Андрей Розенберг: «Используем опыт итальянских школ»
Десять лет назад группа энтузиастов решила построить в Петербурге поле с современным искусственным покрытием. И на этом не остановилась: на возрожденном стадионе в Коломягах открылась новая детская футбольная школа. О том, как происходило ее становление и развитие, рассказывает один из ее основателей Андрей Розенберг.
– С чего в 2000 году начиналась новая история клуба «Коломяги»?
– Мы провели реконструкцию стадиона завода имени Карла Маркса – это очень старый стадион, его история насчитывает более ста лет. Именно на нем, кстати, играл основанный в 1904 году футбольный клуб «Коломяги». Когда искусственное поле было уложено, мы подумали: а почему бы в таких хороших условиях не создать детскую футбольную школу?
Изучили этот вопрос с юридической точки зрения – и организовали негосударственное учреждение дополнительного образования «Экспериментальная детская футбольная школа Коломяги». Набрали ребятишек из близлежащих жилых кварталов и стали с ними работать. На тот момент в Петербурге было 32 школы, которые в чемпионате города были поделены на три группы. Мы начали с низшей и в первый же год заняли седьмое место из двенадцати. В качестве тренеров пригласили пятерых выпускников академии имени Лесгафта. Трое из них до сих пор у нас работают, показывая достаточно неплохие результаты. Ставка была сделана именно на молодых тренеров – по той причине, что нам хотелось преподавать детишкам современный футбол. Кроме того, разница в возрасте между тренерами и детьми должна была быть минимальной, чтобы они могли общаться на близком и понятном языке.
С другой стороны, и сами молодые тренеры должны были учиться работать по новым методикам. Старые заслуженные тренеры, как правило, не хотят обучаться чему-либо новому, не хотят менять своих взглядов, а молодежи это доступно. Мы назвали нашу школу экспериментальной, потому что все учились одновременно: мы сами учились руководить, тренеры – тренировать, а дети – играть в футбол.
Достаточно быстро стало очевидно, что эксперимент удался: нам потребовалось всего три года, чтобы дойти в чемпионате города до высшей группы, и с тех пор наши результаты постоянно растут. В 2009-м заняли в клубном зачете четвертое место, а в 2010-м планируем быть в тройке призеров.
– Неужели процедура открытия школы действительно настолько проста?
– В принципе, да. Мы проконсультировались с юристом, написали устав, зарегистрировались – и открылись. Немного больше времени заняло получение лицензии для осуществления образовательной деятельности.
– А как решался вопрос с возмещением финансовых затрат?
– Школа у нас была частная, и мы имели право получать деньги с родителей за обучение их детей. В таком режиме мы просуществовали восемь лет из десяти, старались стоимость занятий держать на минимальном уровне, чтобы они были доступны всем, в том числе и детям из малообеспеченных семей. Начинали с 300 рублей в месяц, с развитием инфляции эта сумма выросла до 700. С 2008 года государство, скажем так, стало замечать наши усилия и результаты, и мы сначала в качестве отделения футбола вошли в Центр спорта Приморского района, а уже в 2010 году перешли в школу-интернат №357 с углубленным изучением физической культуры «Олимпийские надежды». Включая футбол, там культивируются шесть видов спорта.
– По чьей инициативе «Коломяги» присоединились к «Олимпийским надеждам»?
– По нашей. Мы понимали, что развитие в рамках частного сектора имеет свой потолок. Нельзя заниматься спортом высших достижений за свои собственные средства. Это ни у кого толком не получается. Мы уже достигли определенного уровня, и вполне могли продолжать на этом уровне существовать, но чтобы развиваться дальше, нужно было дополнительное финансирование. Поэтому мы обратились к председателю петербургского спорткомитета Вячеславу Чазову. Он, в свою очередь, направил рекомендательное письмо в администрацию Приморского района. Длилось все это довольно долго, но благополучно завершилось нашим знакомством с руководителями «Олимпийских надежд» и включением футбольной школы в их состав.
– Какие еще преимущества, помимо того, что часть расходов теперь взяло на себя государство, получила ваша школа?
