12 мин.

Как подготовить велосипед к сезону: важные проверки

Владельцы велосипеда эксплуатируют свое транспортное средство по-разному, кто-то более, а кто-то менее интенсивно. Кто-то предпочитает ездить и в зимний период, но большинство пользуются байком в теплые времена года. На протяжении нескольких месяцев техника простаивает. Даже если вы хорошо подготовили ее к зимнему хранению, весной велосипед нуждается в дополнительной проверке всех узлов и деталей, чистке и смазке наиболее важных.

Как выбрать покрышки для велосипеда: важные характеристики

Воспользовавшись нашими советами, вы сможете провести все необходимые процедуры для подготовки велосипеда к сезону. Техника будет служить без проблем до следующей зимы.

Почему важно проверять велосипед перед сезоном?

Велосипед такое же транспортное средство, как и любое другое. Он должен быть всегда исправен, от этого зависит безопасность во время дорожного движения. Знатоки советуют проводить большое техническое обслуживание минимум раз в год. Наиболее бережливые владельцы проверяют все узлы, механизмы и детали в конце сезона и перед его началом. Общее состояние велосипеда проверяют перед каждой поездкой.

Многое зависит от условий хранения, от перепадов температур, влажности. Транспорт покрывается пылью, на стальных частях могут возникнуть следы коррозии, смазка смывается, плохо работают цепь, шестеренки, появляются лишние звуки. Поэтому настройка велосипеда перед сезоном имеет очень большое значение для приятной повседневной езды.

Без проверки и осмотра возможны серьезные поломки. Придется менять жизненно важные детали, тратя значительные средства.

Регулярное обслуживание позволит максимально продлить срок службы «железного коня». Механизмы испытывают серьезные нагрузки при эксплуатации. Их проверка и, при необходимости, своевременная замена избавит от более серьезных проблем, когда дешевле будет приобрести новый велосипед, нежели менять отдельный механизм.

Чек-лист подготовки велосипеда к сезону

Велосипедист должен наизусть знать список деталей велосипеда, требующих постоянного внимания.

Перед вами чек-лист:

  • поиск люфтов: зажав переднее колесо между ногами, покрутите руль из стороны в сторону, приподнимите и опустите переднее колесо, не должно быть никаких посторонних звуков;

  • проверка педалей: намертво затягивать не надо, но не допускайте люфтов, покачайте педаль по вертикали и горизонтали;

  • проверка колес: они должны быть накаченными с давлением в шинах, предназначенным для соответствующего дорожного покрытия;

  • проверка тормозов: в идеале тормозной рычаг на гидравлике должен иметь небольшой ход, проверяйте состояние тросов;

  • смазка деталей велосипеда: ни одна деталь не должна издавать звуков, при появлении необходимо тут же смазать и проверить;

  • затяжка: не обязательно затягивать детали ежедневно, но периодически нужно проверять все крепления;

  • фонарик: при движении в темное или сумеречное время суток велосипедист без опознавательных знаков может стать потенциальным виновником дорожно-транспортного происшествия.

Особого внимания требуют рулевое управление, тормоза, колеса и трансмиссия. Без исправного состояния механизмов велосипед эксплуатировать нельзя.

Очистка велосипеда после зимы

Начинать подготовку велосипеда к сезону следует с его очистки и мойки. Пыль и грязь с поверхности велосипеда необходимо снять простой мягкой ветошью и мыльным раствором воды. Некоторые везут велосипед на автомойку и проводят очистительные процедуры тем же мыльным раствором под давлением. Любая грязь гарантированно будет выбита с самых сложных участков.

Но на автомойке нужно принять меры предосторожности:

  1. Обмотайте седло велосипеда, каретку и втулки пленкой.

  2. Если они остались открытыми, не используйте сильный напор воды.

  3. Без использования пленки после мойки велосипед следует просушить, затем смазать все ключевые механизмы.

При сушке велосипеда не следует использовать фен или ставить его на большую батарею. Просто возьмите чистую тряпку или салфетку из микрофибры и удалите все скопления воды в местах, где возможно появление коррозии.

Очищать трущиеся части лучше вручную, используя специальные средства. Сейчас их можно найти в любом спортивном специализированном магазине. Химия избавит от пыли, грязи и прошлогодней смазки. Используйте щетки.

При подготовке велосипеда к сезону проверьте состояние цепи, кассеты и звездочек. Почистить их можно аккуратно с помощью старой зубной щетки, но существуют специальная очистительная машина.

Проверка шин и давления

При проверке колес внимание уделяется состоянию покрышек, давлению в них и спицам. Покрышки являются расходным материалом, но не должны иметь потертостей, трещин, дырок и других видимых повреждений. Задние покрышки изнашиваются быстрее. Совет – меняйте передние и задние местами, тем самым продлите им жизнь. Часто резина за зиму дубеет. Следует размягчить ее раствором воды с лимонным соком, смочив ветошь. Следом обязательно проверить давление в шинах велосипеда, подкачайте, поскольку во время длительного простоя оно падает. Если в течение часа давление не упало, покрышки в порядке. В противном случае их надо менять или ремонтировать.

