Сергей Карасёв: «В Барселоне Неймар играет не так, как в Бразилии»
Сергей Карасёв - один из 2 россиян, встретившихся в периметре футбольного поля с сине-гранатовым клубом рассказывает в интервью для турнира, информационным партнёром которого выступает barcamania.com о разных сторонах футбола.
- Главный вопрос: какой у тебя любимый цвет – «желтый» или «красный»?
- Черный. Люблю темные цвета из классической судейской экипировки. Желтые и красные карточки никто не любит показывать. Если люди думают, что судьи только и делают, что «грузят» картонками, то это не так.
- Футбол – очень яркая игра, но считается, что арбитр хорошо отработал матч, если не был замечен на поле. Это же несправедливо!
- Мы, судьи, действительно считаем, что если на поле меньше красного и желтого, то судья контролирует игру. Это значит, что футболисты все понимают и можно обойтись без санкций.К сожалению или к счастью, иногда судья выходит на первый план, особенно когда необходимо принять сложное решение: пенальти, удаление. Но если везет, звезды правильно совпали и игра проходит ровно – это лучший исход для судьи. Наша работа – быть в тени. Конечно, очень хочется, чтобы после игр не было плохих мыслей. А если о судьях после матча не говорят, то вообще отлично. В нашем случае «либо хорошо, либо никак» – идеальный исход.
- Но хотя бы яркие бутсы тебе хочется надеть?
- Раньше рефери выходил на поле в пиджаке и в шортах со стрелками. Судья всегда был эталоном поведения: строгим человеком, который несет правосудие и контролирует порядок. Строгость в одежде была во все времена. Мы очень любим черную форму, черные бутсы. Уверен, большинство моих коллег, выбирая между черной и цветной формой, выберут черную.
- Ты судил плей-офф Лиги Чемпионов «Барселона» – «Арсенал». Это же очень круто! Расскажи об этом матче. Что чувствовал, когда тебя назначили, как готовился к игре?
- Когда я узнал, что буду судить этот матч, у меня было просто великолепное чувство. Во-первых, это был важный матч, и соперники на поле были очень серьезными. Во-вторых, судить «Барселону», одну из лучших команд мира, получить такую игру – настоящая радость. Даже просто побывать на стадионе было бы большой радостью, а тут пришлось оказаться на одном поле с блестящими футболистами и судить их игру.
Меня очень впечатлило количество болельщиков, около 80 тысяч. Это был рекорд для нашей российской бригады судей, но никакого прессинга не было. На поле я не почувствовал особенного волнения или стресса, просто выполнял свои обязанности несмотря на то, что играли звезды мирового футбола. От этого матча я получил только положительные эмоции.
- Насколько тяжело было судить атакующее трио Барсы? На твоем месте в тот момент мечтали оказаться миллионы, ты же был в сантиметрах от, возможно, лучшей линии нападения за всю историю футбола.
Безусловно, сложно. Скорости в матче были бешеные, но мы сумели подстроиться. Потом я понял, что и как нужно делать, чтобы быть в нужном месте во время матча и ничего не пропустить. Удивляет техника работы с мячом не только этой легендарной троицы, но и всех игроков.
- Неймар очень часто идет в обводку, и защитники всегда с ним очень жестко играют. Как говорят, «на грани фола». Тяжело было определить эту самую грань?
- В таких матчах, когда ты понимаешь тактику команды, все фолы видно намного лучше. При судействе «Барселоны» все было, как на ладони. Со стороны «Арсенала» никакой агрессии я не увидел. Вообще, за все матчи, что я судил в Лиге Чемпионов, я никогда не видел никакой агрессии. Да, футболисты играют жестко, но не агрессивно или с какой-то жестокостью.
Что касается Неймара, то я судил его дважды. После первого матча у меня даже осталась фотография с ним во время рукопожатия после матча. С точки зрения атлетического футбола, Неймар – невысокий, худощавый, но, возможно, это в этом и есть его преимущество. За счет этого он очень резкий и техничный. На нем не успевают фолить, он всегда уходит от контакта, защитники просто не могут его накрыть. Это очень хорошо с точки зрения безопасности.
Кстати, в Барселоне Неймар играет не так, как в Бразилии. На своей родине он мог просто брать мяч и обводить соперников, как стойки. В Европе футбол другой, здесь более плотная опека защитников. Попав в «Барселону», он начал играть командно.
