Кто станет первым трансфером «Зенита» Луческу
«СБГ-блог» – о Роберте Маке.
В воскресенье появилась информация об интересе «Зенита» к полузащитнику ПАОК и сборной Словакии Роберту Маку. Уже на следующий день «Матч-ТВ» сообщил, что российский и греческий клуб договорились о переходе 25-летнего футболиста, а сам Мак вылетел на сбор в Швейцарию. Чуть позже новость подтвердили и словацкие СМИ.
Роберт Мак родился 8-го марта 1991-го в Братиславе. Он увлекся спортом с самого детства. «Я полагаю, что унаследовал футбольные гены от отца, который занимался им в юности. Однако папа ни на чем не настаивал, мне самому нравилось просто гонять мяч. О том, что футбол станет моей жизнью, я впервые задумался именно в детстве».
Роберт Мак-старший, отец потенциального новичка «Зенита», болел за братиславский «Слован», поэтому выбор первой футбольной школы сына был предопределен. В самом начале июля 1997-го 6-летний Роберт был зачислен в академию одного из самых популярных клубов Словакии. «Я полюбил этот клуб, когда был совсем маленьким. В те времена они играли по-настоящему хорошо, Академия развивалась. Для меня это был бесценный опыт», – признавался Мак много лет спустя.
Команда Мака стала одной из сильнейших во всей Словакии, полузащитник привлек внимание скаутов многих европейских клубов. Проворнее всех оказался «Манчестер Сити», тогда далекий от лидирующих позиций в АПЛ. Летом 2006-го Мак переехал в Манчестер, где к тому времени уже находились два его соотечественника: Владимир Вайсс-младший и Филип Ментел.
За юношескую команду «Сити» Мак дебютировал в матче против «Мидлсбро». Команда Роберта одержала победу со счетом 4:2, а сам словак отметился дублем. То время хавбек вспоминает с теплотой: «После игры ко мне подошли менеджеры клуба и сказали, что хотят, чтобы я остался здесь надолго». Куда сложнее пришлось привыкать к нефутбольным моментам жизни в Англии, к ее быту. В момент приезда в Манчестере словак не знал английского языка, а родители переехали вслед за сыном только в 2007-м. Языковой барьер мешал Роберту быстрее адаптироваться к британскому складу жизни, но «Сити» активно помогал молодому игроку по всем вопросам. Помогало и нахождение рядом Вайсса и Ментела, с которыми Мак подружился.
В 2008-м Мак вместе с партнерами стал обладателем Кубка Англии среди молодежных команд, а уже через год Роберт был переведен в резервную команду. В сезоне 09/10 словак сыграл за вторую команду «Сити» 15 матчей, в которых забил 5 голов. Именно тогда Мак получил первый опыт выступлений на позиции центрального нападающего. «Наш тренер любил использовать мои скоростные качества, и порой я смещался со своего правого края полузащиты в центр атаки. Получалось неплохо, но забивал я не так много, как хотелось бы». Любимым футболистом детства у Роберта был Тьерри Анри, поэтому в Англии ему выпал шанс стать в чем-то похожим на кумира.
Летом 2010-го 19-летнему Маку предстояло решить, остаться в Манчестере и пытаться бороться за место в основе клуба, уже выходившего в лидеры английского футбола, или попробовать себя в другом месте. Роберт выбрал второе: в июле немецкий «Нюрнберг» объявил о трансфере талантливого полузащитника.
«Нюрнберг» выиграл борьбу за Мака у других немецких, а также голландских клубов. Сам Роберт аргументировал свой выбор историческим фактором: за его новую команду сыграло немало словаков, и все они чувствовали себя там неплохо. «Я никогда не встречался, например, с Мареком Минталом, но я знал, что он и другие мои соотечественники отлично себя проявляли в «Нюрнберге». Я посоветовался со своей семьей и сделал выбор о переезде в Германию».
Первого гола Мака в бундеслиге его отцу, матери Андреа и брату Максимилиану пришлось ждать несколько месяцев: лишь в ноябре полузащитник поразил ворота «Кайзерслаутерна», но это не помогло его команде зацепиться хотя бы за ничью. Мак вообще очень дорожит своей семьей и ценит каждый миг, проведенный с родными. «Я уехал из родного дома очень рано, к тому же первый год в Англии я жил один. Потом я уехал в Германию, а затем и в Грецию, поэтому встречи с родителями по-настоящему редки. Моменты встречи с семьей – настоящее волшебство. Это самые дорогие мне люди вместе с моей женой и нашими детьми».
Роберт Мак с женой, старшим сыном, родителями и братом.
С женой Зузкой Мак вместе уже давно. Девушка покинула Словакию, когда Роберт переехал в «Нюрберг», а расписались они летом 2014-го. В настоящее время пара растит двух сыновей: Робина и Алексея.
За «Нюрнберг» словак отыграл четыре сезона, в команде он в основном был игроком ротации. Статистика в Германии – 75 матчей, 6 голов и 5 голевых передач. Для крайнего полузащитника не супер, но именно выступлениями в бундеслиге он привлек к себе внимание в Словакии. В 2011-м и 2012-м правый полузащитник «Нюрнберга» признавался лучшим молодым футболистом страны и награждался призом имени Петра Дубовского.
В Германию Мака пригласил Дитер Хеккинг (сейчас – тренер «Вольфсбурга»). Хеккинг высоко ценил способности словака, но отмечал, что Роберту необходимо много работать над собой. «Ему еще предстоит показать, какой он талант на самом деле. Когда он начинает работать, против него практически нереально защищаться. Уверен, в Греции он надолго не задержится», – комментировал Хеккинг новость о переходе Мака в ПАОК.
