Как работает лучший клуб Словакии
Тче Ла Линг - бывший игрок "Аякса" и сборной Голландии, близкий друг Йоханна Кройфа. Когда он возглавил "Тренчин" в качестве владельца в 2007 году, он пообещал болельщикам, что "Тренчин" станет лидером словацкого футбола и будет регулярно выступать в Лиге Чемпионов. Тогда в памяти словацких болельщиков еще были свежи воспоминания о сенсационном выступлении "Артмедии" в Лиге Чемпионов сезона 05\06, поэтому обещания Ла Линга не выглядели чем-то фантастическим. Да и разве может обманывать человек, который водит дружбу с самим "летучим голландцем" Йоханом Кройфом. Изначально Ла Линг планировал вложиться в покупку отеля, но позже передумал, и вместе с партнерами вложился в свой собственный футбольный клуб.
Однако закончился первый сезон Ла Линга в качестве владельца клуба плачевно: в конце сезона "Тренчин" вылетел из высшего дивизиона, заняв последнее место в чемпионате. Вернулся в элиту клуб всего за год, а последние два сезона "Тренчин" берет золото внутреннего первенства, тем самым прервав доминирование "Жилины" и "Слована". Этим "Тренчин" приближает мечту о попадании в групповой этап Лиги Чемпионов. В прошлом году "Тренчин" туда не пустила румынская "Стяуа", в нынешнем сезоне на пути словаков стоят соседи из словенской "Олимпии".
Участие в Лиге Чемпионов для "Тренчина" является не просто красивой мечтой, но и важной частью бизнес-модели, по которой работает клуб. Словацкий чемпионат не предоставляет клубам широких возможностей для заработка. В прошлом году телевизионщики предложили лиге всего 600 000 евро за право на показ матчей чемпионата. В Соседней Чехии за это платят 5 миллионов, тогда как в Польше эта сумма составляет почти 40 миллионов.
Заработать ощутимые суммы на болельщиках "Тренчину" также проблематично. Местный стадион вмещает всего 3500 зрителей и находится в таком состоянии, что матчи еврокубков там проводить не разрешено, для них клуб вынужден ездить в Жилину.
Первая попытка построить новый стадион закончилась неудачно из-за запрета городских властей, но уже в прошлом году все необходимые разрешения были получены и был разработан проект новой арены вместимостью 10 500 зрителей. Согласно проекту, новый стадион обойдется клубу в 11 миллионов, что составляет бюджет клуба за пять с половиной лет.
Годовой бюджет клуба всего в 2 миллиона евро не позволяет "Тренчину" платить большие зарплаты и тратить сумасшедшие суммы на трансферы. Они вынуждены искать молодых, перспективных и обещающих игроков с целью последующей перепродажи, причем делают это без армии скаутов, работающих на клуб из разных точек планеты. Такая скаутская сеть "Тренчину" просто не по карману.
Поиск талантов осуществляется через партнерские отношения с другими клубами. На сегодняшний день среди них "Аякс", что не удивительно, учитывая прошлое Ла Линга, а также НЕК, бразильский "Ботафого" и другие. Кроме того, связи Ла Линга помогают клубу находить молодежь в Греции, Болгарии, Румынии, Бразилии и Аргентине. Не стесняются в "Треничне" обращаться и к услугам футбольных агентств.
Например, работающее с нигерийскими футболистами GBS Group имеет собственную академию, из которой в "Тренчин" приехал Мозес Симон. За год нигерийский вингер наколотил 13 мячей, ушел в "Гент", сейчас оценивается в 4 миллиона евро и привлекает скаутов английских клубов. Теперь в "Тренчине" выступают еще три клиента GBS Group. Кстати, среди клиентов этого агентства значится и полузащитник «Амкара» Фегор Огуде, а из их академии вышел Ахмед Муса.
Важным для "Тренчина" при подборе потенциального партнера является схожесть игровых моделей и стилей клуба, чтобы игроки могли максимально реализовать свой потенциал и безболезненно проходили все ступени развития. Игровую философию в словацком клубе перенимали из система "Аякса", который во многих аспектах остается для "Тренчина" ориентиром.
Однако в клубе опираются не только на привезенных из-за рубежа талантов, но и на собственную систему подготовки молодежи. Среду известных выпускников "Тренчина" есть весьма заметные имена, такие как Филип Голошко, Камил Чонтофальски и, разумеется, Мартин Шкртел. Выступающий в третьем дивизионе «Слован» из города Немшова используется для обкатки молодых воспитанников во взрослом футболе.
За последние 6 лет клуб продал игроков на 4,5 миллиона евро, из которых 500 000 "Тренчин" получил за продажу в "Кубань" Фантишека Кубика – это один из редких случаев, когда проданный словацким клубом игрок не смог проявить себя на новом месте.
Трансфер Кубика – четвертая по величине продажа в истории "Тренчина". Выше стоит уже упомянутая продажа Мозеса за 600 000 в «Гент», прошлогодний трансфер 19-летнего бразильца Уэсли в "Брюгге" за миллион евро, а также свершившийся буквально позавчера переход Гино ван Кессела в "Славию".
В "Тренчин" нападающий сборной Кюросао попал как раз благодаря связям с «Аяксом», в котором Гино не справлялся с сумасшедшей конкуренцией, однако, был вовсе не бесталанным футболистом. Теперь он принес в казну «Тренчина» 1,2 миллиона евро. В очереди на продажу у "Тренчина" стоит свой воспитанник Матуш Беро, который в прошедшем сезоне отстал от ван Кессела на два забитых мяча в гонке за звание лучшего бомбардира чемпионата, хотя и играет в полузащите. Предметный интерес к игроку имеет шотландский "Селтик", а в случае продажи "Тренчин" наверняка получит сумму, не меньшую, чем годовой бюджет клуба.
Тче Ла Лиг за короткий срок сумел выстроить в небольшом словацком городке клуб, лидирующий на внутренней арене, а также начинающий все более активно зарабатывать на трансферах. Бизнес-модель клуба начинает приносить плоды, и о провале в первый год уже мало кто вспоминает. Теперь "Тренчину" осталось сделать последний шаг к своей лигочемпионской мечте. Хотя, что-то подсказывает, что рано или поздно, но это должно случиться.
Автор: Илья Штеблов
Вместе с этой статьей читают:
Как американские инвесторы совершили футбольную революцию в Индии
Как работает академия «Олимпиакоса»
Как устроен детско-юношеский футбол в Бельгии, Германии и Исландии (краткий обзор)