– У «Олимпийских надежд» есть интернат, есть летний лагерь, которым мы сможем пользоваться уже в июне. Но самое главное, конечно, это финансирование. Благодаря этому дети у нас теперь, напомню, занимаются бесплатно. Ведь не секрет, что родители, имея выбор, всегда постараются отдать своего ребенка туда, где за его обучение не придется платить. Кроме того, у нас теперь есть возможность отправлять команды на российские соревнования, вывозить их на сборы.
– Как вы проводили первоначальный набор детей в свою школу? Трудно ли было?
– В общем, нет. Мы и по школам ходили, и сами ребята, гуляя в окрестностях, видели, что у нас играют в футбол. Приходили посмотреть на тренировки и матчи взрослых команд. Очень помог нам в то время и футбольный клуб «Зенит» – они занимались на нашем поле, это вызывало в округе большой ажиотаж, и мы, пользуясь случаем, объявляли о наборе в школу.
– Брали всех ребят? Или только какого-то определенного возраста?
– Брали абсолютно всех желающих. Самыми маленькими в первом наборе были мальчишки 1995 года рождения – пяти-шестилетние. Сейчас это уже третья юношеская команда нашего клуба, а на будущий год она будет второй. Многие из ребят первого набора остались у нас и до сих пор занимаются.
– А большой ли конкурс сейчас?
– Да, теперь уже большой, очень много желающих у нас заниматься, но в каждой возрастной группе в основном составе не более 25 человек. Приходят ребята из других клубов, приезжают даже из других регионов. Но в то же время у нас есть практика дублирующих составов. Они не участвуют в чемпионате города, но у каждого из ребят есть шанс проявить себя и попасть в основной состав.
– Если говорить о методике обучения, она в «Коломягах» по-прежнему экспериментальная, или уже выработана какая-то основная линия?
– Экспериментальная. Мы стараемся изучать зарубежный опыт – смотрим, как занимаются в прославленных европейских академиях, откуда каждый год выходит масса воспитанников, играющих на мировом уровне, чего нельзя, к сожалению, сказать о российских школах. Мы не можем похвастаться массовым выпуском футболистов, играющих в Лиге чемпионов. Поэтому мы и смотрим в Европу – в основном, на опыт итальянских школ. Это «Торино», академия «Ювентуса», неплохие школы у «Реджины», «Сампдории». Мы ездили туда, изучали структуру организации и самой работы, и там есть что применить в России.
– Довольно любопытно: в основном сейчас все в России смотрят на голландцев, а вы перенимаете итальянский опыт.
– Итальянский футбол находится на очень высоком уровне, Серия А вызывает живой интерес по всей Европе, а сборная Италии успешно выступает на чемпионатах мира и Европы. К тому же итальянский темперамент значительно ближе к русскому.
– Правильно ли говорить, что философия итальянского футбола строится на том, что лучше выиграть со счетом 4-3, чем 1-0? Такой линии, например, придерживаются в «Ювентусе».
– Я бы не сказал, что все итальянцы играют именно в такой футбол. Достаточно вспомнить слово «катеначчо» - это когда один забили и сумели не позволить забить сопернику. Хотя в последнее время в Италии забивается достаточно много голов, футбол стал очень красочным, а это не может не привлекать болельщиков. И мы, конечно, хотим, чтобы наш детский футбол в Коломягах был таким же ярким и красочным. Мы пытаемся работать больше над индивидуальными качествами футболистов. Очень сложно воспитать команду целиком, чтобы затем она в полном составе ушла в профессиональный футбол. Такого не бывает! Считанные единицы пробиваются сквозь сито отбора и попадают в большой футбол. Поэтому более правильно, наверное, развивать индивидуальные способности игроков. Но не существует стандартной техники, единой для всех. Она всегда зависит от физических характеристик отдельного игрока, его темперамента, от той позиции, на которой он выступает. И мы стараемся развивать сильные качества ребят, «подтягивая» при этом слабые.
– Голландские специалисты, в том числе работающие в России, подчеркивают, что результаты игр детских команд для них не столь важны. А вот в «Милане», например, исповедуют другой принцип – стремиться к победе в каждом матче и в каждом турнире. А какой подход вам ближе?
– С одной стороны, гораздо важнее воспитать футболиста хорошего уровня, чем выиграть матч в детско-юношеском чемпионате города, например. Но с другой стороны, без побед не будет воспитываться психология победителей. Выигрывать все-таки важно, как для самих ребят, так и для их тренеров и для родителей – тогда они увидят, получается ли что-то у ребят, прогрессируют ли они. Но мы в «Коломягах» не требуем от тренеров побед любой ценой.
