Портрет иконы. Джанфранко Дзола
Перевод текста о величии Джанфранко Дзолы – в блоге «Англия, Англия».
В век, когда болельщики отдалены от героев так, как никогда прежде, каждый любит улыбчивых футболистов. Их улыбка убеждает нас в том, что они вполне понимают, насколько они удачливы и какое количество людей хотело бы оказаться на их месте.
Противоположное тоже верно. После того, как Англия победила Эстонию в октябре, Марк Ирвин, журналист британского таблоида The Sun, подверг критике Рахима Стерлинга за то, что тот не выглядел счастливым: «Если Стерлинг и правда счастлив на поле, то показывает это своеобразным способом. По сути, он выглядит таким же счастливым, как Аарон Леннон в последний день трансферного окна. Вероятно, ему нужна очередная доза веселящего газа». Да как вообще можно играть в футбол и не быть вне себя от радости и приятного волнения?
Улыбка игрока демонстрирует, с какой легкостью и непринужденностью он реализует имеющиеся возможности, тем самым вызывая к себе расположение нейтрального болельщика. Пока кто-то кривит лицо, тяжело дыша, в самый разгар битвы, другие действуют задорнее, с ясной головой. Роналдиньо и Джей-Джей Окоча заслуживают почетного упоминания, но истинный «улыбака» только один: Джанфранко Дзола.
Дзола не просто любил забивать голы, он явно обожал каждую минуту каждого дня, проведенного с мячом. Нет, даже не так: этот волшебник просто любил жизнь. «Делайте что-то, что угодно, – говорил он. – Вы живы, будете живым еще несколько десятилетий, а потом наступит конец. Вы будете лежать в земле, как корм для червей. Так делайте же что-то и не дайте страху поглотить вас». Этот совет открывает глаза на жизнь поколению, которое привыкло слышать от футболистов только несерьезные избитые банальности.
Не все были в восторге от постоянного хорошего настроения Джанфранко. «Он раздражал меня, – высказался о нем Алекс Фергюсон. – Он был одним из тех игроков, кто всегда оставался невозмутимым, вне зависимости от того, против кого ему приходилось играть. Ты всегда видел улыбку на его лице, и это надоедало. Я говорил: «Как у него получается сохранять это настроение, играя против «Юнайтед»?» Никто больше на такое не способен». Лучшего комплимента и быть не может.
Дзола может считаться одним из самых важных игроков в истории «Челси». Поучившись под началом Диего Марадоны в «Наполи», он переехал в Англию из «Пармы» Карло Анчелотти в ноябре 1996 года за 4,5 миллиона фунтов. «Марадона был одним из тех, кто задерживался после тренировки, чтобы оттачивать мастерство, он был моим вдохновителем, – вспоминает Дзола. – Он научил меня работать и уделять больше времени определенным вещам».
В первый же сезон он выиграл кубок Англии, первый значимый трофей «Челси» за 26 лет. В следующем сезоне Дзола помог команде выиграть Кубок обладателей кубков, первый европейский трофей клуба с 1971 года. Травма помешала ему сыграть в стартовом составе в финале против «Штутгарта», но он вышел на замену во втором тайме и забил победный гол в течение 21 секунды после появления на поле. Он был признан игроком года по версии болельщиков «Челси» в 2003 году, впоследствии ему был присужден Орден Британской империи за заслуги на футбольном поприще.
Мнение о том, что Дзола является основной причиной приобретения контрольного пакета акций клуба Романом Абрамовичем, можно считать слегка сомнительным, но именно благодаря его выступлениям клуб превратился в гораздо более привлекательную цель для покупки, и, что важнее, стал принимать участие в Лиге чемпионов. Дзола ушел в «Кальяри» за неделю до объявления о покупке клуба Романом Абрамовичем. А новоиспеченный богатый владелец, по сообщениям СМИ, пытался купить этот самый итальянский клуб, только чтобы удержать Джанфранко на «Стэмфорд Бридж».
Влияние Дзолы не ограничилось парой лондонских районов. Он приехал, когда футбол Англии находился в стадии экстенсивного и расширенного возрождения. В то время, когда иностранные игроки всё еще рассматривались как стареющие наемники, прибывшие ради заключительного финансового «ура», сочетавшиеся в Джанфранко талант и специфическое отношение к делу сделали его идеальным примером для подражания. Он был дуновением освежающего ветра Сардинии. Перед английским футболом открылись новые горизонты, и это не могло не радовать.