В Греции Роберту пришлось вспомнить навыки, полученные еще в академии «Манчестер Сити»: тренеры ПАОК преимущественно видели в нем второго форварда. Так Мак образовал пару с капитаном греческого клуба Стефаносом Атанасиадисом. Удачнее для словака сложился сезон 14/15: в 25 матчах Роберт забил 7 мячей и отдал 5 голевых передач. В прошлом году показатели оказались несколько ниже: 6 голов и 1 результативный пас. Тем не менее, Мак был одним из лидеров ПАОК последних двух сезонов, его открывания в свободные зоны (Роберт обладает отличной скоростью) нередко помогали забивать партнерам. Отметился Мак и в Лиге Европы: на его счету голы в ворота «Краснодара» и дортмундской «Боруссии».
В сборной Словакии Мак постепенно тоже вышел на лидирующие позиции. Роберт оккупировал правый фланг атаки, а на левом стал действовать Вайсс. Друзья по академии «Сити» воссоединились. В отборе к Евро-2016 Мак вышел на поле в девяти матчах, он забил сборной Украины и Люксембурга.
На Евро словаки выглядели неважно, но из группы вышли. Мак поучаствовал в трех играх, в стартовом матче против сборной Уэльса он сделал голевую передачу на Дуду. Роберт получил пас в середине поля, на скорости обошел Рэмзи и Эдвардса и выкатил мяч под удар полузащитнику «Легии». Тот пробил в противоход голкиперу валлийцев – так Словакия сравняла счет.
Во время Евро Мак встретился не только со сборной Уэльса и Артемом Дзюбой, но и с Англией – страной, в которой прошло его становление как игрока. «Это будет очень странно. Мы с Вайссом росли вместе с Хартом и Старриджем в академии «Сити», а завтра будем соперниками. Раньше я никогда не играл против них. Считаю Харта одним из лучших вратарей мира, а Даниэля – прекрасным бомбардиром». Встреча закончилась нулевой ничьей, которая устроила обе команды, Роберт отыграл все 90 минут.
По мнению специалистов, скорость – главное достоинство возможного новичка «Зенита». О быстроте Мака рассуждали и менеджер «Нюрнберга» Мартин Баддер, и тренер молодежной сборной Словакии Борис Китка, и нынешние партнеры Мака по главной команде словаков Ян Дюрица и Мартин Якубко. «Это тот игрок, который очень подойдет Дзюбе. Мак будет убегать от соперников и снабжать передачами Артема», – сказал экс-форвард «Сатурна», «Химок» и «Амкара».
Другим положительным качеством Мака называют универсальность. В сборной Роберт играет на фланге атаки, в ПАОК действовал на позиции оттянутого форварда, сыграть на левом краю для словака тоже не проблема. За очень умеренные деньги (3,5 миллиона евро) «Зенит» получает игрока, способного закрыть все позиции в атакующей тройке.
Несмотря на достаточно молодой возраст, приоритет Роберта – семья, а не рестораны и клубы. Якубко отмечал, что все свое свободное время Мак проводит с Зузкой, Робином и Алексеем, поэтому в скандальных публикациях имя хавбека найти не удастся. Единственный скандал в карьере полузащитника произошел в 2012-м: игра во «Фрайбурге» стала настоящим кошмаром для Мака. Роберт не лучшим образом провел первый тайм, и Хеккинг заменил его в перерыве. После завершения игры Мак твитнул: «Футбол – это гребаная политика. Я ненавижу его. Чертов тренер!» Спустя несколько дней футболист успокоился и принес извинения тренеру и всему клубу. «Нюрнберг» перевел словака во вторую команду, Роберт провел несколько матчей в Региональной лиге, но спустя месяц был возвращен в основу.
Роберт Мак не сможет стать полноценной заменой Халка, класс словака заметно ниже. Но он способен стать одной из ключевых фигур в системе Мирчи Луческу. Сегодня у «Зенита» не такая длинная скамейка. При определенных условиях Мак может быть важным игроком ротации.
Пока же Роберт летит в Швейцарию, где в ближайшее время он подпишет контракт с петербургским клубом.
«СБГ-спасибо» тем, кто подписался на блог и поставил «+».
Последние материалы блога:
Как «Зенит» обыграл «Спортинг»
Шейдаев покинул «Зенит» и сменил гражданство. Что происходит?
10 лучших легионеров в истории «Зенита»
Фото: globallookpress.com/aicfoto/AFLO; Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein/Bongarts; instagram.com/robertmak11; globallookpress.com/Bernd Thissen/DPA; REUTERS/Christian Hartmann
- в 2010 у Томи не было Халка, но Дзюба забил 10, играя за команду нижней половины таблицы;
- в переходном сезоне 2010/12 у Спартака не было Халка, но Дзюба забил 11;
- в сезоне 2013/14 у Ростова не было Халка, но Дзюба забил 17 и взял кубок России;
- в сезоне 2014/15 у Спартака также не появился Халк (всё ещё ждём), но в первой части сезона, до конфликта с руководством, Дзюба забил 7 мячей в 13 матчах;
- и даже в сборной России нет Халка, но по итогам отборочного турнира Дзюба занял 4 место по всей Европе, забив 8 мячей в восьми неполных матчах;
Ну а насчет голов Лихтенштейну - эта ситуация вполне типична для матчей сборных. В том розыгрыше Ибра играл против того же Лихтенштейна, Мюллер и Левандовски против Гиблартара, Руни против Сан-Марино и т.д. и т.п. Большинство голов на уровне национальных команд забиваются в подобных "мусорных" матчах, будь ты хоть Дзюба, хоть Месси с Роналду
явный намек Кокорину, что свято место пусто не бывает