8 мин.

Талант и предательство Луиша Фигу

alt

Посетители шумного кафе оглядываются на пристань, полную роскошных яхт и лодок. Что поделать, это прихоть богатеев. Туристы, восхищаясь художественным оформлением этих миллиардерских игрушек, наблюдают, как судна покачиваются на безмятежных волнах. Солнце лишь дополняет очевидную картину спокойствия, однако и оно проникает сквозь размашистые зонты, которые установлены на настиле Sete Café, предприятия, совладельцем которого является Луиш Фигу.

Его кафе одновременно напоминает футбольное прошлое португальца и в то же время контрастирует с ним. Его изящество и неоспоримое превосходство на поле отражается в элегантности и в покупательской способности тех, кто швартует свои яхты здесь, в Альгарви, а спокойствие гавани явно противоречит неумолимому духу, которым был знаменит португалец, один из величайших игроков в истории футбола.

«Я знал только один путь к победе — тяжелый труд и самопожертвование».

Выросшему в пролетарском районе Cova da Piedade Фигу были не чужды понятия работы и труда — тех качеств, которые всегда присутствовали в его игровом стиле, неотъемлемо сопровождая его талант и креативность. Фигу мог играть за мини-футбольную команду «U.F.C Os Patilhas», где его талант, очевидно, пригодился бы, однако этот талант пришелся ко двору в лиссабонском «Спортинге», который взял его под крыло уже в одиннадцатилетнем возрасте.

Под руководством этой престижной молодежной академии, воспитавшей целую плеяду мировых звёзд, оборванец из пролетарской окраины Лиссабона начал расцветать.

Спустя шесть лет после начала выступления за «Спортинг» семнадцатилетний Фигу дебютировал в качестве игрока главной команды, а уже через год и за сборную страны. Его игра выглядела многообещающе: непринужденные эталонные финты вскоре стали его визитной карточкой, и достаточно скоро он стал игроком основного состава лиссабонской команды. Его быстрые движения, скорость и креативность оставляли защитников не у дел.

Четыре года спустя, в далёком 1995 году мир впервые ощутил чувство недовольства к португальцу, к которым он позже и вовсе привыкнет. Почувствовав, что он заслуживает большего, Фигу считал, что «Спортингу» необходимо инициировать переговоры по новому контракту. Позже он узнал, что клуб тайно договорился о его трансфере в «Ювентус». Луиш не смог сдержать ярости от того, что его пытаются продать, несмотря на то, что контракт, как он полагал, уже истёк.

В отместку он подписывает контракт с «Пармой» — в результате начинается хаос и неразбериха, и ему на два года запретили контактировать с итальянскими командами. Воспользовавшись возможностью, в деле Фигу подсуетилась «Барселона». Йохан Кройфф использовал возможность подписать Фигу для того, чтобы заменить Микаэля Лаудрупа, при этом «осушив» казну клуба всего на 2,25 миллионов фунтов стерлингов.

«Это было лучшее из всех решений, которое я когда-либо принимал». Приход Фигу в «Барселону» запустил всеобщее внимание к фигуре португальца, наконец-то футбольный мир увидел то, на что он способен. Он стал незаменимой деталью в хорошо отлаженной машине Кройффа. Вместе с каталонцами он дважды становился чемпионом Ла Лиги, дважды завоёвывал Кубок Короля, а также Кубок обладателей Кубков и Суперкубок УЕФА. Присутствие Фигу давало немного больше, чем просто титулы, а именно внешнюю поддержку.

В «Барселоне» он был бойцом и лидером, наделённый завидным талантом, он олицетворял философию «Барселоны» и популяризировал её. Это длилось до тех пор, пока он не совершил самое мерзкое и отвратительное преступление из тех, которые только можно представить, если на вас надета сине-гранатовая футболка. Летом двухтысячного Фигу стал частью одного из самых скандальных трансферов в истории футбола.

Трансфер из «Барселоны» в стан заклятого врага из Мадрида был воспринят как предательство, коллаборационизм и фарисейство.

Как и в ситуации со «Спортингом», Фигу не считал, что клуб в достаточной мере ценит его. Это выражалось в том, что клуб не смог удовлетворить финансовых аппетитов португальца. Нам всем горестно из-за этой жажды наживы, однако в то время у «Барселоны» были значительные финансовые проблемы, и это выражалось не только в раздутой зарплатной ведомости. Фигу заявил: «Я хочу, чтобы они признали мой талант». В чём, как ему казалось, налажала «Барселона», преуспел мадридский «Реал».

Луиш рассказал, как он сразу позвонил своей супруге после встречи с официальными лицами «Реала». Во время разговора с ней он сказал, что решение далось ему просто и не заняло много времени. Причиной его согласия стало то, что мадридские функционеры высоко оценили его выдающийся талант, отправив на переговоры десять человек, которые успешно убедили его, что его будущее будет должным образом обеспечено при условии перехода в столичный клуб.

Флорентино Перес, который метил на должность президента «сливочных» на предстоящих выборах, использовал фигуру португальца в своей предвыборной кампании. Бизнесмен, чьё состояние на текущий момент оценивается в два миллиарда евро, желал возвестить о начале новой эры для «лос бланкос». Предварительный контракт был согласован с Фигу, и Перес объявил, что если он выиграет выборы, португалец наденет «сливочную» футболку.

Несмотря на то, что все футболисты, игравшие в течение карьеры и за каталонцев, и за «меренгов», считаются изменниками, ни один футболист не подвергался такой истовой ненависти со стороны болельщиков. В конце концов, такие игроки, как Роналдо, Луис Энрике, Микаэль Лаудруп и Хавьер Савиола умудрились поиграть за оба клуба, однако они не сталкивались с такой реакцией. Причина кроется в том, что Фигу олицетворял как «Барселону», так и всю Каталонию, которая очень дорожила тем, что игрок — один из лучших футболистов мира. Именно этот факт возвёл его грех в статус смертного.

