термометра опускалась и вовсе до минус 45.
Но гол Аллена стал последним радостным событием для Канады. Через шесть минут после старта овертайма игра уже закончилась. Страшная картина для канадского болельщика. Россия контролирует шайбу в зоне соперника после выигранного вбрасывания. На льду отбивается лучшая пара защитников – Регир и Стюарт. Но Чубаров получает шайбу в левом круге вбрасывания и выходит на ударную позицию. 40-й бросок оказывается для Луонго не берущимся. После того, как шайба оказывается в сетке, сраженный вратарь падает ниц на лед. В это время игроки российской сборной лавиной тел засыпают празднующего Чубарова. На арене воцарилась полная тишина.
Луонго все еще лежит в воротах. И именно в этот момент болельщики встают на ноги и запевают последнюю песню.
Они высказали дань уважение и благодарность молодому вратарю, который дарил им надежду так долго. Они благодарили за то, что хоккейный бог вновь вдохнул жизнь в арену, которая пустовала со времен переезда «Джетс» в Финикс. Этот финал возродил воспоминания о третьем матче Суперсерии, за которым следила вся нация. Также всплыли воспоминания о матче, который помнят только те, кто видел его вживую. Когда советская команда приехала в город в 1978 году, но не смогла устоять против почти уже 40-летнего Бобби Халла, который практически в одиночку привел «Джетс» к победе.
ИИХФ не всегда принимает верные решения. Но в тот раз они официальные лица сделали все правильно. Решающие матчи проходили на арене в Виннипеге, но матчи молодежного чемпионата мира-99 играли по всей провинции Манитоба: Брандон, Морден, Портаж-ля-Прери, Тюлон, Селкирк. Организаторы решили поделиться игрой как можно с большим количеством людей, и те достойно их отблагодарили за это. Сейчас все упирается в вопросы прибыли и рейтингов. И главная идея – заполнить крупные арены мегаполисов. И, по-моему, это не всегда оптимальное решение.
В 1999 году я написал заметку, в которой предлагал сделать Виннипег перманентным место проведением молодежных чемпионатов мира, если турнир доставался Канаде. Но нет ничего вечного. В 2006 году старая арена в Виннипеге была снесена. Дон Уиттман умер в 2008-м. Несколько хоккеистов еще продолжают карьеры – Луонго, Кэмпбелл, Афиногенов – но большинство уже повесили коньки на гвоздь. Sic transit Gloria (лат. – так проходит слава).
Я бывал на многих молодежных первенствах мира до Виннипега и после.
Видел турниры, которые проходили в красивейших городах, но это не всегда шло на пользу самой игре, атмосфере вокруг нее. И полупустые трибуны на многих матчах этого года подтверждают мои опасения. Канадская федерация хоккея решила не рисковать и отдала турнир самым большим хоккейным городам страны. Но в 99 году все было иначе. Хоккей вернулся в город, который не по своей воле был лишен любимого детища. В провинцию, которая гордится своей хоккейной историей. Уверен, что в Селкирке, Мордене или Тюлоне до сих пор вспоминают, как лучшие сборные мира в своей возрастной категории приезжали в их город. Если бы только официальные лица старались чаще возвращать игру к ее истокам… Но что для этого нужно сделать?
Я видел гораздо боле талантливых ребят, тем чем вечером в Виннипеге. Я видел Овечкина и Кросби в Северной Дакоте, Тэйвса и Прайса в Лександе, Макдэвида и Айкела в Монреале и Торонто, Мэттьюса и Лайне в Хельсинки. Но я никогда не видел таких эмоций, не встречал больше никогда подобной шумовой поддержки. И для меня еще не было чемпионата, который мог бы сравниться с турниром, что прошел в Виннипеге в 1999 году.
Источник: Sportsnet.
10 лучших вратарских перфомансов в истории МЧМ
«Мы ощущали, что подвели целую страну». Почему МЧМ так важен для Канады
P.S. VK сообщество | Блог «Новый Уровень»
Спасибо автору за ностальгию)