5 мин.

«Нас не бомбили, но перестрелки случались. Мы отменно прятались под кроватями». Ушедшая легенда НХЛ

В начале января 2017-го умер Милт Шмидт.

Когда умирает знаковая персона, то об этом грустном событии говорят, как о конце какой-то эры. Но в случае с легендой «Бостона» и членом Зала славы Милтом Шмидтом, который скончался 4 января в возрасте 98 лет, можно говорить сразу о нескольких эпохах. Потому что, начиная с 30-х годов прошлого века, имя этого человека было неразрывно связано со столь любимой всеми нами игрой.  

До сего скорбного дня Шмидт был самым пожилым человеком, имеющим опыт игры в НХЛ. Теперь этот «титул» принадлежит 96-летнем Джону «Чику» Уэбстеру, который провел 14 матчей за «Рейнджерс» в сезоне-1949/50. Но Шмидта будут помнить не только за долголетие, хотя это было впечатляющее достижение. Шмидт не расставался со спортом, даже когда преодолел 90-летний рубеж, продолжая играть в гольф и ходить в тренажерный зал. Но сердечному приступу удалось сделать то, что не могли сделать сотни хоккеистов – остановить его.

Представьте, что Шмидт играл еще до появления «Оригинальной шестерки». Его дебют пришелся на сезон-1936/37, который оказался последним в карьере Хоуи Моренца – как многие считают, первой суперзвезды Национальной хоккейной лиги. Если бы в те годы существовал «Селки Трофи», Шмидт, без сомнения, не раз бы завоевал этот титул, как и «Харт Трофи» в 1951 году. За 50 лет до знаменитого демарша Эрика Линдроса, отказавшегося выступать за «Квебек», Шмидт предпочел родной «Китченер» предложению «Бостона». По его мнению, «Брюинс» не достаточно высоко ценили его талант. Обмен Фила Эспозито, создание «Больших злых мишек» в 70-х – ко всему этому приложил руку Шмидт. Он также был первым генеральным менеджером в истории «Вашингтона».  

Но больше всего Милта запомнят как джентльмена, что на льду, что вне ледовой арены. Бывший игрок «Бостона» и еще один член Зала славы Джон Буцик был знаком со Шмидтом на протяжении почти 60 лет. В 1957 году Буцик прибыл в «Бостон» из «Детройта», а Шмидт в те годы был тренером «мишек».

«Он был не просто тренером. Для меня он был боссом, – вспоминает Буцик. – Он стал для меня старшим братом. Кажется, Милт не знал ни одного ругательного слова. Я никогда не слышал крепких выражений из его уст, даже по ходу матчей. Он всегда относился к нам с уважением. Как к мужчинам. Но ему было все равно, кто перед ним – 19-летний пацан или опытный ветеран. Ко всем он проявлял одинаковый такт и почтение».

Бывший исполнительный директор Ассоциации игроков НХЛ Пол Келли и Милт Шмидт были членами одного и того же гольф-клуба. Их постоянными партнерами по играм был Бобби Орр и Эдди Джонстон. «Не думаю, что встречал более порядочного человека, – признается Келли. – Он никогда не говорил плохо хоть о ком-нибудь. Он был примером для подражания – честный, вежливый, приятный в общении, сильный».

Шмидт пробился в НХЛ в 1936 году, и вскоре вместе с будущими членами Зала славы и по совместительству друзьями детства – Бобби Бауэром и Вуди Дюмартом – они образовали тройку под названием «Тройка фрицев». Милт дважды выигрывал с «Бостоном» Кубок Стэнли как игрок и еще дважды приводил команду к чемпионству уже в качестве генерального менеджера. Шмидт является лишь одним из пяти человек за всю историю – также в этот список входят Серж Савар, Боб Гейни, Джек Адамс и Эдди Жерар – кто завоевывал Кубок Стэнли и в качестве игрока и в качестве генменеджера.

Шмидт слыл лучшим форвардом оборонительного плана своего поколения и одним из лучших вообще за всю историю. Он никогда не отступал. Ни на льду ни за столом переговоров. Известна история, как генеральный менеджер «Бостона» Арт Росс предложил Шмидту контракт, который тот посчитал недостаточным. Они расходились в сумме на 500 долларов. Росс сообщил, что ему нужно посоветоваться с владельцем «мишек» Чарльзом Адамсом. Арт Росс покинул кабинет, потом вернулся и сообщил, что ответ был отрицательным. Разгневанный Шмидт хотел в ярости выбить дверь в кабинет Адамса, однако его остановила секретарша, сообщившая, что владелец еще не вернулся в свой офис. Разъяренный Милт тогда ворвался в кабинет Росса и уличил того в обмане. Арту ничего не оставалось, как согласиться на условия Шмидта.

Через какое-то время Росс узнал, что Шмидт проводит лето, занимаясь вырубкой деревьев для проведения телефонных линий. Он направил Милту письмо, в котором говорилось, что «Брюинс» платят своим игрокам не за то, чтобы те становились лесорубами. В ответ Шмидт написал, что если бы клуб платил ему достойную зарплату, то ему не приходилось бы искать временную работу. «Это позволило мне купить моей маме электрическую печку, холодильник и стиральную машину. До этого ей приходилось топить печь углем. И я был счастлив, что смог хоть немного облегчить ей жизнь. Именно маленькие радости приносят тебе наибольшее удовлетворение».

В одной из игр против «Монреаля» Морис Ришар сыграл высоко поднятой клюшкой и сломал Шмидту нос. После того, как он пришел в себя, Милт вылетел на лед и встретил Ришара сокрушающим силовым приемом. «Ришар был возмущен: «Зачем ты это сделал?». Я лишь показал на свой нос: «Потому что ты сделал это».

Ожесточенное противостояние между «Бостоном» и «Монреалем» не помешало игрокам «Канадиенс» пронести на руках Шмидта, Дюмарта и Бауэра 10 февраля 1942 года, когда троица отправлялась служить в армию в разгар Второй мировой войны. Их часть расположилась в Англии и так и не приняла участия в серьезных сражениях. Однако Шмидт пропустил три хоккейных сезона: «К счастью, нас никогда не бомбили. Но перестрелки случались. Так что мы отменно научились прятаться под кроватями», – шутил Шмидт.

Источник: The Hockey News

Фото: facebook.com/NHLBruinshhof.com

«Если бы свои лучшие годы он провел в канадской команде, то приобрел бы просто легендарный статус». Памяти Энди Батгейта

«Бросали ли черных кошек на лед? Конечно». Человек, который сломал «цветной барьер» в НХЛ

P.S. VK сообщество | Блог «Новый Уровень»