Что такое синдром отличника и как от него избавиться
Синдром отличника относится к одному из проявлений перфекционизма. Личность стремится достичь высоких целей. Это может быть связано с завышенными ожиданиями и требованиями родителей. У синдрома есть собственные причины и признаки. Нужно понимать патогенез и вовремя предупреждать дальнейшее развитие. Поскольку состояние обостряется во взрослом возрасте и может мешать в повседневной жизни.
Содержание
Что такое синдром отличника
Определение синдрома отличника связано с постановкой высоких амбиций личности с последующим ожиданием похвалы. Состояние развивается в детском возрасте с 6-7 лет. Это обусловлено тем, что ребенок еще не умеет расставлять собственные приоритеты. Поэтому подвергается влиянию родителей в надежде получить их одобрение. Иногда, в качестве источника становится совсем не мать или отец, а учитель или руководитель.
Синдром отличницы проявляется у девочек с начальных классов. Состояние связано с тем, что они подвержены внешней оценке. При взрослении признаки могут не выражаться или вовсе исчезнуть.
Достижение постоянных побед становится самоцелью для человека с синдромом отличника. Из-за этого он попадает в зависимость от одобрения общества. Личность может болезненно переносить дефицит внимания, критику. Зачастую возникает не стремление выполнять работу идеально, а заработать похвалу. Этим отличается синдром отличника от перфекционизма.
Комплекс отличника проникает во взрослую жизнь человека, если тот не пересматривает свои взгляды на вещи. В некоторых случаях проводят диагностику проблемы. Чтобы человек стал ориентироваться на собственных желаниях, проводят коррекционную терапию. Поскольку синдром станет проявляться в семейной жизни и распространяться на детей.
Причины возникновения синдрома отличника
Возникновение синдрома отличника у ребенка обусловлено совокупностью факторов. Причинами комплекса становятся психологические травмы:
конфликты с родителями;
чувство одиночества;
безразличие взрослых;
неполноценная семья;
чувство неуверенности;
одобрение родителей только за наивысшую оценку;
порицание за плохие отметки;
учитель акцентирует внимание на отличниках и игнорирует достижения остальных;
низкая самооценка ребенка;
соревновательный аспект среди школьников для получения отличной оценки.
Факторы из школьных лет могут повлиять и усугубить синдром отличника у взрослого человека. Это связано с тем, что при длительном откладывании своих желаний и стремления получить похвалу, возникает эмоциональное перенапряжение. Иначе происходит психическое истощение личности.
Во взрослом возрасте люди с комплексом отличника неосознанно влияют на своих детей. Родитель таким образом пытается компенсировать собственные неудачи. В процесс привлекается ребенок. Сверхзадачей выступает исправление собственных ошибок при помощи чада. Родитель перекладывает свои несбывшиеся стремления на плечи школьника.
Причиной развития синдрома отличника становятся завышенные ожидания родителей, учителей, тренеров. В этом случае взрослые проводят установку, что успех превыше всего. Достижение желаемого может осуществляться разными методами, даже «идти по головам».
Комплекс развивается при дефиците внимания. Ребенок проводит конверсию, если родители не уделяют ему время, но одаривают подарками. Тогда он пытается измерить любовь иным способом. В этом случае внимание родителей привлекается достижением успехов. Сюда относят похожее обстоятельство, которое обозначается как «любовь нужно заслужить». Фактор раскрывается, когда родители замечают ребенка только при достижениях или успехах. При взрослении личность будет тяжело воспринимать критику.
Успеваемость и стремление достижение высоких целей может скрывать низкую самооценку ребенка. Происходит компенсация заниженного самомнения, что достижения нужны для признания социумом. Это смежно со строгим воспитанием в семье. Поскольку родители наказывают за плохие оценки или провинность. Из-за чего ребенок выстраивает цепочку, когда он избежит негативного события. Репрессивный настрой родителей развивает низкую самооценку у школьника. Поэтому получение хороших отметок ставится в приоритет, чтобы получить уважение, а не очередной нагоняй.
