Как Ягр стал таким терминатором
Хоккеист, победивший время.
В тот день, когда «Флорида» получила права на Яромира Ягра, некоторые игроки сказали тренеру «пантер» по физподготовке, Томми Пауэрсу, что его спокойной жизни пришел конец. Пауэрс не сразу понял значения этих слов, пока Яромир ему сам все не объяснил.
«Он подошел ко мне и сказал: «Ты мне нужен 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Ты способен на это?». Вначале я подумал: «Эммм, я вообще-то хочу иметь личную жизнь».
Сообщение или телефонный звонок могут поступить от Ягра в любой момент. Это не требования, а, скорее, настойчивая просьба, но Яромир и Томми уже нашли взаимопонимание. Хоккеист подчиняется импульсам тела, подчиняется его требованиям, но старается уважать личное время Пауэрса.
Если, к примеру, в субботу Ягру покажется, что пора поработать над лодыжками, побегать с утяжелением, а потом отдохнуть, побросав по воротам с разных позиций, то Пауэрсу приходится отменять свои планы сходить куда-то с подругой или встретиться с братом. Если Ягру вздумается вечером побегать в холле отеля, то он заранее предупредит тренера.
«Если я собираюсь тренироваться, то должен быть готов к этому психологически, – говорит чех. – Я хочу делать по-своему, а не потому, что кто-то говорит: «Так, тренировка в 9 утра». А что если я не чувствую себя хорошо в это время? Я делаю то, что мне нужно, тогда, когда мне нужно».
Такое отношение к делу всегда было свойственно Яромиру. И когда он только покорил лигу своей игрой и маллетом, и когда он стал двукратным обладателем Кубка Стэнли, и когда он стал уважаемым ветераном, и даже теперь, когда он стал самым удивительным человеком в хоккейном мире.
За 2 с лишним тысячи профессиональных матчей в 22 сезонах НХЛ и 3 годах в КХЛ Ягр выработал свой секрет успеха: погоня за идеалом, не боясь столкнуться при этом со своими страхами и победить их.
В 7 лет, когда он еще жил в Чехословакии, Ягр стал делать по тысяче приседаний в день. Он тренировался, пока другие спали, и отгонял от себя чувство вины. Он отгонял чувство вины, чтобы иметь возможность играть. Он имел возможность играть, потому что любит хоккей. Он любит эту игру, потому что это весело и здорово. Когда он перестанет получать удовольствие, то просто уйдет, как говорит сам Яромир.
«Я не из числа людей, которые участвуют в гонке и еще задолго до финиша начинают думать, как отпраздновать успех, – однажды сказал Ягр. – Сначала я хочу закончить гонку, победить, а уже потом думать о празднествах. Когда ты начинаешь думать об этом прежде, чем все завершилось, то ты можешь не победить».
Чтобы хоккей приносил радость и на пятом десятке, Яромиру должен нравиться не только сам процесс. Пятикратный лучший бомбардир НХЛ при старении не имеет такого послабления, какое есть у защитников, которые более уверенной и надежной игрой на своей половине площадки могут компенсировать снижение результативности.
В прошлом сезоне Ягр стал самым возрастным игроком в истории лиги, который набирал более 60 очков за сезон. Он обрел новую радость, выходя на лед в одной тройке с Александром Барковым-младшим и Джонатаном Юбердо, суммарный возраст которых (43 года) уступает его годам. Он очень любит играть с молодыми партнерами – некоторые качества, что сделали когда-то самого Ягра суперзвездой, с возрастом уже ушли, но многое все же осталось: потрясающее владение шайбой, непоколебимость на пятачке, непредсказуемый кистевой.
И окружающая его молодежь, которая, как он ни устает убеждать, талантливее его, оказывает на него чудодейственное влияние.
Больше обращая внимание на свои сильные стороны, на, как бы странно это ни звучало, свои пределы, Ягр стал гораздо лучше разбираться в себе как в игроке и как в человеке. Он изменил процесс своей подготовки, как и менялась его роль на хоккейной площадке, делая поправки на игровое время и личные ожидания.
Чех настаивает, что не думает о том, какой след он оставит в истории хоккея, об окончании карьеры или тех легендах, которых он обходит в книгах достижений. Он не думает о том, что было, и о том, что будет. Его беспокоит лишь сегодняшний день – день, который посвящен хоккею, которым он живет.
«Лучше всего описать Яромира я могу так: как некоторые любят своих детей, так он любит хоккей», – подтверждает партнер чеха по «Пантерс», нападающий Юсси Йокинен.
Когда Ягр раздумывает над ответом, его лицо меняется. Брови и губы изгибаются, голова наклоняется чуть в сторону. Откуда-то изнутри исходит зычный голос, которым он начинает изрыгать слова, словно пламя, и в такой момент его уже не остановить.
