13 мин.

Половое воспитание детей и подростков, как поговорить с ребенком о сексе

Половое воспитание детей долгое время считалось в нашем обществе табу. Да и сейчас многие родители практически не уделяют ему внимания.

10 главных правил в воспитании детей – рекомендации психолога

Во-первых, есть определенное стеснение и нет желания затрагивать эту тему в разговорах с ребенком. Даже на его прямые вопросы следуют уклончивые ответы или переадресация — «спроси у мамы» или «спроси у папы». Во-вторых, родители просто не знают, как и что говорить своему ребенку. Каким образом начать эту беседу, чтобы ребенку все было понятно и при этом сделать так, чтобы не перейти через некую грань, где можно даже напугать его. Еще одна проблема — когда начинать половое воспитание? Одно дело, если ребенок задает вопросы, а если нет, как подойти к теме наиболее деликатно?

Вот и получается, что родители просто отмахиваются от этого, считая, что их не воспитывали и, ничего, как-то выросли. Игнорировать половое воспитание — большой риск. Если ребенок не подготовлен и не осведомлен в этих вопросах, то это может сказаться на здоровье в будущем, его психологическом и физическом состоянии, а в некоторых случаях и вовсе приведет к жизненной драме. Именно поэтому половое воспитание нужно начинать в раннем детстве, разговаривать с ребенком индивидуально с учетом его пола и возраста. Мы затронем самые разные аспекты полового воспитания детей и ответим на распространенные вопросы.

Задачи полового воспитания ребенка

В сфере полового воспитания детей можно выделить по крайней мере два вида задач, которые преследуют родители.

Одна связана с их собственным поведением, которое включает:

  • необходимость преодоления собственного дискомфорта;

  • умение называть многие вещи своими словами;

  • способность быть внимательными и деликатными;

  • умение не пугать детей слишком серьезными рассказами на сексуальную тематику.

Другие задачи можно назвать более глобальными, о которых пишут во многих книгах, о них говорят психологи.

Топ-10 книг о половом воспитании детей: подборка для родителей

В данном случае половое воспитание детей:

  • способствует их гармоничному развитию;

  • формирует полноценное половое поведение и детородные функции;

  • снижает случаи насилия на сексуальной почве;

  • уменьшает число заболеваний, передающихся половым путем;

  • содействует укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.

Если говорить о первом блоке, то родителям нужно самим подготовиться к подобному разговору. Ведь вопросы порой бывают самыми неожиданными и в самом раннем возрасте. Наиболее распространенный, — откуда берутся дети? Отделаться «мы нашли тебя в капусте» не получится, да и нельзя. При этом важно отвечать правильно, любой ответ может повлечь новый вопрос, а то и не один. Поэтому пока ваш ребенок не начал разговаривать, желательно почитать книги о половом воспитании.

Сегодня на выбор есть много интересных и полезных произведений. В частности, книга психолога и сексолога Евгения Кащенко так и называется «Откуда берутся дети». Написана она доступным языком, а поводом для работы над ней стали вопросы собственных внуков автора. Еще одна книга педагога, специалиста по половому воспитанию Анны Левинской — «Без секретов. Как бережно и уверенно говорить с детьми о теле, отношениях и безопасности». Произведение написано исключительно для взрослых. Анна Левинская сама многодетная мама, она рассказывает, как правильно и доходчиво отвечать на неожиданные вопросы детей, сохранив при этом доверие.

Топ-10 книг по воспитанию детей: подборка для родителей

В плане глобальных задач речь идет, прежде всего, о будущем здоровье детей. Зная ответы на многие вопросы они будут развиваться гармонично, для них не будут сюрпризом возрастные изменения тела. Развитый в плане полового воспитания ребенок будет в меньшей степени подверженным возможному насилию посторонних лиц. Став взрослыми такие дети будут гораздо серьезнее относиться к вопросам брачных отношений и созданию семьи.

