7 мин.

Какую роль играет семья в воспитании ребенка

В воспитании ребенка большую роль играет семья и атмосфера, в которой он растет. В семье закладываются основы личности детей. Модель поведения родителей сказывается и на будущих отношениях ребенка во взрослом возрасте. Он будет проецировать ее на свою семью.

Расскажем про роль семьи в воспитании ребенка, кто главнее в воспитательном процессе и особенностях отношений в разном возрасте.

Взаимосвязь воспитания и отношений в семье

Родители оказывают большое влияние на становление и развитие личности ребенка. Это влияние оказывается с первых дней жизни. Методы воспитания оказывают влияние на формирование характера детей. Во-многом, от того в каких условиях растут дети, зависит их будущее.

Методы воспитания дошкольников: нравственное, экологическое, трудовое, рекомендации психологов

Родители — первый пример для подражания. Дети копируют их привычки, модель поведения и закрепляют поведение на подсознательном уровне. Установленную модель поведения дети в дальнейшем проецируют при создании собственной семьи.

К основным задачам семьи относится создание благоприятных условий для развития личности, формирования моральных ценностей, обеспечение психологической защиты. Семья закладывает фундамент для реализации человека и готовит его к жизни в обществе.

Отношение родителей к детям делится на несколько моделей поведения. Одни излишне опекают детей, другие придерживаются позиции невмешательства, а третьи — удовлетворяют все капризы и запросы детей. Для всестороннего развития личности и установления доверительных отношений важно строить общение на принципах взаимопонимания.

Этапы воспитания ребенка

Воспитание ребенка — это управление сложным комплексом задач по полноценному развитию личности. Неотъемлемой частью взросления и воспитания детей становится создание условий, в которых ребенок учится решать различные задачи, принимать решения, обретать самостоятельность. Со взрослением детей задачи и цели воспитания меняются.

Уход за младенцем

Воспитание ребенка начинается с первых дней жизни. В первый год решается ряд важных задач: эмоциональная привязанность, становление системы саморегуляции (управление поведением: эмоциональная и поведенческая), развитие физических навыков и бытовой уход. При успешном решении всех задач закладывается база для укрепления детской психики.

От года до трех лет

Следующий этап в воспитании ребенка связан с возрастом от одного до трех лет.

В этот период родителям потребуется решить новые задачи:

  • установление границ в отношении между детьми и родителями;

  • поддержание появляющихся интересов;

  • обеспечение физической безопасности для активного освоения окружающего мира;

  • укрепление системы саморегуляции;

  • поддержка в развитии физических навыков.

В первые три года ребенок начинает активное исследование мира, своих возможностей и ограничений в его освоении. При встрече с препятствиями возникает напряжение от невозможности удовлетворить потребности, поэтому родителям важно оказать эмпатичную поддержку.

В этот же период дети начинают активнее вовлекаться в совместные занятия. Игры детей с родителями — один из важных инструментов развития отношений и воспитания. В рамках игрового процесса детям могут донести информацию о внешнем мире и помогают выстроить ценностные ориентиры.

В возрасте 2-3 лет происходит переход к «самостоятельной жизни». Дети начинают делить все на «я» и «ты». У них формируются свои привычки, интересы. Родителям важно поддержать первые шаги самостоятельности ребенка.

Дошкольный период

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста еще более значима, чем в первые годы жизни. В возрасте 4-7 лет ребенок обретает незначительную самостоятельность и совместное время с родителями становится менее значимым. Освоив окружающий мир и способы взаимодействия с ним, ребенок стремится к еще большей самостоятельности.

В дошкольный период начинается исследование мира отношений и своей идентичности: кто я?, какой я?, что я люблю? с кем я дружу? и другие. Постепенно ребенок выходит за пределы семьи, больше общается с другими взрослыми и сверстниками. Они могут стать для него ориентиром для подражания, связь с родителями остается крепкой.

Главная задача семьи для детей дошкольного возраста — проложить путь в окружающий мир. Особое внимание уделяется навыкам решения конфликтов, выстраивания коммуникации и общения с другими.

Младшие классы

С походом в школу в жизни семьи меняется многое. Ребенок обретает новый статус и новые задачи. Для всестороннего развития личности родители должны поддерживать учебную мотивацию и развивать навыки обучения.

В возрасте 7-11 лет ребенок начинает чувствовать себя «большим», опираясь на изменения. В начальной школе родителям важно обращать внимание на те сферы, к которым дети проявляют большее внимание. Это помогает поддерживать интерес к учебе.

Подростковый период

Подростковый период — финишный этап в воспитании ребенка. В возрасте с 12 до 17 лет отчетливо проявляются две основные задачи — помощь в развитии саморегуляции и сепарации.

Если не завершить процесс сепарации, то у детей будет:

  • страх при принятии самостоятельных решений;

  • проблемы в воспитании собственных детей;

  • сложности с составлением долгосрочных планов и путей их достижения;

  • большие сомнения в собственной состоятельности как взрослого человека.

Незавершенная сепарация опасна и для родителей. Они могут разочароваться в детях, потерять доверие ребенка и эмоциональную связь.

В видео вы можете посмотреть больше информации о сепарации, и почему это важно в воспитании детей.

Подростки проходят первый этап самостоятельной взрослой жизни. Им важно почувствовать себя отдельной личностью, выстроить собственные жизненные планы, добиться первых поставленных целей.

Кто важнее — ребенок или родители

В воспитании детей родители должны следить за изменениями в развитии ребенка, поддерживать его в начинаниях и направлять в принятии решений. В процессе воспитания проявление заботы родителей делится на три основные составляющие: защита, ведение и поддержка.

Семья играет приоритетную роль в воспитании ребенка. Важно выстроить приоритеты, так как дети становятся центром внимания, но нельзя допускать вседозволенности. В паре родители и дети главными должны оставаться первые. Если ребенок начинает понимать, что он главнее, а его собственные желания и потребности превращаются в прихоти, то от этого он и окружающие только страдают. Для ребенка перестают существовать правила и ограничения, он поступает так, как ему хочется, не учитывает мнения других.

Родителям важно наблюдать и соблюдать баланс между запретами и предоставлением свободны. Нельзя выбирать авторитарный режим, к мнению детей надо прислушиваться, если они не противоречат правилам. Нельзя потакать всем желаниям ребенка.

Компромиссы, как залог хороших отношений

В любом возрасте, основной плодотворных отношений между родителями и детьми является доверие. При доверительных отношениях родители могут вовремя обнаружить проблемы, помочь ребенку обрести уверенность в себе и своих силах.

Для создания доверия во взаимоотношениях необходимо проявлять интерес к переживаниям детей, делиться своим опытом. Если ребенок будет знать, что его чувства важны близким, то он будет охотнее делиться переживаниями и тем, что происходит в его жизни. Даже если вам кажется, что трудности ребенка не имеют под собой ничего серьезного, то для подростка это может быть катастрофой. В отношениях с детьми важно уметь признавать ошибки, это укрепляет доверие.

В общении с детьми нельзя проявлять деспотизм. У ребенка должно быть личное пространство. Нельзя заставлять делиться откровенным, если на это нет желания. Чтобы побудить детей раскрыть свои тайны, вы можете рассказать о своих чувствах и переживаниях в его возрасте.

10 главных правил в воспитании детей – рекомендации психолога

Здоровые семейные отношения — основа гармонично развитой, уверенной в себе и нацеленной на успех личности. Роль родителей в воспитании детей играет большое значение, так как с семьи начинается формирование характера. Для полноценного развития личности ребенка необходимо соблюдать баланс между опекой и заботой, безучастьем и разумной свободой.