8 мин.

Самый крутой переход лета в КХЛ

Дерек Рой, который знает, как играть с русскими.

alt

В январе 2003-го вместе с другими канадцами он смотрел, как беснуются русские пацаны, только что выигравшие у них финал молодежного чемпионата мира. С одним из этих пацанов — Александром Пережогиным — через 13 лет он окажется в одной команде в далекой и загадочной Сибири.

У канадцев тогда по именам был не слишком впечатляющий состав, в более или менее полноценную звезду из тех парней вырос только вратарь Марк-Андре Флери, будущий олимпийский чемпион и двукратный обладатель Кубка Стэнли. Зато большинство стали крепкими энхаэловцами, а вообще ни разу не сыграл в НХЛ только защитник Руло.

Дерек Рой в этой команде играл в третьем звене и особенно не выделялся, если не считать потрясающую эффективность на точке вбрасывания — почти 72%, лучший результат на турнире. Но в итоге по карьере именно он оказался самым крутым из канадцев после Флери.

* * *

alt

Хоть на детской фотографии этого и не видно (Рой — второй справа в нижнем ряду, легко узнаваем по фирменной улыбке), он всегда был чуть меньше сверстников. Небольшой рост (175 см) ему достался от отца, тот тоже играл в хоккей, но дальше юниорского уровня не пробился. В его годы в профессиональных лигах хоккей был сильно жестче, чем сейчас, и в цене там были парни покрупнее. Малышам и сегодня нелегко, что уж говорить о 70-х.

Так что Дерек с самого детства знал — чтобы играть в НХЛ, ему нужно всегда делать чуть больше остальных, быть намного лучше остальных, а еще быть сильным, насколько это возможно.

Нельзя сказать, что с последним у него получилось.

alt

Но он старался.

* * *

«Баффало» двух первых сезонов после локаута 2005 года был одной из лучших команд лиги, и, возможно, самой зрелищной. У «клинков» тогда была невероятная атака, регулярно устраивавшая концерты со счетами 8:5, 10:4 и так далее. В ней зажигали Дэнни Бриэр и Крис Друри, а еще тройка Ванек — Рой — Афиногенов, ставшая открытием не хуже, чем пару лет назад звено «Тампы» Палат — Джонсон — Кучеров. Они много забивали, почти не выходя в большинстве, и очень мало пропускали — причем, в основном потому, что соперник толком не видел шайбы. У Роя в этом сочетании была не самая заметная, но самая важная роль – он разгонял атаки и первым возвращался в оборону.

alt

Казалось, что именно эта невероятная команда должна снять проклятие города, у которого нет ни одного чемпионского титула в главных спортивных лигах Северной Америки. Но нет, она только усилила разговоры о нем. Два года «Сэйбрс» добирались до финала Востока, но там и заканчивали. После второй неудачи из команды ушли Бриэр с Друри, и место в центре первого звена досталось Рою. Он тянул лямку бодро, набирал много очков, но «Баффало» был уже не тот.

«Я хочу стать одним из элитных игроков НХЛ. У меня нет никакого желания топтаться на месте и набирать по 60-70 очков», – так он говорил в начале сезона-2010/11, когда шел по графику «очко за игру», несмотря на неудачный старт команды (11 поражений в первых 15 матчах). Нормальные амбиции для игрока, который за год до этого входил в расширенный состав сборной Канады и участвовал в предолимпийском сборе.

Через месяц Дерек схлестнулся в борьбе за шайбу с Дмитрием Куликовым, получил травму колена и пропустил остаток сезона. Он очень старался вернуться как можно скорее, но получилось только к седьмому матчу первого раунда плей-офф, куда «Сэйбрс» в итоге все равно вышли, но проиграли «Филадельфии» вчистую. После этого карьера Роя резко пошла вниз, да и «Баффало» с тех пор в плей-офф никто не видел.

* * *

Некоторый ренессанс неожиданно случился у него в беспросветном «Эдмонтоне», правда, вышел совсем коротким. У Дерека сложилась отличная связка с Наилем Якуповым, получившим, наконец, умного центра, о котором давно мечтал.

«Он хороший центрфорвард, который мне и нужен. Что я стараюсь делать – это открываться и бросать. Рой никогда не бывает эгоистичным, не передерживает шайбу. Если партнер открыт, он обязательно отдаст», – затюканный в «Ойлерс» и запутавшийся в себе потенциальный суперснайпер Наиль Якупов поднял голову и приготовился к карьерному рывку.

