«Трактор» и синдром хронического дежавю
Осень – время очередных поисков виноватых в "Тракторе". AllHockey.Ru пытается разобраться, стоит ли радоваться отставке вице-президента Сергея Гомоляко или нет.
Симптом первый. Кречинизм
Есть у нас в Челябинске такая традиция: каждый год осенью мы находим крайнего, сваливаем на него все летние ошибки и просчеты, демонстративно спинываем с пьедестала, находим ему на смену нового такого же, со спокойной душой продолжаем дальше, радуемся временным успехам, а потом с удивлением замечаем, что ничего не изменилось, а проблемы остались те же.
Любят в Челябинске символизм. Примечательно, что отставка вице-президента Сергея Гомоляко произошла именно перед матчем с "Куньлунем". Кажется, а причем тут китайцы? А при том, что спортивный директор новичка КХЛ – Владимир Кречин, и таким образом Сергей Юрьевич практически повторил судьба своего предшественника. В этом случае имеется в виду биография Кречина с последнего белоусовского сезона – именно тогда, когда начала рушиться созданная система и формироваться нынешнее положение вещей.
Кречина также убирали осенью – только пораньше, в сентябре. Тоже была скромненькая статья в пару строчек на официальном сайте, а в заголовке вовсе только поменяли фамилию – "Кречин покидает "Трактор" и "Гомоляко покидает "Трактор". Причины те же – прежде всего, провальная селекция. На совести Кречина были Курьянов, Гуськов, Мамашев, Уайт, Уилсон, Ружичка, Атюшов. На иконостасе Сергея Гомоляко – Францоуз, Болдюк, Первышин, Новотны, Ржепик, Бирнер и, конечно же, Мирнов. Фамилии разные, обстоятельства тоже, итог в целом одинаковый. А еще были такие персонажи, как Денис Абдуллин, Филипп Толузаков, Марат Фахрутдинов, Антон Гловацкий, Илья Давыдов, Егор Антропов, Станислав Калашников, Никита Хлыстов, Сергей Сентюрин, Артем Кислый – целая коллекция.
Кречина тогда обвинили в продаже молодых челябинских талантов – Шалунова, Бурдасова и даже Карпова, Дугина, Ничушкина (к этому он вообще отношения не имеет). "Раньше в Челябинске был фетиш отдавать воспитанников", – заявил Сергей Гомоляко и, что интересно, при нем расстались с другой челябинской плеядой – Глинкиным, Поповым, Основиным, Мартыновым… Опять под предлогом, что за них можно купить несколько условных "Аалтоненов", которым так и не суждено заиграть в Челябинске. В общем, ничего не изменилось.
Да и это отличная возможность уменьшить социальную напряженность в фанатских рядах: Кречин под конец своего правления окончательно испортил себе репутацию, а Гомоляко превратился из хоккеиста, любимца болельщиков, в руководителя, не очень любимого многим. Такова судьба – рыцарь, убив дракона, сам превращается в него. Тем более если он и не обладал рыцарскими качествами вовсе.
Удалось ли выполнить за эти два года, разделившие Кречина и Гомоляко, работу над ошибками? Вопрос, конечно, риторический.
Симптом второй. Полный Болдюк
Конечно, радует, что козлом отпущения выставили не главного тренера, как это принято в КХЛ, да и в "Тракторе" в последнее время то же. До этого две осени подряд в Челябинске летели тренерские головы: 22 октября 2014-го – Карри Киви, 23 ноября 2015-го – Андрея Николишина. И схема одна и та же, по тем же законам синдрома хронического дежавю. Приходит "молодой, амбициозный тренер, умеющий работать с молодежью", все радуются, команда заиграла, потом начинаются поражения, тренер не справляется, на смену ему ставят другого "молодого, амбициозного тренера, умеющего работать с молодежью", предшественника ругают за сорванную предсезонку, слабое физическое состояние, плохой микроклимат и т.д., игра выправляется, начинаются победы, но…
И каждый год проблемы одни и те же. Что при Киви, что при Николишине, что при Гатиятулине. Команда не забивает, в том числе и в большинстве. Не играют легионеры. Молодежь не справляется. Вся вратарская нагрузка выпадает на Василия Демченко, он опять удивительным образом оказывается единоличным номером один. Помощники из тренерского штаба, на которых тоже возлагались надежды, снова неспособны помочь молодому тренеру.
