Какие книги пишут психологи?
В непростые времена любая помощь может оказаться ценной. Я часто нахожу такую помощь в книгах — да-да, еще и потому, что по первому образованию я филолог. Чтение может натолкнуть на неожиданную мысль, вызвать эмоцию, заставить задуматься над вопросом, который никогда не оказывался в поле твоего зрения. Оно же может оказывать и терапевтический эффект — например, когда ты вместе с героем проживаешь ситуацию, с которой сталкивался сам, но в безопасных условиях (это всего лишь книга!), которые не отменяют реальности твоих нынешних переживаний.
Хочу поделиться с вами книгами, напрямую связанными с психологией, которые когда-то меня впечатлили. Это не self-help и не научная литература: кто-то действительно описывает результаты научных экспериментов, но не сложным языком кабинетных отчетов, кто-то рассказывает о собственном жизненном опыте, кто-то создает вымышленные образы в поле художественной литературы. Что найдет отклик у вас — решать исключительно вам.
Филип Зимбардо. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев
Филип Зимбардо, американский социальный психолог, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента 1971 года размышляет, как ситуация несвободы и навязанные роли влияют на личность человека, что провоцирует людей на жестокие поступки и в чем состоит феномен героизма.
Цитата: «Невероятный творческий гений человечества способен создавать великую литературу, драматургию, музыку, науку и такие изобретения, как компьютер и Интернет. Но тот же творческий потенциал может обернуться извращенной стороной — и тогда возникают орудия и методы пыток, параноидальные идеологии и ужасающе эффективная нацистская система массовых убийств. Любая прекрасная человеческая способность содержит в себе свою негативную противоположность».
Виктор Франкл. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере
Виктор Франкл — австрийский психиатр, психотерапевт, основатель логотерапии, провел в концентрационных лагерях с 1942 по 1945 годы. Его книга — взгляд на события, происходившие с ним и другими заключенными, с точки зрения психолога. Автор рассказывает, как юмор облегчает страдания, что помогает оставаться человеку человеком в нечеловеческих условиях и где искать смысл жизни, когда вокруг рушатся все моральные опоры.
«Цитата»: Когда-то, много лет назад, мы смотрели фильм «Воскресение» по Толстому и тоже думали: «Вот высокие судьбы, вот великие люди. Ну, а наш брат не таков – нам не дана такая великая судьба, не суждены такие взлеты». Впрочем, после окончания сеанса мы пошли в кафе и за чашкой хорошего кофе с бутербродами позабыли наши метафизические рассуждения, занявшие нас на один миг. Но когда сам встаешь лицом к лицу со своей судьбой, когда тебе самому надо решать, сможешь ли ты противопоставить ей силу своего духа или нет – тогда забываешь всякую театральность…
Эрих Фромм. Искусство любить
Эрих Фромм, немецкий социолог, философ, социальный психолог и психотерапевт, задается вопросом, что такое любовь и какова ее природа. Ученый исследует разные виды любви — любовь по принципу бытия и любовь по принципу обладания (эту же идею, но в более широком смысле, он описывает в своей работе «Иметь или быть?»), разбирает отличие сферы чувств от рыночной экономики, выясняет, такое вера, отвага и с чем связан страх полюбить.
«Цитата»: Общество должно быть организовано так, чтобы социальная, любящая природа человека не отделялась от его социального существования, а воссоединилась с ним. Если верно, как я пытался показать, что любовь это единственный здравый и удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования, то любое общество, которое так или иначе исключает развитие любви, должно, в конце концов, погибнуть от того, что оно противоречит основным потребностям человеческой природы.
Ирвин Ялом. Лжец на кушетке
Ирвин Ялом — американский психиатр, психотерапевт, один из представителей экзистенциального направления в науке. А еще — автор захватывающих художественных романов о психологах и их работе. В книге показано, что происходит за закрытыми дверьми кабинета психотерапевта, как работают и что думают специалисты, зачем психологу нужна супервизия — и всё это на фоне интригующе закрученного сюжета.
«Цитата»: Вы никогда не задумывались над тем, что поставить пациенту диагноз при первой встрече легко, но чем лучше вы его узнаете, тем задача становится сложнее? Спросите об этом любого опытного терапевта в частной беседе, и он скажет вам то же самое! Иными словами, уверенность обратно пропорциональна осведомленности. Такая вот наука.