– Есть ли уже в профессиональном футболе ваши воспитанники?
– Появляются потихонечку. В дубле «Сатурна» играет Максим Плопа. Правда, после четырех лет в нашей школе он успел еще позаниматься в питерском «Локомотиве». Двое наших ребят играют в «Калеве» из Силамяэ – Игорь Рогов и Евгений Кабаев, 1990-го и 1988-го годов рождения соответственно. Они стали серебряными призерами чемпионата Эстонии.
– Насколько свободны тренеры вашей школы в выборе методики преподавания?
– Мы контролируем учебный план, но у тренеров достаточно много свободы. Общаясь с ними, мы пытаемся понять, какова их философия, для чего они делают то или это. Логика в их работе должна быть понятна всем. Должно быть понятно, почему выбирается та или иная методика.
– Если посмотреть на ваш проект с самого начала, был ли он коммерческим? Иными словами, люди, которые захотят открыть школу, вправе рассчитывать на то, что они если и не разбогатеют, то, по крайней мере, смогут существовать за счет своей школы?
– Я считаю, что коммерческий детский футбол в России невозможен, в том числе юридически. Законодательство не позволяет извлекать из этого прибыль, и если ставить своей целью извлечение доходов, ничего путного из школы не получится. В нашем случае коммерческим был проект строительства стадиона, и те средства, которые мы получаем, сдавая его в аренду для проведения корпоративных турниров, спортивных праздников, позволяют более-менее безбедно существовать и спонсировать детскую школу.
– Так получилось ли у вас не работать себе в убыток и не вкладывать постоянно свои деньги?
– Да, получилось. Мы проводим более 50 коммерческих турниров в год – в том числе, корпоративные чемпионаты. Например, первенство автомобильных компаний пройдет в этом году уже в девятый раз. Все это позволяет нам зарабатывать деньги на развитие инфраструктуры, которая теперь уже на бесплатной основе доступна юным футболистам.
– Какова, кстати, нагрузка на ваше поле?
– По будням оно задействовано с двух часов дня, по выходным – с десяти утра. И заканчивается все в 22.30. В этом и состоял финансовый расчет: искусственное поле, в отличие от натурального, можно эксплуатировать очень активно, не нанося вреда покрытию.
– Нет ли у вас планов при следующей замене газона оборудовать систему подогрева, чтобы поле можно было использовать еще и зимой?
– Подогрев – достаточно дорогая в эксплуатации вещь, и по сути, работает он только две-три недели в году, потому что при температуре воздуха ниже минус пяти градусов и выпадении осадков может образовываться ледяная корка. Да и детям, особенно самым маленьким, при такой погоде играть некомфортно. Поэтому в планах у нас подогрева поля нет. Зато есть в планах возведение манежа – не полноразмерного, но достаточного для того, чтобы проводить в нем занятия, – по-видимому, 60 на 40 метров. Кроме того, мы завершили строительство рядом с большим полем небольшой песчаной площадки. Занятия на ней позволяют укреплять мышцы голеностопа. Недаром ведь большинство футболистов в Бразилии растут именно на песке. И мы тоже хотим попробовать.
– А кто-нибудь знает, как нужно работать на песке?
– Да, у нас в тренерском составе есть люди, игравшие на достаточно высоком уровне в пляжный футбол. Виктор Андрусенко, например, был чемпионом России.
– Модель школы, построенной вами, может быть использована такими же энтузиастами футбола в других городах и регионах?
– Главный урок заключается в том, что начинать надо с создания условий для занятий, а уже потом выстраивать своего рода футбольную пирамиду. Рядом с футбольной школой должен быть мужской коллектив, где ребята могли бы пробовать свои силы хотя бы на уровне региональных чемпионатов. У нас такая система тоже выстраивается: в команде «Коломяги-47», выступающей во взрослом чемпионате Санкт-Петербурга, достаточно много наших воспитанников. И они показывают неплохие результаты – четырежды выигрывали чемпионат, трижды – Кубок города. А с нового сезона они начнут также выступать в первенстве Северо-Запада среди любительских коллективов.
от того статья особенно интересна