Давление в шинах всегда должно соответствовать норме. Цифры минимального и максимального давления указаны на боковине покрышки, значения PSI, KPa, BAR. Для грунтового покрытия следует использовать давление приближенное к минимальному, для асфальта – к максимальному. Для удобства представляем таблицу с учетом веса велосипедиста в PSI и BAR:

Вес велосипедиста (кг)

Давление в шинах (PSI)

Давление в шинах (BAR)

50

35-38

2,38-2,59

63

37-40

2,52-2,72

77

40-43

2,72-2,93

91

42-45

2,86-3,06

105

45-48

3,06-3,37

118

47-50

3,2-3,4

При подкачке колес велосипеда нельзя превышать максимальное давление, это чревато выскакиванием покрышки с обода и непредсказуемыми последствиями.

Проверка велосипеда перед сезоном также включает осмотр камер, если они не держат воздух. Достаточно простого дедовского способа. Накачать камеру, опустить ее в воду, на месте утечки появятся пузырьки. Следует заменить на новую или отремонтировать.

Смазка цепи и трансмиссии

Приводная цепь – вторая по важности деталь после колес, требующая обслуживания перед первой поездкой на велосипеде после зимы. Она находится близко к дорожному покрытию, поэтому на нее постоянно налипают пыль и грязь. Без очистки цепь будет изнашиваться, растягиваться, деформировать звезды и кассеты. Перед сезоном цепь нужно смазать обязательно.

В остальном многое зависит от условий эксплуатации транспортного средства:

  • чистый асфальт, сухая погода – через 400 километров пробега;

  • дождь, грунт с песком – после каждой поездки.

Перед смазкой цепь нужно очистить вручную. Понадобятся растворитель, уайт-спирит. При большом количестве грязи деталь нужно снять, поместить в раствор или ультразвуковую ванну. Специальная машинка, в которую наливают растворитель, позволит очистить цепь, не снимая ее. Для идеального результата достаточно несколько раз поменять жидкость в машинке.

Далее потребуется смазка велосипедной цепи. Смазки бывают жидкими, в виде спрея, твердыми парафиновыми. Вполне подойдет смазка для цепи мотоцикла. Хотите сэкономить, возьмите простое цепное масло для бензопилы. Оно стоит около 500 рублей за три литра. Не используйте биоразлагаемое масло, его растительные компоненты превращаются в смолу. Цепь потом будет сложно очистить.

Смазку следует наносить из обычной масленки на каждое звено по несколько капель. Сделайте паузу и прокрутите педали около 15 секунд. Смазка должна проникнуть во все шарниры. Излишки протрите ветошью. После смазки цепь должна выглядеть практически сухой.

Проверка и настройка тормозов

Тормозная система – жизненно важный механизм транспортного средства. В велосипеде тормоза бывают разных видов: ободные, дисковые или гидравлические. Ободные тормоза (V-brake) проверить проще всего, они всегда открыты для визуального осмотра.

Проблемы могут возникнуть в случае:

  • трещин на колодке: они могут стать хрупкими, пересохнуть, их нужно менять;

  • неравномерный износ колодок: стерлись под углом, правильно отрегулировать или менять;

  • не видно углублений: колодка полностью стерлась, нужно менять;

  • сильный износ вызовет металлический скрежет при торможении.

Владельцу велосипеда следует убедиться, что в зимний период тросики ходят внутри рубашек свободно и не заржавели. Ручка не должна застревать на обратном ходу. Колодки на дисковых тормозах изнашиваются медленно, но их тоже нужно периодически менять.

В случае наличия гидравлических тормозов требуется проверка уровня тормозной жидкости. Замену следует производить раз в два года. Обычно самостоятельно сделать ее сложно, придется ехать в сервис. Нельзя допускать утечки тормозной жидкости. Если она попадет на колодки или диск, тормозная система может отказать. Проблема возникает при попадании воздуха в гидравлику. Профилактикой служит прокачка гидравлической системы.

Настройку дисковых тормозов следует начинать с регулировки хода тормозной ручки, после проверить натяжение троса. На ручке и калипере есть установочные болты, предназначенные для мелкой регулировки. Трос крепится к калиперу винтом, его нужно ослабить или подтянуть.

Настройка переключателей скоростей

Каждый байкер должен знать, как проверить цепь велосипеда. Вращайте педали, оцените цепь визуально, послушайте возможные шумы. Осмотрите тросики и «рубашки» переключателей. Они должны быть целыми, без видимых повреждений, тросик двигается свободно. В противном случае его нужно очистить от грязи, протереть, высушить и затем смазать.