Симптомы синдрома отличника
Комплекс выражается совокупностью признаков. Постановка синдрома осуществляется наличием 4 и более симптомов. Выделяют общие признаки комплекса отличника:
постановка заведомо сложных задач;
зацикливание на ошибках;
приложение максимума усилий для их решения;
зависть при поражении;
потребность во внешней положительной оценке,
сравнение результатов с успехами окружающих;
склонность к депрессивным расстройствам;
желание угодить другим;
недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания
Личность с синдромом отличника характеризуется нестабильной самооценкой, зависящей от достижений и отношения социума. Им тяжело воспринимать критику. Чувствительны к похвале и могут долго переживать из-за провалов. Люди способны отказываться от нового дела из-за страха поражения.
На фоне комплекса усиливаются фобии. Зачастую возникает страх безуспешно завершить дело. Поэтому человек использует максимум ресурсов, чтобы достичь нужного результата. Конечный результат ставится в приоритет настолько, что у личности проявляются следующие наклонности:
ложь;
манипуляция;
шантаж.
Девочки с синдромом отличницы могут скрывать плохие оценки от родителей. Комплекс в старшем возрасте проявляется в виде устранения конкурентов. Зачастую пользуются полномочиями, чтобы достичь личных интересов.
Люди выгорают из-за того, что не хватает сил на любимые занятия. Развивается эмоциональная нестабильность. У индивида с комплексом отсутствует опыт в преодолении трудностей, а вместе с этим разбор ситуаций, которые привели к неудачам. Из-за этого возникает чувство апатии и подавленности. Зачастую состояние перерастает в депрессию.
К признакам синдрома относят переживания за неудачу. В последующем тяжело берутся за подобные задания. При возникновении ошибок сразу принимают поражение. Прерывают работу или бросают дело неоконченным. Личность мыслит дихотомично, когда ставит в приоритет выполнение задачи или будет не выполнена совсем.
Некоторые возводят в идеал избыточное чувство ответственности. Характерная черта сопровождается вместе с состоянием тревожности. Личность ставит себя в зависимость от мнения окружающих. Признак развивается с детства, когда за достижение результата и получение похвалы поощряют его. Когда происходит наоборот, то у ребенка возникает неуверенность, низкое самомнение.
Воздействие синдрома отличника на образовательный процесс
Комплекс отличника сказывается на протяжении жизни человека. Люди вырабатывают определенные модели поведения. Среди них выделяют:
Из-за страха допустить ошибку не вызовутся ответить на вопрос или решить задачу.
Работают медленно, чтобы не совершить ошибку.
Начинают работать над задачей заново, если ход выполнения и результат не соответствует ожиданиям.
Если комплекс отличника не был выявлен в школьном возрасте, то синдром переходит вместе с человеком в студенческую жизнь. Поскольку состояние замедляет работу, из-за чего может страдать скорость обучения. Синдром отличника не дает человеку взглянуть на решение задачи с разных сторон. Зачастую люди отказываются пробовать что-то новое, следовательно, у них в понимании нет разнообразного взгляда на подход к работе.
Студенты зацикливаются на достижении идеалов. Поэтому им тяжелее взаимодействовать с коллективом. Из-за этого они становятся причиной торможения рабочего процесса команды, группы.
Комплекс осложняется из-за эмоциональной нестабильности, тревожности, постоянного напряжения и истощения. Поэтому выделяют следующие проблемы, развивающиеся в школьном возрасте:
нервные тики;
обсессивно-компульсивное расстройство;
психосоматические реакции.
У личности напряженность начинает сопровождаться непроизвольным сокращением мышц. Во время работы возникают навязчивые действия. Индивид подвержен простудным заболеваниям. Зачастую возникают головокружения и боли. В подростковом возрасте синдром вызывает социальные страхи:
публичных выступлений;
творческих заданий;
коммуникации со сверстниками.
Во взрослом возрасте у людей возникают дополнительные осложнения. Среди них выделяют неврозы и психосоматические заболевания. Зачастую проявляются депрессивные и конверсионное расстройства. Со стороны здоровья возникает артериальная гипертония. Среди осложнений выделяют астму.
Способы преодоления синдрома отличника
Существует множество методов и стратегий, как избавиться от синдрома отличника. Рена Бранч и Роб Вилсон разработали 3 этапа борьбы с комплексом:
Определить полезность поставленной цели.
Если мысль иррациональна, то следует пресечь ее дальнейшее развитие. Нужно уметь вовремя сказать себе «стоп».
Переключить внимание на другие дела. Попробовать освоить техники медитации или расслабиться прослушиванием музыки.
