Жизнь на грани: разбираем биографию Лоренца Саладина. Ее написали еще в 30-х, вышло новое издание – с критикой альпинистов
Альпинизм в эпоху между мировых войн.
«Лоренц Саладин. Жизнь ради гор» – биография швейцарского альпиниста, написанная Аннемари Шварценбах. Ее издание на русском («Библиотека Спорт-Марафон», 2024, 16+) сопровождается эссе, которое проливает больше света на судьбу швейцарца, а также на личность его биографа и историю альпинизма в начале XX века.
Подробнее о книге рассказывает Даша Колганова, книжный обозреватель и автор телеграм-канала «Империя должна прочитать».

Лоренц Саладин не был суперзвездой. Он лишь косвенно принадлежал к элите альпинистов благодаря участию в 1920-30-х в известных экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань. Швейцарец не искал славы. Искал только горы, которые может покорить. Короткая скупая автобиография, редкие печатные публикации, масса уникальных на тот момент фотографий далеких мест – это все, что осталось от Саладина. Он погиб в сентябре 1936 года, когда в составе русской экспедиции поднялся на одну из самых холодных и неприступных вершин мира – пик Хан-Тенгри на Тянь-Шане, «Повелителя неба». О трагической гибели сорокалетнего альпиниста сообщили в швейцарских газетах, но новостью номер один она тогда точно не была.
Про Лоренца совсем бы забыли на родине, если бы не его современница и соотечественница Аннемари Шварценбах. Аристократка, антифашистка, фотограф, писательница и журналистка – альпинизм не входил в круг ее интересов. Случайно, через год после смерти Саладина, Аннемари увидела его снимки, и то, как он видел мир через объектив камеры, покорило ее. Лоренц представился ей самоотверженным лишенным тщеславия человеком, жившим только экспедициями в горы. Чтобы побольше узнать о нем, она поехала к его друзьями в тогда уже труднодоступный Советский Союз. Журналистка посвятила своему герою ряд статей, которые вылились в небольшую, на сотню страниц книгу «Лоренц Саладин. Жизнь ради гор». Журналистка посвятила своему герою ряд статей, которые вылились в небольшую – буквально на сотню страниц – книгу «Лоренц Саладин. Жизнь ради гор», которая стала самой известной работой в писательской карьере Аннемари.

Издание биографии на русском сопровождается эссе наших современников Эмиля Цофри и Роберта Штайнера. Первый – швейцарский писатель, альпинист и скалолаз. Его соавтор – немецкий альпинист-экстремал и писатель Роберт Штайнер, который поднялся на Хан-Тенгри 22 августа 2005 года, почти через 70 лет после того, как там побывал Саладин.
Цофри нашел старый экземпляр книги Шварценбах на блошином рынке, и вместе со Штайнером решил переиздать биографию. Их заинтересовали оба – и ее герой, и ее создательница. Цофри и Штайнер дополнили и исправили некоторые неточности, допущенные Шварценбах. Часть из них была сделана по незнанию, часть, возможно, – по умыслу. Например, по тексту биографа кажется, что восхождение группы Лоренца к Хан-Тенгри было первым, но это не так.
При этом авторы эссе почему-то пытались выставить писательницу изнеженной особой с проблемной психикой. Якобы она была чуть ли не одержима погибшим Лоренцом и как мужчиной, и как проекцией своей недостижимых амбиций. Аннемари действительно заканчивала биографию в психбольнице и почему-то напрочь игнорирует любовные связи своего героя, однако ее текст точно нельзя назвать порождением больной одержимости.

Если отбросить эту часть, текст альпинистов хорошо дополняет историю Саладина. Шварценбах не могла дать тот контекст, который известен сегодня. Например, какую роль играл альпинизм в 1930-е. В эссе особенно отмечается его роль в политике. Покорение вершин, особенно первовосхождения, можно считать демо версией будущего высотного соревнования держав – космической гонки. Успехи альпинистов служили пропаганде: нацисты так доказывали превосходство арийцев, а советские власти – коммунистического строя. Нельзя обойти стороной тот факт, что после смерти Саладина некоторые его товарищи по восхождениям из героев стали врагами народа. Некоторые подверглись в СССР репрессиям в том числе из-за общения с коллегами из других стран.
Это сейчас горы воспринимаются как нечто освоенное, подчиненное человеком под свои нужды – в том числе для развлечения. Горнолыжные курорты с подъемниками и трассами – иллюзия того, что мы покорили горы. Но на самом деле это они покорили нас. И они в любой момент могут напомнить, какое место отведено нам в их тени.
Как забраться на Эверест без кислородных баллонов? Как кислород влияет на спортивные возможности?
«На Эвересте нет никакой морали». Она первой из России поднялась на все 14 восьмитысячников
Школы и альпклубы Москвы и Санкт-Петербурга. Где можно заниматься альпинизмом с нуля
Фото: commons.wikimedia.org/ETH Bibliothek Zurich