Команда, которая никому не нужна
Азиатский прорыв пока не получается.
«Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку» (Конфуций)
За два месяца своего пребывания в КХЛ китайский «Куньлунь» не сумел удивить. Вместо прорыва азиатский новичок движется по инерции – это плохая новость для лиги и одновременно главная беда «драконов». Сейчас они больше похожи на клуб, зачем-то проводящий домашние игры в Китае, чем, собственно, на китайскую команду. Может быть, только пока?
«Нефтехимик» из Поднебесной
«Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать» (Конфуций)
Со спортивной точки зрения у «Куньлуня» все как раз неплохо – команда бьется в каждом матче, крупно практически не проигрывает и очки просто так не раздает. Владимиру Юрзинову-младшему удалось из того, что было, слепить крепкого претендента на восточную восьмерку.
Но это для новичков КХЛ история не новая, в том числе и для созданных с нуля. Прямые предшественники «Куньлуня» по этой части – «Адмирал» и «Сочи» – проходили в плей-офф в первые же сезоны. Возможное попадание туда китайского клуба большой сенсацией тоже не станет. Рассуждать в связи с этим об уровне КХЛ нелепо – в лиге такая кадровая текучка, что многие клубы в межсезонье меняют по половине состава. В этот раз добавился еще один, просто с заведомо большим количеством новичков.
Если же рассуждать об игре, то «Куньлунь», в отличие от прочих иностранных команд, лигу особо не обогащает и идет против модного тренда на активный хоккей. Сборная солянка из представителей восьми стран на поверку оказывается близка к рядовым российским клубам, играющим «от печки». Есть, конечно, и важные отличия: защитники в нужные моменты стараются все-таки подключаться к атакам, и это работает – на их счету треть от всех заброшенных шайб. Но факт остается фактом – в матчах с участием «драконов» в среднем забивается всего 4,24 гола, ниже показатель в КХЛ только у «Амура».
С одной стороны, все понятно – не до жиру. Именно качественная игра в обороне в основном и позволяет команде держаться на плаву и показывать достойный результат. Забивает-то «Куньлунь» примерно столько же, сколько «Кузня», а вот пропускает почти вдвое меньше. С другой – нужно ведь думать и о развитии популярности хоккея на китайской целине. Академизм и не самый высокий темп, простительные условному попихинскому «Нефтехимику» (теперь-то уже нет), не очень годятся для команды, которая должна увлечь новым видом спорта огромную страну.
Дефицит времени и денег на исполнителей понятен. Последнее, кстати, вполне себе плюс в карму – неадекватными тратами проект точно не отличается. Но может, стоило тогда найти парочку тафгаев? Привычные к боевым искусствам китайцы могли бы оценить, найти что-то близкое к менталитету. А пока тягучий хоккей «Куньлуня» вряд ли способен увлечь аудиторию.
Культурная революция без хунвейбинов
«Посылать людей на войну необученными – значит предавать их» (Конфуций)
Зрительскому интересу к команде в Китае явно не помешали бы яркие местные игроки. Беда в том, что их сейчас просто неоткуда взять. Ожидать чего-то существенного от имеющихся китайских хоккеистов было наивно, старт сезона КХЛ это подтвердил. В заявку на игры 3-4 человека попадают, но закономерно получают минимум игрового времени, появляясь на льду считанное количество раз.
Исключение – автор первого китайского гола в КХЛ Зак Юэн – единственный из них, кто раньше играл на более или менее приличном уровне в Северной Америке (ECHL, это третья по силе лига после НХЛ и АХЛ), где родился и вырос.
Все это лишний раз подтверждает, что без натурализации собрать сколько-нибудь боеспособную команду на Олимпиаду-2022, до которой остается всего-то пять с половиной лет, у китайцев не получится.
Ну а ярче всех местных хоккеистов вместе взятых себя пока что показала Эмма Ляо – первая женщина-президент в истории КХЛ. Именно она сейчас выступает в качестве лица клуба.
Самый красивый президент клуба в КХЛ
Безлюдный шанхайский полдень
«Несдержанность в мелочах погубит великое дело» (Конфуций)
Средняя посещаемость домашних матчей «Куньлуня» на сегодня составляет всего-то 1620 человек (без первого матча все еще печальнее – 1057). Это очень мало, особенно на фоне других иностранных клубов, у которых проблем со зрительским интересом обычно нет. Даже представляющий не самую хоккейную Хорватию «Медвешчак» стабильно собирает аудиторию в 5-6 тысяч зрителей.
Конечно, такие сравнения не совсем корректны, ведь для Китая хоккей – это вообще диковинка. Проблемы с заполняемостью трибун на стартовых матчах были ожидаемы. Но имелись и некоторые надежды на то, что организаторы проекта, представляющего самую густонаселенную страну мира, сумеют как-нибудь выкрутиться, хотя бы ради приличия.
