6 мин.

«За сборную Франции должны играть французы, а не эти черные испанцы». Как Крым смотрит Евро-2016

Евгений Марков из Крыма – о том, как выпить «Жигулевского» и остаться довольным полуфиналом Евро.

Крым

Футбольные мотивы стали окружать мое путешествие в Крым с самого начала. Пока я ждал самый обычный междугородний автобус с шатающимися креслами и неработающим кондиционером, то решил зайти в газетный киоск и поискать местную спортивную прессу. «Есть только еженедельник «Футбол», берите!, - сказала мне улыбчивая продавщица и предложила заодно купить и автомобильные журналы. - Своей прессы у нас не осталось, есть только заслуженный 65-летний дядечка, который пишет про спорт в городской газете». Его колонки в самом свежем выпуске не оказалось, а женщина за прилавком решила пойти проверенным методом – заинтересовать меня содержимым журнала. На обложке красовался главный тренер сборной России, а продавщица загадочно спросила: «И вам неинтересно, почему же не получилось у Слуцкого?». «Так я знаю, почему не получилось», - быстро ответил я, поблагодарил приветливую крымчанку и побежал к своему автобусу.

Дорога Симферополь  - Севастополь напомнила мне большой политический парад. Авторы рисунков на заборах соревновались в оригинальности на заданную тему и всеми возможными способами скрещивали флаги Крыма и России. На трассе начинали мелькать рекламные щиты, а на них – Екатерина II, Николай II, Владимир Путин и их прекрасные фразы про Крымский полуостров. Не хватало только Дмитрия Медведева и его «ну, вы держитесь».

И даже здесь меня ждали футбольные истории. Мой попутчик, разговорчивый мужчина из Красноярска, не только удивлялся московским ценам на автобус (а до Севастополя мы ехали за 160 рублей), а еще и ругал наших футболистов. Он, как и многие, занимающиеся похожим делом, смотрит «только чемпионаты мира и Европы». Однако это не мешает ему восторгаться игре сборной России на «чемпионате мира в 2008 году». Начали считать: оказалось, что тогда был Евро, а наша команда почему-то постоянно отдавала мяч сопернику.

Не забыл мой сосед и про самое дорогое шампанское, распиваемой под гимн России. «У них правда такие большие зарплаты?», - удивлялся он и, противопоставляя себя Кокорину и Мамаеву, пил «Жигулевское» из пакета. Последний ряд нашего автобуса сошелся на том, что по трассе ехать гораздо комфортнее, ведь ветер дует сильнее, а российский футбол надо развивать, начиная с самого простого – детских футбольных школ.

Едем дальше. Мой следующий собеседник – таксист Дмитрий. Он, как и я, увлекается археологией и даже ездит в Питер продавать монеты второго века до нашей эры. Разговор про футбол у нас не складывается: Дмитрий несколько раз подряд цитирует Задорнова и называет наших футболистов пешеходами с мячом в ногах. Зато севастопольский таксист любит хоккей и болеет за ярославский «Локомотив». Мы некоторое время молчим, вспоминая разбившуюся команду, а потом Дмитрий рассказывает, что ему нравится хоккей, который показывают клубы с востока: «Салават Юлаев» и «Ак Барс». «Даже не знаю, за кого болеть, они так здорово двигаются!», - восторженно рассуждает крымский любитель хоккея, а потом заваривает густой кисель из клубов, которые не умеют играть в футбол: «Шахтер», «Зенит», «Динамо» Киев, «Спартак». Достается всем, а такому соседству продолжает радоваться Валерий Газаев.

После этого я провожу несколько часов в предвкушении полуфинала Франция – Германия и затем иду в севастопольский бар на открытом воздухе. И тут начинается самое интересное: весь колорит крымского боления лезет вон из своей тельняшки без рукавов и уносится куда-то в Черное море.

Перед небольшим экраном в уютном летнем баре сидит несколько компаний: все столы заняты. Я усаживаюсь рядом с одиноким мужчиной и так же, как и он, заказываю себе бокал «Жигулей». Пиво, однако, тянется, а окружающие нас люди начинают постепенно втягиваться в полуфинал Евро. Сначала достается официантке, которая по ошибке поставила «Матч ТВ», затем - шутки и замечания меняют свое направление. Теперь они адресуются чернокожим игрокам сборной Франции. «Что это за нация такая? – гогочет пузатый мужичок, который называет всех сидящих за своим столом «хохлами». - Одни негры, с ума сойти». Оригинальные высказывания продолжаются во время исполнения гимна и набирают свою хмельную силу к повторному объявлению составов.

За Францию болеем только я и сосед по столику. Мы пьем за это и переходим к футбольному разговору.

- Сегодня победят французы 2:0. Я всегда угадываю счет, хоть и футбол смотрю редко. Вот помнишь 1998 год (мне тогда был год)? Все ставили на Аргентину (на самом деле играла Бразилия), а я сказал, что Франция победит в финале 3:0. Так и случилось.

Мой собеседник тоже не может не сказать о происхождении игроков «трехцветных»: «Почему играют негры? За сборную должны выступать французы, а не эти черные испанцы». «И вообще, - после сигареты добавляет он, - почему они играют за клубы, а потом за сборную? Это неправильно, надо выбирать что-то одно».

За  соседними столами разливают принесенный из дома коньяк, дают дельные комментарии о скорости Погба и «результативности» Мюллера, а также шутят про «вид на жительство в Африке». И как же становится приятно, когда те же люди искренне кричат и называют Льориса умничкой.

Под конец первого тайма про французов уже не шутят, а тот самый пузач хвалит комментарии Стогниенко. «Не бубни», - ворчит он на своего друга и объясняет ему, что футбол надо смотреть только со звуком.

Няш-мяш

Когда Гризманн забивает пенальти, бар молчит. Все ждут перерыва, чтобы забитая официантка, очень похожая на Наталью Поклонскую, достала из холодильника заготовленные бутылки, а крымчане обсудили свои дальнейшие планы на лето.

Вторые 45 минут были не столь радикальными, а один из посетителей бара даже признал, что уровень расизма у экрана сильно зашкаливал. Народ подобные комментарии поощрял смешками и одобрительными комментариями, но игра французов больше не давала поводов подшучивать над командой Дешама. Им начинали аплодировать, а мой сосед, используя в каждой фразе слово «блин», в пятый раз отмечал оборону сборной Франции.

Йоахим Лев хватается за лицо. «Помните в фильме «Один Дома» мальчик пробовал одеколон и тоже так делал?», - хохочут рядом. А за соседним столом обсуждают свадьбу, хоть Олеся и собирается треснуть Марину стулом за то, что она может сглазить.

Странно, но о том, за кого же сегодня болеть, наша группа заговорила лишь за 10 минут до второго гола Гризманна. Молодой парень зашел в кафе только посмотреть счет и убедить всех болеть за немцев. «Ты бы 70 лет назад так сказал, умник», - начали гоготать над ним. «Надо болеть за французов, - поступило конструктивное предложение, - с ними мы никогда не воевали». Странно было услышать такой вывод в городе, где тема Крымской войны объединяет все поколения севастопольцев.

Немцы не забивает «на посошок», а мой задумчивый друг неожиданно спрашивает: уж не повтор ли это? Нет, это не повтор, а любитель «Жигулей» вновь угадал счет. Я с ним прощаюсь и оставляю сборную Францию отмечать победу в компании моих крымских товарищей. Кажется, за эти два часа они неплохо сдружились.