«Втопим 240 км/ч и ваш автобус догоним». Чего вы не знали о Йоахиме Леве
Где и как начиналась карьера победителя.
Йоахим Лев заканчивал игровую карьеру во второй швейцарской лиге. В «Шаффхаузене» он после матча обычно уходил из раздевалки позже остальных игроков. Журналисты подолгу ждали, когда немецкая звезда правильно уложит волосы и аккуратно обмотает шарф вокруг шеи. Но ожидания того стоили.
Его разборы растаскивали на цитаты, он грамотно мог разложить любой игровой эпизод и – что самое главное – доступно и интересно доносил до собравшихся свои мысли относительно сыгранных матчей. И пускай Йоги скорее лишь пересказывал все то, что недавно узнал у главного тренера Рольфа Фрингера, слушать Лева все равно было чрезвычайно увлекательно.
Игроки швейцарской второй лиги в конце 80-х в большинстве своем были полупрофессионалами и для комфортного существования должны были заниматься еще чем-нибудь помимо футбола. Садовники, строители, водители – последние годы игровой карьеры Лев провел в компании людей, лишь отдаленно напоминавших настоящих футболистов. Сам экс-нападающий «Фрайбурга» тоже вынужден был найти дополнительный источник заработка.
Лев устроился торговым агентом – зарплаты от клуба не хватало, при этом ему нужно было содержать семью. С понедельника по пятницу Лева ждал душный и неприметный офис транспортно-экспедиционной фирмы Danzas Transport AG, графики, отчеты, обед в контейнерах и горы бумаг, а в выходные – ФК «Шаффхаузен» и любимая игра. Устроиться туда было несложно, ведь эта компания была также титульным спонсором местной футбольной команды.
В таком режиме Йоги прожил три года, разменяв в Шаффхаузене четвертый десяток.
Фиату Йоахима Лева трудно было затеряться в общем потоке.
Его одноклубник Аксель Тома работал вместе с ним в той же компании, только двумя этажами ниже. Тома рассказывал, что Лев в офисе был молчаливым и практически ни с кем не общался, но стоило ему переместиться на футбольное поле – и его невозможно было заткнуть.
Учитывая, что Шаффхаузен – это малюсенький городок на самом севере Швейцарии с населением всего 30 000 человек, неудивительно, что многие коллеги Лева по работе были болельщиками местного клуба. Выглядело это примерно так:
– Эй, Том, привет! Принимай накладные для портовых товаров. Как жизнь, друг?
– Нормально, Йоги. С кем у вас там следующая игра?
– Выездная с «Воленом», в эту субботу. Успеешь добраться?
– Без проблем. Заберу после работы приятелей, втопим 240 км/ч и еще ваш автобус догоним. Не бойся, без поддержки не останетесь.
Том Гайсин работал вместе с Левом, рубил метал в группе What The Hell, носил длиннющие волосы до поясницы и не пропускал ни одной игры ФК «Шаффхаузен».
Среди офисных друзей у Лева в то время вообще было много колоритных персонажей. Особенно Йоахиму запомнился молодой парень с идеально выбритым черепом и в бордовой куртке Фред Перри, который каждую пятницу безуспешно пытался уговорить его съездить с ним на выходные в Германию «побуянить». Но Лев всегда тактично отказывался. «Буянил» он только на футбольном поле, собирая за матч по 2-3 очка за результативность.
Плотная загрузка на основном месте работы и регулярные изматывающие тренировки не выбивали Лева из колеи и даже оставляли ему кое-какое время на побочные занятия. Он с радостью вписывался в различные активности, которые ему предлагали друзья. Вместе все с тем же Акселем Томой они в начале 90-х организовали свою фирму по производству шелковых галстуков.
Швейцарский рынок они пытались захватить безумно пестрыми галстуками с фэнтези-тематикой (тогда в моде были кричащие расцветки). Для этого они использовали интересный маркетинговый ход: договорились с местным автобусным парком, чтобы все водители выходили на работу исключительно в их продукции, тем самым рекламируя ее среди своих пассажиров. Лев и Тома и сами нередко повязывали на шею свой товар с изображением Микки-Мауса или Тони Монтаны (оба фанатели от фильма «Лицо со шрамом»), шли в народ и продавали галстуки прямо из багажника авто, остановившись где-нибудь на парковке возле торгового центра. Однако бизнес очень быстро пришлось свернуть. Футболисты из них получались все-таки поубедительнее.
