Я мечтаю о возвращении Де Дзерби в АПЛ. Он уже менял лигу – и может снова
Палагин призывает.
Возможно, старею, но за последние годы я получал эстетическое удовольствие только от одной команды АПЛ за пределами топ-клубов – «Брайтона» Роберто Де Дзерби. Это точно не от узости кругозора: я смотрю все 10 матчей в туре и, следовательно, все 380 в сезоне. Сравнивать есть с чем.

Признание в любви «Брайтону» с тактической открыткой я выкладывал здесь, а пока мысль, которая пришла мне в голову на прошлой неделе: Де Дзерби причастен к стилистической эволюции, которая произошла с АПЛ в этом сезоне.
С его уходом в лиге серьезно сместились акценты. «Брайтон» с безумными розыгрышами от вратаря и игрой в собачку перестал быть для клубов средней руки примером для подражания. Его место занял «Брентфорд».
Самое яркое свидетельство перемен – мода на длинные ауты. Вот что на старте сезона говорил об этом Унаи Эмери: «Стандарты эволюционируют и развиваются очень быстрыми темпами. «Брентфорд» был одним из первых, кто понял их важность. Даже в первые сезоны в АПЛ они нагружали вратарскую шестью-семью игрокам. Теперь это подхватили другие. Думаю, около десятка команд в АПЛ используют похожую тактику».

Ауты и в целом стандарты с подачами во вратарскую – лишь один из аспектов, в которых «Брентфорду» подражают. Не менее важный сдвиг связан с началом атак. Вместо рискованных розыгрышей с выманиванием соперника в прессинг теперь в моде длинные передачи, которые этот прессинг перебрасывают. Не все версии «Брентфорда» презирали короткий вариант, но почти всегда команда доминировала в верховых дуэлях (следствие длинных передач).
Только этих двух элементов – стандарты + розыгрыши – хватило, чтобы кратно увеличить количество эпизодов с мячом в воздухе. Тактический автор The Athletic Майкл Кокс на днях высчитал: в последнем сезоне с Де Дзерби в АПЛ игроки выносили мяч головой в среднем 19,1 раз за игру. В этом сезоне показатель вырос до 29,8. Рост во всех смыслах головокружительный.
Еще более глобальный пример – попытки скопировать поведение «Брентфорда» на поле в целом. После выхода из Чемпионшипа команда стала символом тактической гибкости и главным хамелеоном лиги. Это проявляется не только в комбинации схем с тройкой и четверкой защитников, но и в режимах игры без мяча. Томас Франк рассказывал, что в зависимости от ситуации в игре, счета и уровня соперника «Брентфорд» выбирает один из двух вариантов – либо персональный прессинг по всему полю, либо оборона в низком блоке. Промежуточного в виде среднего блока нет.
Мысль Франка здорово проиллюстрировал Джон Маккензи из The Athletic. Вот график из сезона-2024/25, в котором «Брентфорд» с отрывом меньше всех времени проводил в среднем блоке (либо прессинг, либо автобус):
В этом сезоне манеру «Брентфорда» взяли на вооружение остальные. Вот недавнее наблюдение Пепейна Лейндерса, ассистента Пепа Гвардиолы в «Ман Сити», который до этого работал у Юргена Клоппа и мог годами наблюдать за трансформацией АПЛ: «Сейчас матчи состоят из двух частей. Первая – на чужой половине, когда соперник окапывается у своих ворот и держится в компактном блоке. В этом плане мало что изменилось для топ-команд. А вот вторая часть – когда соперник включает высокий персональный прессинг. Это новшество для меня. Не все команды придерживаются этого подхода, но процентов 90 точно. В результате под разный сценарий требуются разные игроки и приемы».
Между строк Лейндерс объяснил, в чем заключаются проблемы «Ман Сити» во вторых таймах (соперники перестают окапываться и начинают персоналить), но в целом его манифест – дань уважения «Брентфорду», команде, которая первой начала использовать комбинированный подход. Сейчас его придерживается добрая треть клубов АПЛ, причем независимо от силы состава – в таком замечены и амбициозный «Ньюкасл», и поднявшийся из Чемпионшипа «Сандерленд».
Настолько массовое помешательство ведет к логичному вопросу: а почему, собственно, «Брентфорд»? Почему именно их выбрали за идеал, к которому нужно стремиться?