Самое главное, он сумел постичь особенности умонастроения футбольного болельщика, всегда был рад подыграть толпе. «Каждый из нас – команды, директора, менеджеры – проводит некоторое время в футбольном клубе, – говорил Дзола. – Болельщики же с ним всегда. И они никогда об этом не забывают». Мы все просто обожаем подобные высказывания.
Первое, что бросается в глаза при просмотре видеозаписей с игрой Джанфранко, – его видение игры. Он действовал как опытный шахматист, знающий следующий шаг оппонента на два-три хода вперед. Повышенная проницательность – вот что позволяет лучшим игрокам выполнять исключительные вещи с необычайной легкостью. Незначительные габариты Дзолы способствовали формированию его репутации. Имея рост в 5 футов и 5 дюймов, он обладал каким-то озорным волшебством, которое заставляло мяч буквально липнуть к его ногам. Его движения были самым опасным оружием, то, что он вытворял с мячом, было незабываемо. Из ниоткуда появлялось оперативное пространство – «шалость удалась»!
Опытные защитники (особенно Джейми Каррагер) были вынуждены выглядеть неуклюжими и косолапыми. Техника исполнения штрафного от Джанфранко стала культовой, эта ленивая поступь к мячу, как будто при пробитии пенальти в мини-футболе. 14 из 80 голов, забитых за «Челси», были отправлены в ворота со штрафного удара. Дзола не создавал шоу одного актера. Его трюки были нацелены на результат, исполнялись не ради показухи. Его знаменитый гол пяточкой в ворота «Норвича» – идеальный пример. Невероятные умения особенно полезны, когда знаешь, как их использовать.
Кроме всего, Дзола был настоящим джентльменом, которого обожали болельщики «Челси» и, при этом, уважали игроки и болельщики команды-соперника. Он был всеобщим любимчиком, легенда Стемфорд Бридж, которую тепло встречали и на «Аптон Парк», и на «Уайт Харт Лейн». Через некоторое время он приобрел для клуба еще большую ценность – он стал наставником. Есть бесчисленное количество историй о том, как он помогал молодым игрокам; поведение на поле и за его пределами сделало его своеобразным «послом» клуба. Дзола до сих пор вспоминает, как он оказывал помощь Фрэнку Лэмпарду, проводя с ним по несколько часов после тренировок.
«Раньше мы проводили много времени вместе уже после завершения тренировочных занятий. Фрэнк отрабатывал удары с разных позиций, пока я оттачивал технику исполнения штрафных ударов, мы довольно долго работали над этими аспектами, – рассказывает Дзола. – Всё приходит с практикой. Если хочешь достигнуть чего-то, то тебе следует уделить этому время, энергию и внимание, ты должен думать об этом, никак иначе». Время одной легенды «Челси» подходило к концу, для другой же всё только начиналось.
В современном футболе волшебство кажется чем-то не заслуживающим доверия, им не дорожат. Как трюк Пушкаша на «Уэмбли» в 1953 году, так и быстрые, резкие движения Дзолы казались чем-то качественно новым, люди смотрели на них так, как будто это был новый вид спорта. Уровень его игры не всегда оставался стабильно высоким, но его промахи и ошибки никак не умаляют его заслуг. Вся прелесть действий Дзолы крылась в отдельных моментах и эпизодах.
К моменту, когда Дзола провел первый полный сезон в премьер-лиге, ему исполнялось 32 года. К тому времени, когда он ушел из клуба, в возрасте 37 лет, английский футбол наконец вышел на должный уровень. Но его отъезд до сих пор оставляет зияющую дыру. «Я буду дорожить этим опытом, он улучшил меня и как игрока, и как человека, – сказал Джанфранко во время прощальной речи после последнего матча, в 2003 году, проходя по беговым дорожкам у трибун Стэмфорд Бридж. – Спасибо вам за то, что дали мне возможность приехать сюда и показать, что могу». Категорически скромный до самого конца.
Завершив речь, Дзола поклонился каждому сектору на трибунах, демонстрируя почитание болельщикам. Справедливо сказать, что подобные чувства были взаимными. Много клубов могло попытаться предъявить права на то, чтобы быть «командой для каждого». Дзола же был «игроком для каждого».
Великий №25!