Древний грек Мамаев
Институт суда в древнегреческих Афинах был одним из системообразующих элементов демократии. Афинские законы предполагали, что любой гражданин мог выступить обвинителем против нарушителей государственных законов. Важно, что при признании вины подсудимого, обвинителю полагалась часть выплачиваемого виновным штрафа.
Нет ничего удивительного, что довольно скоро в Афинах появилась целый класс людей – профессиональных обвинителей, сикофантов. Сикофанты тащили в суд всех кого попало, прежде всего, конечно, людей состоятельных, или шантажировали потенциальных жертв, увеличивая свое благосостояние.
Не все граждане имели возможность пройти обучение у профессиональных риторов или софистов, т.е. не могли узнать эффективные стратегии судебной защиты. А потому обычным делом для простых граждан стало приводить в суд своих плачущих детей, тем самым обязывая судей к снисходительным вердиктам. Понятно, что для политических и военных деятелей, для потомственных аристократов и интеллектуальной элиты - это была компрометирующая стратегия. Пытаться разжалобить суд посредством своих детей, значит расписаться в отсутствии мужества. Что позволено сапожнику, неуместно для воина…
Мне всегда нравился Павел Мамаев как футболист. Он рано дебютировал, но действовал на поле как взрослый. Он демонстрировал прогресс, в нужный момент мог повести свою команду вперед. Тем не менее, его «пост про гавно», который он уже удалил из своего аккаунта Insagram, показал, что Мамаев, ставший игроком еще в «долимитную эпоху», превратился в обычного и среднестатистического баловня нашего лимитного чемпионата господина Мутко. Ничего хорошего дальше было ожидать нельзя. Но новый пост в его Instagram расстроил меня еще больше. Ни мужества искренне извиниться за свою игру, ни смелости взять на себя ответственность за свои решения и слова. Стыдно и мерзко. Мамаев – древнегреческий сапожник, прикрывшийся собственным ребенком…