Что включает в себя половое воспитание

В половом воспитании детей есть две основные составляющие: психологическая и физиологическая. Причем психологический аспект в большей степени относится к взрослым. Именно они должны его преодолеть. Гораздо проще затрагивать вопросы сексуального воспитания с чужими детьми, чем со своими собственными. Бывает, что простые вопросы ребенка могут поставить родителя в тупик, вызвать крайне негативную реакцию, когда эта тема объявляется запретной. Так можно только отдалить ребенка от себя.

С психологическим проблемами сталкиваются и дети в пубертатный период. Если с детства в семье не затрагивались темы сексуального воспитания, то будьте уверены, ребенок найдет возможность узнать все самостоятельно либо у сверстников, либо в интернете, что тоже может наложить негативный отпечаток во взрослой жизни. Некоторые родители находят выход в том, что дают почитать «умные книжки». Уже неплохо, но тем самым они нарушают атмосферу доверия и подспудно ребенок может решить, что тема все равно запретная.

Физиологический аспект не менее важен, и на всех возрастных этапах развития ребенка многое воспринимается по-разному. В дошкольном возрасте и раннем школьном на первом месте любопытство: «почему у него (нее) там все не так как у меня?». В пубертатный период, когда происходят возрастные изменения в организме, вопросов появляется гораздо больше. Можно только представить реакцию мальчика на поллюцию, если он вообще не знает, что это такое. Незнание, что такое менструация, может вызвать, как минимум, страх у девочки, когда она случится впервые. Все это тоже требует разъяснений, все эти моменты важно проговаривать до их появления. Как говорится, «лучше на год раньше, чем на час позже».

В каком возрасте можно начинать половое воспитание ребенка

Ключевой вопрос — когда начинать сексуальное воспитание детей? Иногда это происходит спонтанно, с его вопросов, но лучше проявить инициативу родителям. При этом не обязательно вываливать на ребенка все, что знаете сами. Лишняя информация может в некоторых случаях отпугнуть. Можно перейти к воспитанию ненавязчиво и начать с гигиены. В раннем возрасте дети не моются самостоятельно, как раз во время процесса мытья следует начать этот разговор и, прежде всего, объяснить, как правильно заботиться о гигиене половых органов. Правда, тут важно, чтобы сами родители хорошо разбирались в этом вопросе. Ребенок уже в 5-7 лет должен знать строение своего тела, понимать, чем оно отличается от строения тела противоположного пола.

Как правильно впервые поговорить с ребенком о сексе и кто это должен делать

Лучше, если с мальчиком будет разговаривать папа, а с девочкой мама. Если в семье только один родитель, то можно обратиться за помощью к близким родственникам, дядям и тетям, бабушкам и дедушкам. К самому распространенному вопросу, откуда берутся дети, следует подготовиться заранее. Хорошо, если в доме есть соответствующая литература, причем для детей. Все можно объяснить просто, доходчиво при помощи картинок. Ни в коем случае не нужно прибегать к ассоциациям с животными и растениями, никаких «пестиков» и «тычинок». Отвечать нужно просто и конкретно: откуда я появился? — из моего животика. Иногда этого ответа достаточно, чтобы удовлетворить любопытство.

Какую роль играет семья в воспитании ребенка

Не следует перегружать ребенка анатомической информацией. Если же такого ответа мало и далее следует — как я там оказался, то можно ответить, что мы с папой (мамой) очень полюбили друг друга и из этой любви получился (-лась) ты.

Вот основная категория вопросов, которые могут возникнуть у детей в раннем возрасте:

  • В 3-4 года появляются вопросы, связанные с отличием мальчиков от девочек, женщин и мужчин. Детям становится интересно, откуда они появились, где были до этого.

  • В 5-6 лет становится интересно, как вообще дети попадают к маме в живот, как они там живут и как выходят.

  • В 6-8 лет ребенка интересует, какую роль сыграл в его рождении папа, могут ли они, когда станут взрослыми родить детей.

