7 мин.

Сладкая утопия

Утопия – это такая идея, которая вполне могла бы быть воплощенной в действительности, но как раз в реальности она не встречается. Утопия только кажется фантастической или сказочной, но в отличие от сказки, она не нарушает законы логики или физики, не противоречит здравому смыслу. Утопия вполне могла бы быть, но просто такая идея не нашла физического места, чтобы стать воплощенной (древнегреческое слово «утопия» состоит из отрицательной приставки «οὐ» – «не», «без», и существительного «τόπος» – «место»).

Никита Якушов и Эдуард Ахмедов предложили провести товарищеский матч между «сборной России», составленной из любителей и сборной России, составленной из «профессионалов». Я уверен, что это классная идея, которая могла бы продемонстрировать всю нездоровость и гниль системы отечественного футбола. Но также я уверен, что такой матч никогда не найдет футбольного поля, чтобы быть сыгранным.

Каждый раз, когда наша сборная позорится на крупных международных турнирах (в среднем – раз в два года), я думаю, не могли бы гипермотивированные любители показать футбол лучше? И я уверен, что могли бы. По крайней мере, если не лучше, то стыдно бы не было. Этот тезис, вопреки скепсису многих людей, можно обосновать.

1. Несмотря на то, что в финансовом отношении пропасть между профи и любителями колоссальна, в спортивном плане такое противопоставление  понемногу сглаживается. Конечно, матчи с участием, скажем, сборной Гибралтара все еще заканчиваются с экзотическими счетами, т.е. «любительские сборные» выступают в качестве ресурса для бомбардирских подвигов профи. Тем не менее, матчи со сборной, например, Люксембурга вызывает бо́льшее волнение у болельщиков любой сборной, чем 20 и даже 10 лет назад. Да, сборная Люксембурга может остаться без запасных вратарей, потому что у них экзамены в университете, также как капитан сборной Фарерских островов может пропустить матч, т.к. его не отпустили со стройки. Но найдется другой студент или крановщик, который умрет на поле ради своей страны. Посмотрим статистику уже упомянутой сборной Люксембурга на последних отборах:

alt

--

Безусловно, команда Люксембурга стабильно занимаем последнее – предпоследнее место в своих группах, мало забивает и пропускает много, а основные «клиенты» их – сборные Белоруссии и Молдавии. Не стоит, однако, упустить из виду, что обыгрывали за последние 8 лет люксембуржцы и участников текущего Евро-2016: Северную Ирландию, Албанию и Швейцарию. Конечно, один-два матча – это не показатель. Одни демонстрируют гипернастрой, другие немотивированны, отсюда и результат. Но когда речь идет про крупные турниры и нужно-то показать гипернастрой в одном–двух матчах. Скажем, 4 очка – этого часто хватает, чтобы выйти из группы, а значит получить и новый стимул для гипернастроя (это учитывая, что на ЧМ-2018 мы в группу уже попали…) Если речь идет про один матч любителей против наших профи, то результат кажется вполне непредсказуемым. Ведь как показал Евро, правильный настрой – это большая проблема для наших сборников.

2. Довольно часто политики и даже профессионалы от футбола высказывают популистский тезис, что-де в 150-миллионной стране невозможно не найти 20 сильных профессиональных футболистов. Это гнилая риторика, потому что вопрос о сильных профессионалах – это вопрос к системе подготовки, а если повсеместная коррупция, если конкуренция принесена в жертву лимиту, то пусть в стране хоть миллиард человек живет – 20 сильных профи может и не сыскаться. Когда политик или футболист включает: «из 150 миллионов можно было бы набрать 23 сильных профи», этот человек – лицемер. Набрать 23-х игроков у нас не получается – это факт (мы это видели на этом Евро и прошлом ЧМ), значит система, частью которой вы являетесь – не работает, т.ч. вопрос к вам. Бывшие футболисты становятся селекционерами, ведущими на ТВ и футбольными функционерами и экспертами, потому что система коррумпирована, ведь быть хорошим футболистом – не значит быть профессиональным журналистом или управленцем, это вообще разные профессии, разные навыки и компетенции. У нас нет ни одного футболиста мирового уровня, потому что система профессионального спорта у нас никакая, т.к. работают и определяют ее работу «люди по знакомству». Зато в 150-миллионой стране можно собрать с десяток очень сильных любительских сборных. Это уже просто вопрос статистики. Если посмотреть на сборные, половину составов которых составляют любители, то получится примерно такой расклад. Население Люксембурга – 550 тыс. человек, Лихтенштейн – 40 тыс., Андорра – 85 тыс., Гибралтар – 30 тыс., Сан-Марино – 30 тыс., Фарерские острова – 40 тыс., Мальта – 430 тыс. Итого: чуть больше миллиона человек, чтобы сформировать 7 сборных (если кого забыл – это даже не принципиально). Хорошо, не все члены сборных этих стран – любители, из миллиона, соответственно, нужно собрать только 3,5 сборной. Но в 10-миллионной Москве, в таком случае, можно собрать несколько любительских команд, которые сравнительно регулярно (1-2 раза в год) смогут обыгрывать сборные Молдавии, Белоруссии, Македонии. А иногда даже – Швейцарии, Чехии, Греции и Ирландии. Если вопрос профи – это вопрос не населения, а системы, то вопрос талантливых любителей – как раз количества людей…