«Когда я был моложе, то был одним из лучших в мире, – Ягр берет паузу. – Или просто лучшим».
Продолжай.
«Каждый раз, когда я выходил на лед, то я играл не против команды. Я играл против их лучшего защитника. Каждый раз, когда я перелезал через борт, он уже был на льду».
Обычно это был самый мощный защитник соперников, который мог бы противостоять Ягру в физической мощи. Но что делать с его скоростью, техникой и грацией на льду? Зачастую Яромир не замечал этого защитника, прокладывая себе путь к воротам с правого края.
Молодые фанаты влюбились в новую версию НХЛ, более техничную и быструю. Им посчастливилось увидеть волшебство Александра Овечкина, элегантность Джонатана Тэйвса и гениальность Сидни Кросби, но они не видели Яромира Ягра на пике его возможностей. С развевающимися из-под шлема волосами – образ, который возродил защитник Пи-Кей Суббан на Матче всех звезд – Ягр забивал такие голы, которые заставляли мальчишек мечтать о карьере хоккеиста, а родителей – называть своих детей в честь великолепного чеха. Наберите в строке поиска YouTube «Гол Яромира Ягра в Кубке Стэнли-92» и вы поймете, о чем мы говорим.
«Стоит понять, как нужно пытаться играть против него, – делится своим опытом бывший защитник НХЛ Дэррил Сидор, а ныне помощник главного тренера «Миннесоты», который был выбран всего через пару человек после Ягра на драфте-1990. – Он любил, когда его старались атаковать сзади. Нужно было быть быстрее, стараться его опередить. Но если он чувствовал, что ты подбираешься с какой-то стороны, то он мгновенно менял направление и сбрасывал тебя».
Майкл Стюарт, выбранный «Рейнджерс» в первом раунде драфта-90 через восемь позиций после Яромира, который достался «Питтсбургу» под общим пятым номером, со смехом вспоминает их первую встречу на льду. Это был контрольный матч. Ягр вошел с шайбой в зону «Рейнджерс», но Стюарт уже приготовился встретить его. «Я подумал про себя: «Это будет круто». В твоей голове проносится множество мыслей: «Сейчас я его размажу». Я вцепился в него, что есть силы, и хотел воткнуть в борт. Вместо этого он протащил меня за собой, даже не теряя контроль над шайбой. Я был посрамлен. Я не могу жаловаться на габариты, но он так и протащил меня, висевшего на его руке, до самых ворот Майка Рихтера».
И так Яромир играет до сих. «Что вы будете делать, когда уткнетесь мордой в его зад?» – вопрошает бывший партнер чеха по «Пингвинс» Трой Лони. Так, к примеру, было 12 марта, когда Ягр вошел в зону «Филадельфии», повернулся спиной к защитнику «летчиков» Нику Шульцу, затолкал его к воротам, контролируя шайбу, а затем отдал голевой пас Юбердо.
Но Ягр адаптируется под своих партнеров. Вместо того чтобы, как раньше, в одиночку разбрасывать защитников соперников, он теперь старается отвлекать их внимание на себя, чтобы освободить пространство для Юбердо или Баркова.
«Раньше я говорил: «Парни, просто дайте мне шайбу и я забью». Но теперь я отдаю шайбу, так как они могут это сделать и могут сделать это лучше меня. Мне стало гораздо проще», – говорит чех.
С годами его игровое время уменьшилось. Сейчас он выходит на 17 минут, а в начале карьеры получал все 25, зачастую проводя двойные смены. «Я всегда стараюсь удостовериться, что я в лучшей игровой форме, чем соперник, с которым мне предстоит встретиться. Я знаю, что в третьем периоде он уже не сможет мне противостоять, так как не тренируется так много, как я. В последнюю минуту игры я остаюсь таким же, каким был в первую. Ты должен понимать, как ты играешь, как тренер использует тебя».
Главный тренер «Пантерс» Жерар Галлан выпускает Ягра на короткие смены – по 30-40 секунд. Он также разрешил Яромиру брать выходной, когда он захочет. Чех еще не брал ни одного. Когда Ягр устает, а это происходит часто, он предпочитает не отдыхать.
«Вы думаете, что он должен тяжело восстанавливаться, но, честно говоря, он обожает спаренные матчи, – говорит тренер по физподготовке «пантер» Пауэрс. – Он не может остановиться. Если он продолжает, продолжает и продолжает двигаться вперед, у его тела просто нет времени на восстановление и перезагрузку».
Так как Яромир теперь гораздо больше времени проводит у ворот, заслоняя обзор вратарю и играя на подборе, он концентрирует свое внимание на упражнениях, которые могут помочь ему в этом деле. К примеру, он берет медицинский мяч, ставит его перед мягкой стеной и что есть силы бьет по нему клюшкой. Ягр так любит это упражнение, что он просит Пауэрса всегда держать мяч и клюшку наготове, чтобы он мог потренироваться даже в отеле.