- Всегда удивляет, что футбольный судья все время находится рядом с местом нарушения правил. Как тебе это удается? Сколько приходится пробегать за матч и как ты тренируешься?
- Чтобы получить разрешение на судейство, надо сдать нормативы. С каждым годом они становятся все сложнее. Не все футболисты могут их сдать, и это несмотря на то, что они тренируются каждый день. Судьи международного класса как правило старше игроков. Нам всем за тридцать, естественно, с возрастом тяжелее готовиться. Но надо держать себя на очень хорошем уровне.
У меня минимум 4-5 тренировок в неделю. Их результаты я обязан отправлять в UEFA, оттуда даются рекомендации, как лучше организовать тренировочный процесс. Иногда присылают циклы, которые надо выполнить. Быть рефери не очень-то и просто. Поэтому если бы люди лучше знали это, то, возможно, не так критиковали бы нас. В представлении людей мы сидим на диване или где-нибудь на даче с сигарой и только после того, как приходит письмо, размеренно идем судить. Но на самом деле это не так. Все намного сложнее. Возвращаюсь к вопросу: за игру пробегаем от 10 до 12,5 км.
- Есть ли какие-то приметы, в которые ты веришь от матча к матчу?
- Скорее, есть уже отработанная схема: как завязать бутсы, как надеть гетры. На эти мелочи я уже не обращаю внимания. Единственное, начал замечать, что если во время перерыва между таймами роняю карточку, когда переодеваюсь, то именно она потом появится на поле в моей руке.
- Теперь о Neymar Jr's Five. Ребята играют пять на пять, и если команда пропускает, она теряет игрока. Что скажешь об этом правиле турнира? Насколько интересен такой формат?
- Формат Neymar Jr's Five очень интересный, никогда не слышал и не видел ничего подобного. Я вспоминаю себя в детстве. Во дворе очень много ребят хотели играть. Мы разбивались на команды и те, кто победили, оставались на площадке, а проигравших меняли другие игроки. Приходилось долго ждать. На Neymar Jr's Five система более удобная. Все игры быстрые, а значит, яркие. Для любительского футбола это важно. Я сам начинал судить на любительских турнирах. Площадки там меньше, и контактов у игроков больше. Ты постоянно анализируешь и решаешь, есть нарушение, или нет. Именно там сформировался фундамент меня как арбитра.
- Можешь дать какой-нибудь совет участникам Neymar Jr's Five?
- В первую очередь, уважайте друг друга. В команде напротив играют такие же люди, и они тоже приехали поиграть и получить удовольствие. Спорт-спортом, но на площадке главное – безопасная и техничная игра. Эмоции схлынут, а травмы могут остаться. Лучше когда после матча все остаются в хорошем настроении и продолжают общаться вне площадки.
Еще, конечно, желаю уважать судей. Ошибиться может каждый. Даже у нас в профессиональном футболе случается, что осознание своей неправоты приходит только после пересмотра записи. Это относится и к судьям, и к игрокам. Поэтому если ты настоящий спортсмен, надо принять свои ошибки и извиниться. Когда я не прав, всегда поступаю именно так.
Еще буду очень рад, если кто-то из участников Neymar Jr's Five захочет стать судьей. Наша профессия сейчас не так популярна и требует крепких нервов, но, надеюсь, со временем это поменяется. Если есть желание – стоит попробовать!
- Давай помечтаем. В полуфинале Евро-2016 Россия играет против Англии, бригада Сергея Карасева великолепно отсудила свои матчи на Евро-2016 и с очень высокой вероятностью будет обслуживать финал в случае невыхода туда сборной России. Как бы ты хотел, чтобы эта история закончилась?
- Я жду от Евро-2016 праздника футбола. Я рад и за нашу сборную, и за нас. Понимаю, сейчас все внимание на наших футболистах, но хочется сказать болельщикам, что едет и команда российских судей. Мы тоже хотим выступить достойно, поэтому будем делать все для этого.
А если продолжать эту историю, то я хотел бы удачи сборной и максимального результата. Ведь не так часто бывает, когда сборная радует нас красивыми победами на крупных турнирах. По поводу обслуживания финального матча могу сказать, что надо быть реалистами: мы еще не так много участвовали на крупных международных соревнованиях. Само попадание на Евро для нас – хороший результат и огромный прогресс.