Для плавности работы переключателей следует настроить «завал цепи». Обратите внимание на два винта регулировки – H (высокий) и L (низкий). Поставьте цепь на маленькую звезду спереди и на большую сзади. Вращайте низкий винт так, чтобы цепь была максимально приближена к внутренней пластине, но не задевала рамку, когда крутятся педали. Теперь следует натянуть тросик и зажать винт крепления. Следом ставьте цепь на большую звезду спереди и на маленькую сзади. Проделайте ту же процедуру с высоким винтом. Следите, чтобы цепь не терлась о раму.

Натяжение тросика переключателей производится регулятором, расположенным возле конца «рубашки» у манетки или рядом с переключателем. При вращении регулятора по часовой стрелке, натяжение уменьшается, переключатель смещается наружу. При вращении против часовой стрелки натяжение становится туже, переключатель смещается внутрь ближе к колесу. Такая балансировка позволит сделать работу переключателей плавной и точной. Проблемы помогут определить посторонние звуки в трансмиссии, она должна работать почти беззвучно.

Какой бы качественной не была цепь, во время эксплуатации велосипеда она будет растягиваться. Возникает ситуация, когда регулировка произведена правильно, а цепь все равно срывается со звездочек и проскакивает. В таком случае проблема может быть в самих звездочках. Временное решение – не использовать их и ездить только на определенных скоростях. Но со временем все равно придется идти в сервис и менять кассету.

Проверка болтов и креплений

На велосипеде передвигаются по разным дорожным покрытиям. Даже если приходится ездить по ровному асфальту, болты, гайки постоянно вибрируют, ослабляя крепления. Снижается трение, соединение раскручивается. Критически важные узлы:

  • руль;

  • седло;

  • педали;

  • тормоза;

  • колеса.

Не обязательно проверять крепления каждый день, но после длительного простоя пройдите ключом по всем болтам и гайкам. Убедитесь, что они закручены надежно. Старайтесь не перетягивать соединения, чтобы не сорвать резьбу. Иногда болты откручиваются слишком часто. Решите проблему с помощью специальных шайб и в некоторых случаях контргаек. Невнимательность грозит серьезными травмами для велосипедиста и окружающих.

Первая поездка после зимнего простоя

После длительного простоя нужно не только подготовить велосипед к сезону, но и адаптироваться к нему. Распространено мнение, что научившись ездить на велосипеде, не разучишься никогда. Но восстановить навыки следует обязательно. Поэтому после всех процедур, описанных выше, полной подготовки транспорта к весенне-летнему сезону следует совершить первую поездку на велосипеде после зимы. Сделать это лучше в безопасных оборудованных местах на велодорожках. Почувствуйте себя снова в седле, восстановите ощущения и проверьте работу узлов и деталей байка.

Особенно важна «обкатка» после замены деталей. Они должны притереться друг к другу. Достаточно будет проехать несколько километров, проверка будет пройдена. Не забывайте о безопасности:

  • одевайтесь удобно, детали одежды не должны мешать при езде;

  • надевайте защитный шлем и очки;

  • используйте специальные перчатки;

  • в некоторых случаях используйте наколенники и налокотники;

  • обе руки всегда держите на руле и будьте готовы к экстренному торможению;

  • соблюдайте Правила дорожного движения.

Главное, будьте внимательны и аккуратны. Сев на велосипед, вы становитесь полноценным участником дорожного движения.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Читатели часто задают вопросы о тонкостях технического состояния велосипеда. Приводим ответы на некоторые из них.

Нужно ли менять масло в вилке после зимы?

Велосипедная вилка – деталь капризная и требует особого внимания. Осматривать ее нужно каждую неделю и регулярно менять масло. Оно используется в вилках разного типа:

  • пружинно-эластомерный механизм;

  • пружинно-масляный механизм;

  • воздушно-масляными механизм.

Если велосипед эксплуатируется постоянно, то масло нужно менять несколько раз в год и обязательно при проверке велосипеда перед сезоном.

Можно ли использовать WD-40 для цепи?

Смазка WD-40 – жидкость с высокой степенью текучести, она разъедает следы ржавчины, растворяет масла, убирает грязь. Ее можно использовать для очистки деталей цепи при подготовке велосипеда к сезону. Но в качестве основного смазочного материала она не подходит, следует пользоваться стандартными материалами.

Как понять, что велосипедные тросики растянулись?

Подсказка появится во время переключения передач. При переключении вверх с маленькой на большую звездочку все происходит легко, а с большой на маленькую с усилием.

Подготовка велосипеда к сезону важна по нескольким причинам: продление жизни механизмов и деталей, избежание внезапных поломок, безопасность движения. Стоит потратить совсем немного времени, чтобы затем быть уверенным и не испытывать никаких проблем во время езды. Для проверки подготовьте минимальный набор инструментов, пользуйтесь нашим чек-листом. Чем больше внимания будете уделять велосипеду, тем больше он прослужит. Делитесь своими идеями и опытом, задавайте вопросы в комментариях, и пусть поездка будет приятной!

Масло для велосипеда: чем смазывать цепь и втулки

Как ухаживать за велосипедом: основные процедуры