Чтобы успевать за возросшей скоростью игры, он похудел на 15 фунтов. После окончания тренировок он зачастую в одиночку катается до тех пор, пока сам не посчитает нужным остановиться.
«Он просто псих. Это просто удивительно», – восхищается 22-летний Винсент Трочек.
В качестве доказательства приведем пример с одной из тренировок. Ягр был оскорблен тем, что Аарон Экблад отобрал у него шайбу, просто подбив его клюшку. Яромир сразу же направился в тренажерный зал и заявил: «Никто больше никогда не отберет так у меня шайбу». Так что они с Пауэрсом взяли одну из клюшек Баркова и приделали его к силовому тренажеру, чтобы сымитировать давление, которому должен противостоять нападающий.
«И это не показуха, – уверен бывший партнер Ягра по «Питтсбургу» Иржи Хрдина. – Он действительно верит в то, что ему все это необходимо».
На скамейке для него всегда приготовлен мяч, которым он разминает мышцы. После каждого периода он окунает голову в ведро с холодной водой. Он погружает свое тело в криосауну, которая охлаждается до -243 градусов по Фаренгейту (-117 градусов по Цельсию), после чего чувствует себя более гибким и резким.
Партнеры по команде воют от таких методов, но, во всяком случае, некоторые, стараются повторять за Яромиром. Хоккеисты, которые раньше предпочитали более классические методы, теперь сами играют с медицинским мячом, бегают с утяжелением и делают много такого другого, что раньше им не приходило в голову.
«Многие ребята думают, что находятся в хорошей форме, но потом они видят все это и осознают: «Упс, мне лучше не отставать», – говорит генеральный менеджер «Флориды» Дэйл Тэллон. – И даже если его нет рядом, то его посыл остается. Стремясь к нему, молодые игроки становятся лучше. И это оказывает огромное влияние на нашу команду».
Долгие годы одно воспоминание не выходит из головы Брайна Троттье, который видел, как Ягр начинал свой путь в НХЛ. В начале 90-х чех только начинал познавать английский язык, в частности смотря канал MTV. Как-то он зашел в раздевалку и стал декламировать тексты песен «Mötley Crüe» и «Warrant». Но Троттье больше запомнился другой момент.
Как-то 18-летний юнец на ломаном английском сказал Брайану, что собирается играть до 50 лет. Смерив его взглядом, Троттье ответил: «Если вы останетесь здоровы, молодой человек, то это вполне реально».
За 25 лет своей карьеры Ягр не получал серьезных травм, которые могли ее погубить, а телосложение чеха подходит под стиль игры любого времени. Одной из причин своего долголетия Ягр называет обретение внутреннего умиротворения. Они с Пауэрсом часто говорят об открытии чакр. Как говорит Яромир, он подпитывается энергией не только от пищи или сна, но и от чувства внутреннего спокойствия.
«Если вы становитесь слишком возбуждены – рады или огорчены – то это схоже с поломкой автомобиля, – объясняет чех. – К примеру, вы на трассе, едете очень быстро, обгоняя всех, но, в конце концов, кто-то обгоняет вас. И вас это «ломает». К тому же вы тратите намного больше топлива – в отличие от человека, который едет спокойно».
В прошедшем сезоне Ягр обошел Бретта Халла и Марселя Дионна, выйдя на третье место в списке снайперов в истории лиги. 7 марта он обошел Горди Хоу и занял третье место по количеству набранных очков в истории.
После того знаменательного матча Ягр ответил на несколько вопросов, схватил Баркова и Юбердо, чтобы попозировать для фотографов, а потом направился в тренажерный зал.
Он покрутил педали на велосипеде, поработал с медицинским мячом и еще всячески эксплуатировал Пауэрса. Затем он объяснил новичку команды – Иржи Гудлеру – преимущества таких тренировок. Потом послушал обещания Баркова, что если он вернется в команду в предстоящем сезоне, то в одном звене с Александром Ягр побьет новые рекорды. Когда он покидал арену, на дворе был уже час ночи.
Как бы странно это не звучало, когда-нибудь это все закончится. Так происходит со всеми. Но, сколько бы Ягру ни было в тот момент – 45, 55 или больше лет – он задумается о будущем только тогда, когда это произойдет. Любой вопрос о планах после завершения карьеры он прерывает на полуслове и с ухмылкой отвечает: «Ваше тело знает гораздо больше, чем вы сами. Что-то всегда приводит вас туда, где вы должны быть».
Источник: The New York Times
Фото: Gettyimages.ru/Bruce Bennett; REUTERS/Robert Mayer/USA TODAY Sports; facebook.com/68Jagr; REUTERS
«Даже на смертном одре он будет требовать шайбу». Хоккейный мир о Яромире Ягре
P.S. VK сообщество | Блог «Новый Уровень»