Как только Флорентино уселся в президентское кресло, он пообещал эру доминирования, и подкрепил это словами уже прибывшего Луиша Фигу. Шестьдесят миллионов евро, новый трансферный рекорд. Португалец оставил «Камп Ноу» ради «Сантьяго Бернабеу». Покупка звёзд — это видение Флорентино Переса, создавшего «галактикос», о которых Луиш Фигу говорил: «Нас объединил этот проект».

Перенесёмся в двадцать первое октября 2000 года: первое возвращение Фигу на «Камп Ноу» со времени его предательства. На стадионе стоит оглушительный шум — оркестр из улюлюканий, свиста и матерщины. Десятка «сливочных» отказывается исполнять угловые из-за опасений за свою безопасность: с трибун в него запускали всё, что попадалось под руку. Несмотря на обилие ругательств и несметное количество баннеров, сравнивающих его с Иудой, Фигу отыграл все девяносто минут. Он оказался готов к такому накалу. Его одноклубник Иван Кампо сказал, что такое самообладание достойно восхищения. «А у тебя есть яйца», — сказал он своему португальскому партнёру после игры.

Тот сезон Луиш закончил с чемпионским титулом и Золотым мячом, забив четырнадцать голов, в то же время «Барселона» еле-еле доковыляла до четвёртой строчки. Следующий сезон принёс ему чемпионский титул, а также кубок Лиги Чемпионов. Если его поступок был мотивирован жаждой трофеев, то он, конечно, оказался в выигрыше.

Двадцать третьего ноября 2003 года, «Камп Ноу»: один из самых значимых моментов трёхсторонних отношений между «Реалом», Фигу и «Барселоной». Если кто-то предполагал, что эта вражда угаснет, то он сильно ошибался. На деле уровень злобы и ненависти не только не снизился, а лишь разросся до невероятных масштабов.

В этот раз было даже более шумно, на поле летело больше снарядов, а сама атмосфера еще больше накалена. Из-за большого количества мусора, которым публика явно хотела накормить португальца, арбитру пришлось остановить игру на двадцать минут, в течение которых в объектив камеры попала голова свиньи, которая нагло украшала угол футбольного поля. По мнению большинства каталонских болельщиков, эта свиная голова символизировала жадность, которая всегда приводит к краху.

Было очевидно, что болельщики «сине-гранатовых» думают о нём: Луиш заслуживает сравнения с самым прожорливым, грязным и гнусным видом животного царства.

Однако когда португальца спрашивают об этом далеко небезызвестном вечере, он вспоминает его с ностальгией: «Я думаю, что в мире нет ни одного другого спортсмена, которому пришлось играть против стотысячной толпы. Приятно вспоминать об этом».

Фигу выходил на поле в сливочной футболке сто шестьдесят четыре раза и отметился тридцатью четырьмя голами — более чем хороший результат для вингера. Однако в его последний сезон за «меренгов» он опять почувствовал, что его не ценят.

В 2005 году Вандерлей Люшембурго сменил на тренерском посту Мариано Гарсию Ремона прямо в середине сезона. Бразилец, воспитанный в традициях южноамериканского футбола, интегрировал новую схему, в которой для Фигу не было места. Построение Люшембурго исключало наличие вингеров на поле, и португалец стал для клуба основным лавочником.

Летом Луишу не предложили новый контракт, и он присоединился к миланскому «Интеру». Именно здесь он нашел чувство признательности, которого он так долго ждал: «Я никогда не забуду ту любовь, с которой меня встретили здесь в первый же день». Выиграв четыре Скудетто и Кубок Италии, игрок, который привнес в футбол изящество и новое видение футбольного поля, объявил о завершении карьеры. Приняв капитанскую повязку от настаивавшего на этом Хавьера Дзанетти, Фигу сорвал аплодисменты, последний раз покидая футбольное поле в качестве игрока.

Луиш Фигу был лидером золотого поколения португальской молодёжи после завоевания Чемпионата мира среди молодежных команд (для игроков не старше 20 лет) в 1991 году, и в том же году дебютировал за старшую сборную. За неё он провёл сто двадцать семь матчей и отличился тридцать два раза.

Английские болельщики никогда не забудут, как он выстрелил в правую верхнюю девятку, воскресив надежды своей команды в матче против «сборной трёх львов» на Евро-2000. Позже он подсыпал соли на рану родоначальников футбола, отвечая на вопрос, как его команде удалось отыграть преимущество в два мяча: «Спасибо культуре и менталитету англичан, которые просто не способны удержать своё преимущество».

Несмотря на то, что поколение Фигу не добыло ни одного титула, им действительно удалось достичь хороших результатов: проигранный полуфинал Чемпионата мира 2006 года против сборной Франции. На этом же турнире он завершит свои выступления за национальную команду, надев капитанскую повязку в матче за третье место против сборной Германии.

Игрок, не обделённый трудолюбием и мастерством, Луиш Фигу — один из величайших футболистов мира. Погрязнув в противоречиях, предательстве и коллаборационизме, он всегда был целью газетных заголовков. Тем не менее, он всегда образцово вёл себя на поле, показывая свой неутомимый дух, трудолюбие и талант.

Любите вы его или ненавидите, нет никаких сомнений, что он заставлял весь футбольных мир замирать на протяжении всей своей карьеры.

Перевод: Vova Raspisnoy  |  thesefootballtimes.co

barcamania.com