3 мин.

О счастье и всем остальном

Этой ночью я прошел несколько километров пешком до дома - не столько потому, что финальный матч уж слишком затянулся, сколько потому, что мне необходимо было ощутить свою связь с теми, кто проиграл. Небо было черным, звезды были ясными - и, к моему огромному сожалению, именно в в этот день никого не было рядом, чтобы напомнить мне, что мир состоит не только из футбола.

Я никогда не мог поверить в то, что проигравшие хуже выигравших - просто потому, что проигрывают практически все (кроме Новой Зеландии, в которой я все же разглядел лучшую команду турнира). Быть проигравшим - естественно; все мы в конце концов проиграем времени, как бы нам ни хотелось обратного. Быть выигравшим - стыдно, хотя и приятно (как и многие другие приятные вещи). Особенно стыдно выигрывать так, как Испания - и пошли вы к черту, ее болельщики, если сами этого не понимаете. Выигрывать нужно вопреки чему-то, превозмогая что-то, изменяя мир к лучшему (ну или не давая изменить его к худшему), а не решая задачи, как сообщает нам Стас Минин. Пусть решают задачи ребята, собирающиеся у озера Селигер - я не хочу быть хотя бы в чем-то заодно с ними; ну а вы, мои читатели, решайте для себя сами, тут все настолько личное, что я не хочу даже подсказывать.

Кто-то, будучи в трезвом рассудке с утра, доброжелательно подскажет мне, что нужно быть проще - и я отвечу ему, что проще всего, наверное, быть йоркширским терьером, который в основном спит, боится, ест и гадит. Кто-то скажет, что я все принимаю слишком близко к сердцу - я соглашусь с ними, но ничего не смогу изменить: пока что медицина не дошла до того уровня, когда можно жить совсем без сердца. Я не хотел болеть за эту сборную Голландии - она сама заставила меня сопереживать ей, пусть и играла не слишком ярко и старательно. Никогда бы не подумал, что буду восхищаться мулатом с нелепыми усиками, пинающим без особенного повода соперника шипами в грудь, - но Найджел де Йонг вынудил меня изменить своим предрассудкам. А Ван Боммел и вовсе стал моим кумиром - его грубость и неприятность выглядят такими старомодно прекрасными на фоне этого чемпионата мира. И прекратите называть испанцев хоббитами - хоббиты любят уют и жареные грибы, как и я; а курортный турок Хави и несостоявшаяся порнозвезда Вилья (такие уж у меня ассоциации, простите) любят только выигрывать в футбол.

Я думаю, этот финал принесет сборной Испании больше ненавистников, чем поклонников. Очень многие будут ждать, когда Акелла-Хави начнет промахиваться, когда на лице Иньесты (боже мой, ну как можно восхищаться игроком с таким выражением лица) появятся наконец мудрые морщины, когда Пуйоль начнет все же вредить больше, чем помогать, а Касильяс наконец увидит свое имя десять раз в книге рекордов Гиннесса и успокоится. Я сам буду ждать реванша с нетерпением - и в общем-то, не так уж и важно, кто сумеет справиться с испанцами через два года, лишь бы такой герой нашелся.

Я не могу понять, как можно быть счастливым из-за этой победы, из-за этого некрасивого и ненужного гола, случившегося буквально за несколько минут до того, как судьба бы расставила все по местам - но, вообще говоря, я могу понять, как можно быть счастливым, когда никто больше этого не понимает. Будьте счастливы, несмотря ни на что. Верьте в то, что вы верите. Сколько бы я не воспевал гордость падших и славу проигравших, я понимаю, что не мне учить людей тому, как находить счастье и достоинство в этой жизни.

Спасибо, Голландия. Спасибо, Испания. Может, это и был матч уровня второй английской лиги, но абсолютное иногда не имеет значения, если имеет значение относительное.

Ничего не закончено. Продолжение следует. Футбол никогда не застынет в бронзе, как бы это ни изображали специалисты по рекламе. Все живое - а значит, все еще изменится. Все живое - а значит, счастье еще может наступить для каждого из нас.