У меня несколько версий.
Во-первых, «Брентфорд» – один из редких well-run клубов АПЛ, которыми грамотно управляют владельцы. За их процессами точно не стыдно подсматривать – команда регулярно пробивает потолок, переваривая как уход ведущих игроков, так и тренеров (причем не только главных). Тут много общего с «Брайтоном» – клубом, которым хотели все стать перед этим.
Во-вторых, «Брентфорд» добился уникального для современной АПЛ достижения – не просто выжили после подъема из Чемпионшипа, а сделали это в уверенной манере с двумя заходами в верхнюю половину и даже борьбой за еврокубки. Сейчас пытаются в третий раз – после продажи звезд (Бриан Мбемо, Йоан Висса, Марк Флеккен, Кристиан Нергор) и ухода главного тренера (Томас Франк).
Модель «Брентфорда» гораздо более жизнеспособна для команд, которые повышаются в классе и вынуждены догонять из-за разрыва в ресурсах. Причина – футбол «Брентфорда» меньше зависит от техники (то, что дорого стоит на рынке) и куда больше – от физики. Сократить пропасть, играя в футбол «Брентфорда», проще, чем в футбол «Брайтона». На этом в последние годы погорели игравшие в модный футбол новички АПЛ. Зато «Лутон» – единственная команда, которая боролась до последнего – придерживалась именно подхода «Брентфорда» (либо низкий блок, либо адские персоналки с ключевой ролью стандартов).
В-третьих, реакция на чемпиона. Арне Слот еще в прошлом сезоне говорил, что «Ливерпуль» испытывает проблемы, когда соперник использует длинные передачи со ставкой на подбор, не проверяя прессинг на прочность. Теперь к этому добавились трудности на стандартах. Формула «Брентфорда» представляет своего рода криптонит «Ливерпуля» – логично, что в погоне за чемпионом выбрали именно их модель.

Скажу сразу: я точно не хейтер разворота АПЛ. Вижу преимущества и позитивные тренды. Новички больше не безнадежны. Даже стремящийся к вылету «Бернли» очень редко проигрывает без шансов. Команды подравнялись в классе, что хорошо отражено в таблице (невероятная плотность, на которую может повлиять только серия побед/поражений). Этот сезон претендует на исторический антирекорд по количеству исходов в 4+ мяча. За всю кампанию набралось всего шесть таких матчей. Пропасти больше нет. Средний класс еще никогда не был так силен.
Но плюсы никак не перевешивают минусы. Я вижу минимум четыре недостатка.
● Меньше футбола. Из-за пауз на подготовку аутов или длинного паса страдает чистое время матчей. Сокращается не критическими темпами, но в сочетании с пятью заменами и эпизодами, которые просматриваются на ВАР, правда представляет проблему.
● Меньше тренерского влияния. Спорный пункт, учитывая возросшую важность спецов по стандартам, но мне очень близка мысль Майкла Кокса: в современной АПЛ, основанной на дуэлях и персоналках, тренерам (имеются в виду главные) очень сложно контролировать игру и вмешиваться через ходы в ее исход. Добиваться того же численного преимущества в нужных зонах теперь труднее, чем раньше (команды персоналят, лишнего нет).
● Меньше справедливости. Больше рандома. Пункт, логично вытекающий из предыдущего. Можно плохо играть в футбол, но добиваться результата только за счет одного выстроенного аспекта. Показательно, что на это жалуются даже динозавры вроде Дэвида Мойеса – когда проигрывают командам, у которых из рабочих инструментов только стандарты. Матч выигрывается не за счет того, что ты сильнее 90 минут или даже 45, а благодаря микродуэлям внутри штрафной в течение 5-10 секунд.
● Наконец, меньше удовольствия для самих игроков. Вот важная цитата Энтони Гордона из «Ньюкасла»: «Думаю, в Лиге чемпионов команды чуть более открыты. Все стараются играть в футбол. Меньше переходных фаз, больше владения, розыгрышей. Я несколько лет играю в АПЛ, но не видел сезона, в котором бы так много внимания уделялось физике. Иногда это напоминает мне баскетбол с бесконечными переходами владения от одной команды к другой. Это очень сложно вывозить физически».
Забавно, что с жалобами выступил игрок «Ньюкасла» – клуба, который сделал прессинг частью ДНК. То есть бунтовать начинают даже винтики внутри системы.
Как на это повлияет Де Дзерби? Получится ли у него одного? Не уверен, но для меня Роберто – единорог индустрии. Мишленовский ресторан, с которым его футбол любит сравнивать Пеп. Один из самых влиятельных тренеров, который заходил в АПЛ в последние годы. Не хочу лепить из него мессию (все же слишком мало достижений), но если кто и способен вмешаться в процесс, то это именно он.

Многое зависит от выбора клуба – важно прийти туда, где будут терпеть не только стиль с гарантированными привозами на старте, но и фирменные закидоны Роберто (к сожалению, с годами их становится больше).
Повторюсь: в стиле «Брентфорда» не вижу ничего плохого. Их успехами и методами достижения успеха я по-прежнему восхищаюсь. Но АПЛ нуждается в разнообразии – не искусственном, а органичном. Де Дзерби – один из редких тренеров, который способен его дать.
Фото: Gettyimages/Michael Steele / Staff, Naomi Baker / Staff, Richard Heathcote / Staff, Jan Kruger / Stringer, Molly Darlington / Stringer












Но мне больше понравилось вот это: "Многое зависит от выбора клуба – важно прийти туда, где будут терпеть не только стиль с гарантированными привозами на старте, но и фирменные закидоны Роберто (к сожалению, с годами их становится больше)" + привозы будут не только в начале + неумение что-либо выигрывать + баранье упрямство в своём видении игры = где такого дурака-работодателя найти то?
Рубена видели перспективным топом вполне по делу.
У него вполне серьёзный послужной список.