3. «Порядок бьет класс», – эта знаменитая переработка немецкой пословицы («Fleiß schlägt Grips» – «усердие побеждает над талантом»), очень часто сопровождает футбольные сенсации (например, Греция-2004 или Исландия-2016). Очевидно, что осознающие границы своего таланта футболисты-аутсайдеры способны понять, что четкое следование системе игры, исполнение тактических задач – единственный шанс на победу. Иногда тактика отходит на второй план, но мы знаем достаточно примеров, когда постановка командной игры оказывается ключом к успеху. Уверен, если подключить к делу профессионального тренера или тренеров, закрыть 40 лучших любителей (даже исключительно из Москвы) на базе на месяц, то результат может быть феноменальным. Четкое понимание собственных тактических задач и мотивация – это то, что вполне доступно любителям, тем более что многие из них прошли школу детско-юношеского футбола…

Почему, если я абсолютно убежден, что любительская сборная России могла бы более чем достояно сыграть против сборной «профессиональной», я ответственно заявляю, что такой матч не может состояться? Вот четыре объяснения.

1. Репутационные издержки. Если такой матч состоится, то любой результат, кроме абсолютной доминирующей, унизительной победы профи над любителями будет воспринят как очередной позор наших футболистов. Но, на мой взгляд, ни один человек в своем уме не может быть уверен в такой победе. Учитывая, что у Игнашевича и Березуцкого есть хорошие шансы сыграть на домашнем мундиале, просто потому, что за два года в лимитном чемпионате новое поколение не вырастет, также как и не появится даже 3–5 сильных молодых игрока, которым доверят представлять сборную, травмировать их лишний раз (а такая травма – стала бы почти летальной) никто не станет.

2. Коррупция и круговая порука. Не только наши футболисты есть продукты системы, молчаливое соглашательство наших тренеров и специалистов – еще один столп, на котором стоит наш лимитный футбол. Только четкое понимание тактических задач может помочь любителям сыграть достойно против профи, но ни один хороший тренер не станет с ними работать правильно – просто потому, что это поставит под угрозу будущее этого тренера. Зарубежным тренерам вряд ли будет интересен такой национальный проект (если только кто-то не захочет отомстить – например, Капелло), а отечественные тренеры не станут идти против системы, которая их кормит.

3. Административное бессилие и гнилая риторика. Если такой матч может подорвать репутацию наших футболистов и поставить под угрозу карьеру тренеров, то для руководителей системы нашего спорта это станет еще большим ударом. Я уже писал (здесь и здесь) про неспособность наших политиков выстроить эффективную систему профессионального спорта в России. Тем не менее, если при колоссальных ресурсах на выходе эта система дает продукт (профессиональная сборная), который ничем или мало чем лучше «внесистемному» продукту, то возникнет очень серьезное напряжение в обществе. Есть и альтернативный вариант. Если бы такой матч состоялся и, предположим, завершился бы победой любителей, Мутко присвоил бы это победу себе, заявив, что такие интересные любители у нас, потому что он правильно развивает спорт…

4. Политический курс. Это не менее важный момент. Проведение такого матча, тем более, достойная игра любителей, стало бы знаком того, что в России возможна эффективная самоорганизация снизу. Это совсем не то, что нужно нашим политикам и государству, воспитывающим в нас благоговейный трепет перед системой, без которой, якобы,  мы обречены на голодную смерть и исчезновение. Поэтому демагог Свищёв, председатель Комитета Государственной Думы РФ по физической культуре, спорту и молодёжной политике, может сколько угодно рассказывать, что он не понимает, почему из сборной России не последовало отклика на предложение любителей. Это предложение просто не может быть замечено.

 

 

P.S. Если Вам понравился материал, поставьте, пожалуйста, плюсик и подпишитесь на блог. Для меня это важно, и я очень постараюсь, чтобы и дальше Вам было интересно.