В конце 1990-го спасать ФК «Шаффхаузен» от вылета было поручено Рольфу Фрингеру, человеку, который был всего на три года старше Лева и исполнял в клубе роль играющего тренера.
Именно Фрингер переключил в голове Йоги тумблер с позиции «игрок» на позицию «тренер» и влюбил его в эту профессию навсегда. Эффект усиливался от того, что свои эксперименты Фрингер проводил на теле маленького провинциального клуба, где ввиду общего низкого уровня футболистов даже самое незначительное изменение в игре сразу бросалось в глаза.
Лев тогда был капитаном команды и на правах самого квалифицированного игрока следил за исполнением задумок нового тренера на поле. Все эти заигрывания с тактикой крайне успешного в то время «Милана» Арриго Сакки, модернизация защитных построений, поклонение принципу «атакуем вдесятером» и так далее – все нововведения Фрингера проходили через Лева, и полученный от них положительный результат так сильно впечатался в сознание молодого немца, что он чувствовал, как на его глазах буквально выстраивается новый мир. Выстраивается руками и мыслями одного лишь тренера, демиурга. Лев впитывал, анализировал, делал выводы, смотрел за тем, как команда преображалась, и, кажется, тогда все уже для себя понял.
«Шаффхаузен» превратился в поджарый бойз-бенд и стал одной из самых волнующих команд чемпионата.
Если до того момента он еще сомневался, стоит ли связывать жизнь с футболом после окончания не самой яркой игровой карьеры и получать ли вообще тренерскую лицензию, то после плотного общения с Фрингером он был уверен: в мире просто нет работы круче.
«Эти три года в Шаффхаузене – лучшее время моей жизни, – много раз повторял Лев. – Ни от одного человека я не узнал так много, как от Фрингера. Мы были тогда примерно одного возраста, но я каждый день получал от него массу новой и интересной информации, касающейся психологии, тактики, личностного роста и так далее. Я сам не заметил, как в нашей команде стали появляться по-настоящему классные футболисты».
Тренеры Штутгарта Рольф Фрингер и Йоахим Лев в 1995 году
В «Шаффхаузене» Лев присматривал за 18-летним пацаном, уроженцем этого города, который не по годам зрело играл на позиции либеро, даром что носил на себе шесть лишних килограммов веса. Спустя 22 года этот парень трансформируется в брутального мужчину и приведет «Челси» к победе в Лиге чемпионов в качестве тренера.
В 92-м прекрасное со всех точек зрения время в Шаффхаузене для Лева подошло к концу. Его тренер Рольф Фрингер ушел на повышение в «Аарау» и сенсационно выиграл главный чемпионат Швейцарии в первый же сезон, а Лев принял приглашение «Винтертура» и прихватил с собой старого приятеля Акселя Тому. Через три года Фрингер позвал Лева к себе в «Штутгарт» в качестве ассистента, а еще через год Йоги уже в статусе главного тренера швабов отмечал победу в Кубке Германии. Экзамен был успешно сдан.
Главный итог, который вынес для себя Йоахим Лев из трехлетнего пребывания в швейцарской глубинке: только тренер дает жизнь той или иной команде. Он же ее в конечном итоге и отнимает. Вопрос в том, как уйти раньше, чем это произойдет. У Лева еще будет время, чтобы всерьез озаботиться этим вопросом.
А пока немцы могут праздновать очередную победу.
Текст был впервые опубликован на Sports.ru в июне 2016 года.
Фото: Gettyimages.ru/Christian Charisius/dpa; 11freunde.de; REUTERS; Picture-Alliance.com/DPA/Herbert Rudel/Vostock Photo/picture alliance
Текст отличный, прямо веет эпохой, когда Германия еще была в стадии становления.
Нужно говорить так - Если бы не Лев, сборная Германии во граве с Клинсманом с позором провалилась бы на домашнем Мундеале-2006