Небогатым клубам в реалиях КХЛ практически невозможно конкурировать с топами, и только за счет грамотного выбора иностранцев можно навязать какую-то борьбу. В последнее время уровень легионеров упал, но усилиться им все равно можно. "Трактор" уже который сезон просто проваливает свою "легионерскую политику". При Киви и Николишине был один играющий иностранец – Дерон Куинт, у Гатиятулина "полтора" – Щехура и полулегионер Денисов. Киви подсунули Ружичку, а Гатиятулину – Бирнера. Францоуз и его трехлетний контракт – это вообще отдельная история. Про игроков с российским паспортом можно говорить то же самое, особенно – про "своих", которых так руководство "Трактора" любит пропихивать в состав, и "странных", подписанные за эти годы в большом количестве. Такие "хоккеисты" были и у Киви, и у Николишина, и у Гатиятулина, и избиваться от них практически невозможно.
Хотя в этом году смотреть хоккей гораздо приятнее, чем прошлогоднюю специфическую версию динамовского хоккея. Но реализация многочисленно создаваемых моментов, портит все впечатления. Команде катастрофически не хватает завершителей. В межсезонье "Трактор" потерял лучших своих бомбардиров и так и не смог их заменить. Петров и Черников – крепкие игроки, однако любящие таскать рояль и неспособные играть на нем. На эту роль брали Игоря Мирнова, но он не мог забить даже в пустые ворота.
"На предсезонке был один состав, а сейчас, к сожалению, есть проблемы. Одни игроки "вылетели", приезжают новые, и им нужно время, чтобы сыграться и дать результат", – даже максимально тактичный и никогда не жаловавшийся Гатиятулин не выдерживает и раскрывает этот "секрет".
Симптом третий. Разруха в головах
Есть надежда, что, наконец, в Челябинске устали от непривычной для клубной истории тренерской карусели. Смысла в отставке Анвара Гатиятулина нет, и она никаким образом не исправит положение вещей. Скорее даже – все окончательно ухудшит. Этот специалист способен дать результат, однако при полном доверии, достойном усилении и невмешательстве в его работу. Тем более, что он свой, это огромный плюс. Со времен Анатолия Кострюкова никто из не-челябинцев не смог здесь ужиться. Если что-то не так, съедят сразу же — болельщики, журналисты, чиновники, политики, "серые кардиналы" и другие обитатели очень активного и агрессивного челябинского хоккейного мира.
Хотя многие клубы КХЛ только и живут постоянной сменой наставников – поменяли, немного встряхнули команду, физически подкачали, морально накачали, заползли в плей-офф (все довольны), вылетели в первом раунде (задача все равно выполнена). На следующий сезон команда снова начала с провала, поменяли тренера – и все по новой. Этот Молох постоянно требует все новые и новые жертвы, и по-иному командный механизм работать просто-напросто не в состоянии.
Для иного сценария нужна Система, выстроенная годами и работающая как часы. Для КХЛ это большая редкость, и то при стабильном и очень обильном финансировании. Руководство "Трактора" много говорило о своей программе развития, но пока она такая же, как программа развития российского хоккея от ФХР. Хотя своя система есть, но скорее – это порочная практика.
Поэтому особенного значения, кто будет новым Гомоляко, нет. Или пойдет менеджер Евгений Губарев на повышение, или вакантную должность займет другой человек, или вице-президента вообще исключат из клубной иерархии – это, по сути дела, никак не изменит построенные в последние годы порядок вещей. В итоге любой менеджер, поняв специфические правила игры и научившись извлекать из этого бонусы, станет очередным Кречиным или Гомоляко. А главный тренер, кем бы он ни являлся, в любом случае останется у разбитого корыта с новыми Ружичкой или Мирновым. От него также будут требовать победу на Кубке губернатора в ущерб регулярному чемпионату. "Свои игроки", как были, так и останутся, "странные хоккеисты" так и будут подписываться, а челябинские таланты продолжат покидать родной город. Причем уезжают они (как совсем еще дети, так и уже состоявшиеся мастера) не только из-за денег. А "высшее руководство" опять снимает с себя всю ответственность и, как всегда, будет не при чем.
В очередной раз можно вспомнить старый-добрый, немного наивный и тривиальный, но верный лозунг "Мы – одна команда". В те времена все – от чиновников до болельщиков – были объединены одной целью и результат был. Сейчас все за свою личную выгоду. Как говорит один очень мудрый человек, много лет работавший во благо челябинского хоккея и невостребованный сейчас, "Трактор" – "беспризорная команда". И пока не будет хозяина, все так и станет продолжаться.