В подавляющем большинстве случаев дальше этих вопросов любопытство детей в этом возрасте не распространяется. Лаконичных ответов бывает достаточно. Нужно четко понимать, что ребенок в свой вопрос не вкладывает тот смысл и содержание, которые воспринимает взрослый, благодаря своим знаниям.

В раннем возрасте ребенку бывает достаточно видеть родителя своего пола обнаженным, происходить это может в спальне, ванной, бане. В противном случае у него обязательно возникнет вопрос, почему его могут переодевать при всех, а сами родители скрывают свое тело. В дальнейшем это может предупредить нежелательные ситуации. В школьный период ребенок может испытать настоящий шок, увидев случайно обнаженных родителей. Он может стать замкнут и эмоционально напряжен.

В пяти-шестилетнем возрасте дети уже изучают свое тело, дотрагиваются до половых органов так же, как и до любых других. Запрещать это делать нельзя, иначе, с одной стороны, он будет понимать, что делает что-то постыдное и нехорошее, с другой, будет вырабатываться повышенный и нездоровый интерес именно к половым органам.

В младшем школьном возрасте половое сознание детей переходит в половое поведение, отсюда многочисленные ролевые игры. Каждый может вспомнить «больницу» или «дочки-матери». В каждой из этих игр дети примеряют на себя роль мамы, папы, доктора, ребенка, могут рассматривать и трогать друг друга, порой, даже имитировать сесуальный контакт. Чаще всего со стороны родителей следует наказание, хотя в этих случаях детьми движет исключительно любознательность. Если ребенок играет в «сексуальные» игры, в этом нет ничего страшного, напротив, это свидетельство его нормального полового развития. Он познает не только окружающий мир, но и свое тело. Наказание точно отложится в памяти, и повзрослев ребенок будет считать интимные отношения чем-то нехорошим и недостойным.

Родители должны помнить, что они создают для своих детей нравственные критерии. Если супруги относятся друг к другу с нежностью, доверием, взаимоуважением, любовью, это будет откладываться и на поведение ребенка. Все это поможет в дальнейшем избежать ошибок и правильно оценивать любую интимную ситуацию.

Предлагаем вашему вниманию видеоматериал, где идет речь о половом воспитании детей и создаются различные ролевые ситуации.

Что должен знать ребенок к школьному возрасту

В 6-7 лет ребенок должен знать о различии в строении тел мальчиков и девочек, мужчин и женщин, как появляются на свет дети. Если вы не поговорили на эти темы с ребенком вовремя, будьте уверены, в школе или на улице ему точно расскажут. Находясь в своей компании дети начинают хихикать и прикрывать рот ладошками обсуждая названия половых органов. Неправильная реакция — одернуть и сказать, что такие слова нельзя произносить. Таким образом в голове ребенка возникают запреты.

Правильная реакция — снять табу в сфере анатомии и физиологии. Как это сделать?

Доброжелательно начать разговор с вопроса — что ты хочешь узнать, если тебе это так интересно, спроси у меня. Чаще всего, если ребенок не подготовлен к школьному возрасту в вопросах полового воспитания, то подробности физиологии могут его напугать. Чтобы не было домыслов и небылиц, нужно знакомить ребенка с некоторыми аспектами еще до школы, вплоть до конкретных слов, которые и для взрослых порой являются табу.

Простой пример, который можно использовать во время рассказа. Ребенок рождается из семечка, когда папино соединяется с маминым. Дальше может появиться конкретика, где появляется это семечко, и куда оно попадает. Не нужно бояться слов «яички» или «матка», где как раз начинает зарождаться ребенок. Для половых органов некоторые психологи предлагают употреблять слова «пенис» и «вульва». Просто представьте ситуацию. Если нехороший дядя начинает спрашивать про половые органы, стремясь вызвать любопытство, и услышит конкретный ответ, то он точно не захочет приставать к такому ребенку.