Вместе они выдали несколько крутых матчей, забили несколько крутых голов...

alt

...и вообще ненадолго стали почти рок-звездами.

alt

Но летом «Эдмонтон» получил на драфте Коннора Макдэвида, и в клубе решили, что Рой им больше не нужен.

А если уж даже «Ойлерс» не проявляют интереса к игроку, сложно рассчитывать на продолжение карьеры в НХЛ. Но Дереку почти повезло – «Вашингтон» искал подмену травмированному Никласу Бэкстрему и предложил просмотровый контракт. А там ведь тоже есть русский вингер, да какой. Даже десяток матчей рядом с ним мог бы дать карьере Роя новый импульс.

«Я очень много работал летом, вложился в подготовку, успел подружиться с игроками, но потом мне сказали, что Никлас Бэкстрем сможет вернуться после травмы раньше, чем предполагалось. Что он пропустит всего пару матчей вместо десяти. И контракта не будет. Конечно, это был тяжелый удар».

Возможно, «Вашингтон» совершил большую ошибку. Возможно, она даже стоила ему Кубка Стэнли. Дерек Рой не стал для «Кэпиталс» ни временной подменой Бэкстрему, ни центром третьего звена, которого они в итоге так и не нашли. Зато он стал тем парнем, который принес своей команде чемпионский титул в другой лиге. Весной 2016-го Дерек Рой забил за «Берн» золотой гол в плей-офф швейцарской НЛА.

В конце третьего периода последнего матча при счете 2:2 Рой поймал защитника «Лугано» на выходе из зоны, отобрал шайбу и спокойно реализовал выход один на один с вратарем. «У меня просто были свежие ноги, потому что я 12 минут провел на скамейке штрафников», – скромно объяснил он.

«Берн» штормило весь сезон: ближе к середине сменили тренера, результаты стали еще хуже, но кое-как все же удалось забраться в плей-офф с восьмого места. А там команда вдруг преобразилась и докатила до чемпионского кубка всего с двумя поражениями.

«У нас было много травм, поражений, весь сезон будто катались на американских горках. Но мы преодолели все невзгоды, а в плей-офф каждый смог прибавить», – для Дерека Роя это был чемпионский титул в профессиональной карьере.

Так что Омск получил не просто парня, который когда-то здорово играл в НХЛ. Он получил парня, который только что забил золотой гол (см. с 1.49).

* * *

Вспоминая Квебек-2008, первым из канадцев приходит на ум Рик Нэш, заработавший роковое удаление в овертайме. Но Дерек Рой тоже был там. И это именно он недоглядел за Алексеем Терещенко, когда тот забивал гол, с которого начался великий русский камбэк.

Тогда в Квебеке Рой второй раз за карьеру играл в финале против сборной России и снова смотрел на чужой праздник со стороны. А через год в Берне это случилось в третий раз. Наверное, в этом есть даже какой-то символизм, что под конец карьеры он приехал в страну, с которой так часто пересекался и которая столько раз причиняла ему боль. Может быть, здесь ему даже удастся ее унять.

Измученное травмами тело вряд ли позволит ему стать в КХЛ большим бомбардиром вроде Брэндона Боченски — даже в Швейцарии за весь прошлый сезон он забил только 9 голов. Но помимо быстрых ног и ловких рук, Дерека Роя всегда отличала светлая голова, и уж она-то по-прежнему при нем, а в нашем хоккее это всегда было в цене.

P.S.

У народной канадской рок-группы The Tragically Hip в песне Fireworks есть такие строчки:

You said you didn’t give a fuck about hockey

And I never saw someone say that before

You held my hand and we walked home the long way

You were loosenin’ my grip on Bobby Orr

Ты сказала, тебе плевать на хоккей

Я такого еще в жизни не слышал

Но когда мы долго возвращались домой,

Я все меньше и меньше думал о Бобби Орре.

Однажды на концерте в Эри фронтмен группы Горд Дауни, сумасшедший фанат «Бостона», заметил, что среди публики много людей в свитерах «Баффало», и вместо «Бобби Орр» спел «Дерек Рой». Может, это был знак уважения, а может – сарказм, ведь «Баффало» за несколько дней до этого обидно проиграл «Оттаве» в финале Востока. Так или иначе, Рою было приятно.

Музыкантам, которые будут гастролировать в Омске, на заметку: в русском языке Дерек Рой отлично рифмуется.

Фото: Gettyimages.ru/Rick Stewart