Гнать героику
В апреле 2010 года от Р.Х. главред телеканала «Россия-2» Дмитрий Медников собирался создавать национальную героику, рассказывая о том, как спортсмены делают дома ремонт. Он сетовал на то, что кумирами молодежи отечественные футболисты-хоккеисты-прыгуны становятся, лишь начав выступать за рубежом.
Тогда Дмитрий Медников не мог показывать, как коварное забугорье делает из наших ребят звезд. Но теперь это становится possible, потому что у «России-2» теперь есть деньги, а скоро будет краля Галя (читай: чемпионат Англии по футболу). И принципиально важно, чтобы героику из матчей «Арсенала» гнал не Георгий Черданцев, а, например, Илья Казаков.
Канал «Россия-2» умеет гнать героику даже из заложенного носа российского лыжника. Это известно.
Денис Казанский пишет, что купить права на лучший футбольный чемпионат и показывать два матча в неделю все равно, что слизать сливки с торта. Я хорошо понимаю Дениса Казанского. Но он, судя по всему, относится к чемпионату Англии как к вещи в себе. Даже так: как к ценной вещи в себе. А ВГТРК как к материалу для реализации идеи. Даже так: для реализации ИДЕИ.
«Успешная Россия» вот эта идея. Ее контуры уже проступали на телеэкранах в 2008 году, когда страна узнала, что в футбол мы лучше всего играем именно на канале «Россия» и именно там Дима Билан кривляется не просто так, а победоносно.
В «Арсенале» играет Аршавин. В «Челси» Жирков. В «Эвертоне» Билялетдинов. В «Шпорах» Павлюченко. Успешная Россия. Денис Казанский не понимает резонов ВГТРК, но, по-моему, здесь дело не в резонах, а в концепции: достижение цели не за счет новых подходов, а за счет более качественной материи. За счет наших за бугром. За счет матчей сборной России.
Здесь же, на мой взгляд, следует искать и ответ на вопрос о правах на показ чемпионата России. Для «НТВ-Плюс» этот чемпионат продукт. Вещь в себе. Они ее, собственно, делают. Для «России-2» это материя. Из нее тоже нужно гнать героику. А гнать сложно. То, из чего можно ее хотя бы покапельно давить, показывает «Первый». А в матче «Томь» «Амкар» (или даже «Локомотив») нет героики.
Гонка за права на показ матчей РФПЛ политический вопрос. Для решения таких вопросов у ВГТРК есть удаленный менеджер. Его зовут Владимир Путин. «НТВ-Плюс» не может таковым похвастаться. Для «Плюса» это минус.
Путин решает за ВГТРК имиджевую задачу. Он вмешивается и тем самым окончательно расставляет акценты: кто негодяй, монополист и узурпатор, а кто невинные жертвы. Акценты расставляются намеками, кивками, косвенно. Акценты откладываются в памяти. Матч «Томь» «Амкар» воспринимается как завоевание, как отобранный у дракона клад, хотя в действительности это туфта. Туфта, усиленная нарративом о том, в каких боях она добывалась.
Что делать «Плюсу», для которого размен АПЛ на Серию А вряд ли окажется выгодным?
ВГТРК берет то, что обладает потенциалом массовости. Такой потенциал есть у соревнований с участием «наших». Гонишь ты героику, или же она гонится сама. Значит, «Плюсу» нужно вновь выигрывать тендер на показ РФПЛ. Это массовое зрелище. Это собственный продукт.
У «Плюса» есть еврокубки. Это актив, в который ВГТРК хотела бы вцепиться, но не вцепится до 2012 года. Удар ослабляет лишь то обстоятельство, что матчи российских команд показывает НТВ. То есть федеральный, общедоступный, бесплатный канал.
«Плюсу», возможно, стоило бы побороться за эксклюзивные права на трансляции матчей НХЛ. Это неудобно лично мне, «виасатовскому» клиенту. Но объективно это ход, и минус здесь исключительно время трансляций.
Наконец, «Плюсу» стоит сделать ставку на вариативность предложения, в том числе и техническую. Кое-что в этом направлении уже делается (доступность в сети «Акадо», продажа трансляций через сайт). Многое зависит от темпов технологической эволюции страны как целого организма, а не отдельных ее частей. Многое зависит и от эволюции российского общества в плане предпочтений, податливости на нарративы государственных медиа.
Можно, впрочем, сесть на берегу и ждать, пока по реке проплывет тело конкурента.
Потому что инвестиции в героику редко бывают долгоиграющими. Особенно в «нашу» героику.
Инвестиции в вещи в себе понадежнее будут. Мне так думается Яичница из яиц Фаберже штука разовая, как ни крути.
Год назад НТВ+ предлагал купить за те же деньги 4 игры. Зачем нужен тендер, да еще и с заранее известным результатом? После ЧМ2010 у ВГТРК появились нехилые деньги. Их можно пустить в оборот. Прибыль от показа АПЛ практически гарантирована. Кроме сигнала ни на что тратиться не надо, а рекламное время можно продать дорого. А для РФС и РПФЛ хотелось бы, чтобы это всё стало уроком. В следующий раз надо будет оговаривать обязательность показа какого-то количества матчей тура на общедоступном ТВ. Впрочем, если ВГТРК купит эксклюзивные права еще и на показ российского футбола, такой проблемы не будет.
Я где-то высказывал иное мнение, чтобы считать это - не моим?