В США проводилось исследование, согласно которому педофилы избегают детей прямо называющих половые органы своими именами, поскольку такой ребенок точно расскажет родителям про подобную встречу.

Как правильно поговорить с подростком о сексе

В подростковом возрасте у мальчиков и девочек появляются первые признаки полового созревания, этот период очерчен от 9 до 14 лет у девочек и от 10 до 15 лет у мальчиков. В это время у ребенка резко повышается интерес к своему телу и внешности. Подростки могут переживать постоянный стресс, видя в себе изъяны и недостатки даже там, где их нет. Они обращают внимание на цвет кожи, неправильные черты лица, непропорциональность в строении. Расстраивать может все, и это приводит к замкнутости. В это время важную роль в жизни ребенка могут сыграть родители. Если вы никогда до этого не разговаривали с ребенком о половом воспитании, то самое время начать эту беседу.

Важно к этому разговору подготовиться, разговаривать доброжелательно и ни в коем случае не устраивать допрос. Лучше подготовить список тех вопросов, которые вы планируете обсудить. Отлично, если ребенок будет задавать вопросы, но если они у него исчерпаны, то спросите сами — а что ты думаешь о…?

Тут вместо троеточия могут быть следующие темы:

  • физиология и анатомия полового акта;

  • контрацепция;

  • беременность;

  • менструации;

  • поллюции;

  • заболевания, передающиеся половым путем.

Хорошо, если девочка будет знать, что происходит с организмом мальчика и наоборот, но не нужно обсуждать гигиенические и другие подробности. Достаточно знать, что так бывает. Скажите ребенку, что он может поговорить, не стесняясь, на любые темы сексуального воспитания, покажите, что тем самым он нисколько вас не смутит и тем более не последует какого-то запрета или наказания.

Что должен знать ребенок к подростковому возрасту

В ранние школьные годы у ребенка может возникать период первой влюбленности, своеобразный этап романтизма в отношениях. Наступает пора ухаживаний, а после 12 лет любовь в голове подростка связана с объятиями и поцелуями. Подросток находится на перепутье, с детством он уже расстается, а во взрослый мир еще не вступил. Время, когда человек неосознанно может совершить массу ошибок. Взрослые должны предупредить их. В отношении секса подросток должен думать не как о настоящем, а о будущем. Нужно дать ему понять, что это большая ответственность не только для себя, но и для близкого человека, с которым возникли романтические отношения.

Ребенку к подростковому возрасту важно знать следующее:

  • все люди отличаются, они представляют разные культуры и морально-этические принципы;

  • о происходящих в организме изменениях и с чем они связаны;

  • о вопросах репродукции, включая строение женских и мужских половых органов и клетках;

  • не следует вступать в половую связь до полного физического созревания;

  • при половом контакте нужно использовать контрацептивы, чтобы избежать беременности, венерических и иных заболеваний;

  • о безопасном поведении, чтобы предотвратить вероятность сексуального насилия.

Раньше большинство этих тем было табуировано. Родители на них либо не отвечали, либо уклонялись от ответа. Более того, существовало неправильное мнение, что половое воспитание детей приводит к их излишней сексуальной активности. Мол, они не должны знать ничего лишнего. Но все как раз наоборот, многочисленные исследования показали, что правильное половое воспитание отодвигает срок половой активности и снижает риск опасного поведения, как следствие, заболеваний и внеплановой беременности.

Половое воспитание не менее важно, чем трудовое, нравственное и физическое. Тем самым мы готовим своих детей к взрослой жизни, учимся осознавать свои психические и физические особенности, что затем помогает устанавливать взаимоотношения с людьми противоположного пола. В итоге ребенок становится эмоционально зрелой личностью. Кроме того, если дети обращаются к родителям с вопросами, значит, они им доверяют, такое поведение нужно ценить и поощрять. Сексуальная тема ни в коем случае не должна быть запретной. В силах родителей сделать ее интересной и естественной.