Летающий финн, the Flying Finn или Lentävä suomalainen: что за феномен?
Начнем с самого начала.
Можно подумать, что сейчас речь пойдет или о нанотехнологиях, или о каком-то странном финском киберспорте (кто их знает, этих северян), или о любых разновидностях прыжков (вверх, вниз, направо, налево). Все проще.
Летающие финны — всего лишь самые скоростные финские бегуны. Это изначально. А впоследствии: самые выдающиеся спортсмены Финляндии. Узконаправленное название так полюбилось публике, что распространилось на всех выдающихся и любимых.
В Википедии можно прочитать, что первым получил это прозвище Ханнес Колехмайнен.
Финский журнал Seura в 1935 году опубликовал статью, посвященную Ханнесу Колехмайнену, спортсмену «забытому, но великому», со следующим подзаголовком: «История настоящего спортсмена-джентльмена». Как будто сразу все становится понятно, так ведь?
Статья написана не без драматизма. Автор описывает трудное детство мальчика: мать, уходя на работу, оставляла своим пятерым детям всего несколько кусочков хлеба на день. Биография спортсмена относительно подробна и крайне поэтична, он бегает «как ураган», покоряет Новый Свет, и на родине его встречают как короля.
Ханнес Колехмайнен действительно великий спортсмен. Бьющий рекорды и выводящий маленькую, но суровую Финляндию на мировой уровень. Он выступал в Выборге, Санкт-Петербурге, Стокгольме, Антверпене... А начинал с лыж, которыми занимались его братья. Даже в 31 год он смог завоевать золотую медаль и установить очередной мировой рекорд.
Интересно, что уже в 1935 году в финском журнале сокрушаются о том, что о Ханнесе практически никто не помнит. А ведь свою «величайшую победу» он одержал всего лишь в 1913 году в Нью-Йорке, был всеми признан, а к 1935 году оказался забытым.
Не могу обойти стороной мою слабость — филателистскую сторону вопроса. Разумеется, с Ханнесом, как с легендой, выпускались марки. Вот, например, финская марка, выпущенная в честь столетия со дня рождения героя.
Или, например, памятная марка, отсылающая к соревнованиям в Стокгольме в 1912 году.
Что же остается теперь? Копаться в финских газетах, в мировой прессе и, хоть и не вспоминать, но знакомиться с северным героем, «ураганом», первым Летающим финном в спортивной истории.