Самым простым способом, как побороть синдром отличника – вести дневник. Для этого используют заготовленный шаблон по советам из книги Мартина Энтони и Ричарда Суинсона. Полем для письма могут стать заметки в телефоне. Основной задачей ведения записей становится определение иррациональных убеждений. Затем их нужно прорабатывать.
Чтобы справиться с комплексом у ребенка, родителям нужно трезво оценить возможности чада. Выяснить, для кого нужны хорошие оценки. Поскольку отметки относятся к субъективным вещам и не показывают реальные знания. Поэтому не акцентируйте внимание на оценках. Поощряйте знания школьника. В семье не нужно завышать или занижать достижения ребенка. Для этого используют умеренную конструктивную критику. Надо адекватно воспринимать, что успеваемость школьника не всегда зависит от него. При возникновении неудачи или ошибки не стоит ругать ребенка. Поскольку так человек набирается опытом.
Чтобы избавиться от поиска оценки окружающих, нужно научиться наслаждаться процессом работы. Внешняя мотивация преобладает над внутренней. Личности труднее выполнять работу без ожидания похвалы. Для людей с комплексом отличника полезно научиться выполнять задачи в своих интересах. Такой подход благоприятно скажется на ментальном здоровье и продуктивности.
Во взрослой жизни сложнее выполнять все свои желания. Поэтому нужно учиться мотивировать себя на выполнение рутинных проектов. Если ведется работа над объемной задачей, то распределите нагрузку на несколько этапов. Это позволит избежать быстрого выгорания. В конце каждого этапа поощряйте себя чем-то приятным, промотивируйте.
Людям с комплексом тяжело делать себе поблажки в работе. Если дали задачу с объемным проектом, то им тяжело перераспределить нагрузку. Подобными действия загоняют себя в перенапряжение. В этом случае у них работает психологическая установка – должно быть выполнено идеально и нет времени отдыхать. Из такого подхода ничего положительного не получится. Человек растратит свой энергоресурс впустую, что приведет к выгоранию.
Окружающим нужно понимать, что при тревожности личности с комплексом отличника, требуется поддержка. Если человек не знает, как избавиться от синдрома отличника самостоятельно, то за помощью обращаются к психологу. Терапия состоит из нескольких этапов. Пациента информируют о влиянии комплекса на повседневную жизнь. Затем проводится работа в группе. Прорабатывается поведение, как личность будет работать в коллективе. Выделяют несколько методик психотерапии:
Когнитивно-поведенческая – проводятся беседы, прорабатываются причины и решения проблемы. Осуществляется вовлечение в повседневную жизнь. Корректируются шаблоны поведения с упором на разграничение времени для работы, отдыха и прорабатывают реакцию на стрессовые события.
Семейная – помогает избавиться от комплекса отличника в семье. Проводится работа с родителями и детьми. Корректируется отношение к оценкам, похвале. Обучение к поощрению креативности, знаний в семейной среде.
Групповые тренинги – проводятся игры в коллективе направленные на взаимодействие с другими. Личность погружают в предлагаемые обстоятельства. Осуществляется работа над содержательной мотивацией. Пациенту объясняют ценность процесса работы, какие эмоции он получает и как взаимодействует с окружающими. После тренинга специалист проводит беседу, интересуясь, какие чувства испытывает человек с комплексом.
Психотерапия проводится для корректировке личностных установок, систем ценностей. Пациента учат работать со страхом коммуникации с окружающими. Сеансы психотерапии проводятся в индивидуальной, семейной или групповой форме.
Комплекс отличника формируется с детства в среде, где ребенок выстраивает не правильную цепочку поведения. Зачастую школьник пытается привлечь к себе внимание, чтобы родители провели с ним время. На развитие комплекса влияет множество факторов как внешних, так и внутренних. Чтобы проблема не переходила во взрослую жизнь, потребуется приложить усилия для ее осознания. Поскольку не все индивиды с синдромом отличника могут адекватно воспринимать негативные аспекты своего поведения. Прогрессивность комплекса приводит к осложнениям, как в психоэмоциональном плане, так отражается и на здоровье.
Под маской яда: разбор понятия токсичного человека и его влияние на окружающих
Скрытый враг: раскрытие сущности стресса и его последствия для физического и психического здоровья