Но не тут-то было. Чудеса начались буквально с самого первого матча, который был торжественно объявлен началом новой эры в истории китайского хоккея. Сколько тогда собралось народу на 14-тысячной пекинской арене, доподлинно никто не знает. Известно, что продавались билеты только на первый ярус (8000 человек), КХЛ в протоколе указала цифру 7832 зрителя. Однако, очевидцы говорили о том, что визуально была занята примерно половина мест, а представитель местного телевидения бойко отрапортовал о 12 тысячах болельщиков. Такая статистическая свистопляска выделяется даже на общем фоне КХЛ, вроде бы уже ко всему привычной в плане приписок.
Дальше – больше. Сделать Пекин своим постоянным местом базирования у клуба не получилось по причине загруженности арены. Такова была цена спонтанного вступления в КХЛ без всякой подготовки из политических соображений. В итоге команду отправили в Шанхай с куда более скромной ареной – на 5500 зрителей.
Но и ее заполнить не получилось пока ни разу, пусть даже болельщиков «Куньлуня» там больше, чем барсов. Апофеозом стал матч с «Нефтехимиком», на который пришло 550 человек – худший результат в истории КХЛ. В плане пиара для лиги такие истории, конечно, один сплошной минус.
При этом жаловаться на то, что крупнейший город мира вообще не знаком с хоккеем, было бы неверно. Отдельные матчи там проводит команда Азиатской хоккейной лиги «Чайна Дрэгон». Разумеется, ничего сверхъестественного – проигрывают корейцам и японцам направо и налево (антирекордная серия поражений составляла аж 192 матча), а ходит на них там иногда и по 100 человек.
«Куньлунь» особого апгрейда за счет более громкой вывески тоже не принес – цифры от 500 до 1000 зрителей на уровне КХЛ позорны даже для ЦСКА. Да и показателям «Чайны Дрэгон» с учетом матчей в других городах (в том числе и в северном Цицикаре) они уступают. В прошлом сезоне этот клуб стал самым посещаемым в Азиатской лиге с результатом в 1526 зрителей на матче. Почему клуб КХЛ проводит большую часть вынесенных матчей именно в Шанхае, где оказывается никому не нужным – загадка.
В руководстве клуба проблемы понимают и ссылаются на объективные трудности. Они, безусловно, присутствуют, даже если вывести за скобки низкий общий уровень местной хоккейной культуры.
Проект создавался в том числе в целях продвижения хоккея как зимнего вида спорта под Олимпиаду-2022 и планировался чисто пекинским. А тут – фактическая ссылка в Шанхай. Имеет ли смысл разворачивать какую-то работу по привлечению зрителей и прочий новый уровень, раз пребывание там носит временный характер?
В общем, если команда будет продолжать гастролировать по Китаю, ничего хорошего это не сулит – продвигаться на нескольких рынках труднее, чем на одном, особенно учитывая местные масштабы.
Что дальше?
«Драгоценный камень нельзя отполировать без трения» (Конфуций)
Китайцы, как известно, спешить не любят. Это непревзойденные мастера по части сидения у реки в ожидании проплывающего мимо трупа врага. Они уже сейчас смотрят в будущее и думают в том числе о том, что в КХЛ могут появиться другие команды из Поднебесной.
Но пока надо довести до ума стартовый проект. Перспективы не выглядят такими уж безнадежными, как может показаться после скомканного старта. Ведь все проблемы, которые сейчас испытывает клуб, в основном связаны с тем, что он вступал в лигу в условиях тотальной нехватки опыта и времени на подготовку. Хотя, например, отстутствия у официального сайта команды китайской версии это не оправдывает.
Сейчас главное – осесть на одном месте (не в Шанхае) и попытаться подтянуть уровень организации процесса к тому результату, которого команда уже добивается на льду. В таком мегаполисе, как Пекин, где уже успешно прижился футбол (на местную команду стабильно ходит по 30-40 тысяч зрителей), это не выглядит невозможным. В конце концов, большой хоккей когда-то был новинкой и для Нью-Йорка с Лос-Анджелесом.
Уж чего-чего, а китайцев в Китае предостаточно – при правильном подходе и должной сноровке их должно хватить и для поддержки «Куньлуня».
Китайский клуб в КХЛ – что это вообще?
Фото: instagram.com/kevin.ymh; facebook.com/emma.liao, РИА Новости/Владимир Федоренко
Это пять :)))
Например, у СКА в ледовый сейчас не протолкнуться, сколько бы билеты не стоили. ажиотаж бешеный. а в моем детстве на них 2,5 человека ходили. и то пива попить. и это на клуб с полувековой историей в Питере.
так что появится у китайцев дворец. прочухают что на хоккей можно ходить сами китайцы и думаю все там будет нормально.
Если не прокатит - протестить Улан-Батор. Уж там-то в истинно хоккейной монголии рынок до конца не обработан.