14 мин.

Фан-зона риска. Как Франция будет обеспечивать безопасность Евро-2016

77 000 тысяч жандармов. 13 000 частных агентов безопасности. 10 тысяч военнослужащих, задействованных в военной операции «Сентинель». Патрули в штатском, снайперы спецназа и тотальное видеонаблюдение. Неофициальные сообщения о том, что УЕФА готова при малейших угрозах проводить матчи без зрителей. Все говорит о том, что Евро-2016 становится самым рискованным турниром за всю историю УЕФА.

 

Безопасность

Пятница, 13-е

13 ноября 2015 года. Все началось после 21:00 по местному времени. 

Шла 17-я минута товарищеской игры Франции и Германии, когда зрители на трибунах «Стад де Франс» услышали громкий раскатистый хлопок. Через четыре минуты звук повторился, но уже с другой стороны. Пройдет совсем немного времени, и весь стадион, как гигантский раскаленный аккумулятор, начнет разрываться от тысяч звонков и сообщений. Воздух наэлектризовывался от бессознательного чувства тревоги и страха. Президент Франции и главы французского и немецкого МИДов быстро покинули свои места, часть обычных болельщиков начала выводить охрана, говоря им что-то об угрозе пожара. В перерыве матча Йоахим Лев и Дидье Дешам втайне от своих команд узнали последние новости и понимающе подчинились рекомендациям спокойно закончить игру, чтобы не сеять панику. Только через пару дней все эти люди поймут, что чудом остались живы. Трое террористов-смертников собирались попасть на матч, но их план слетел, и тогда они подорвали взрывные устройства максимально близко к территории стадиона. Это была атака не только на Париж и не только на Францию. Это была атака на Евро-2016.

Что надо знать, отправляясь на футбол в Марсель

Между вторым и третьим взрывами около «Стад де Франс» на другом конце города, одно за другим, произошли четыре нападения. Все началось с ресторана «Пти Камбоджа». Мимо него медленно проехала машина, из которой торчали три автомата Калашникова. Бандиты просто стреляли по всем, кого видели: по персоналу, гостям, случайным прохожим. Через две минуты в паре кварталов оттуда, в пиццерии «Ла Каза Ностра», неизвестный достал пулемет и открыл стрельбу по людям вокруг. «Вокруг меня было по меньшей мере пять тел, и повсюду была кровь», - расскажет затем один из выживших. В соседнем округе автоматчики выбрали кафе «Ла Белль Экип». Они вышли из автомобиля и в течение трех минут обстреливали террасу заведения. В другом кафе, «Контуар Вольтер», вместо автоматчиков был использован еще один террорист-смертник. Мужчина вошел в заведение, сделал заказ у стойки и направился в самую людную часть комнаты. По какой-то причине взрыв произошел до того, как он подошел к этому месту, что спасло много жизней. 

К тому моменту весь Париж уже находился в состоянии апокалипсиса. Но, как оказалось, это было не все - самую крупную атаку террористы подготовили в конце. Захват заложников в мюзик-холле «Батаклан». Во время выступления американской рок-группы Eagles of Death Metal в зал прорвались бандиты и с криком «Аллах Акбар!» открыли стрельбу прямо по толпе. Они убивали женщин, подростков, тех, у кого в руках были мобильные телефоны. Очевидцы позднее рассказывали, что многие попытались спрятаться от ливня пуль внизу, но пол вокруг был завален телами в кровавых лужах.

От нападения на «Батаклан» погибли 89 заложников. Всего в тот вечер было убито больше 130 человек. Молодежь, старики, дети, замужние, неженатые, профессионалы, студенты-отличники, технари, гуманитарии, атеисты, верующие, арабы, европейцы, либералы, консерваторы - смерть не выбирала категории. 

До начала чемпионата Европы оставалось 8 месяцев.

 

Безопасность

Контроль

Тему Евро подняли почти сразу. Первой реакцией стали призывы перенести турнир в другое место, провести его при закрытых трибунах или вообще отменить. К счастью, большинство сразу поняло: поддаться панике - значит добровольно сдаться террористам.

Во время чемпионата Европы на одних только стадионах побывает около 2,5 миллиона человек, из которых 1,5 миллиона - иностранцы. Для французов это будет жесточайшей проверкой всей страны. Взять золотые медали - хорошо, но главная победа - провести Евро-2016 без происшествий. После терактов спецслужбы кардинально изменили весь план безопасности, усилив прежние меры контроля чуть ли не в два раза. Бюджет Евро в графе «охрана» подняли на 15%. Было собрано несколько десятков совещаний разных уровней секретности, проводятся регулярные тренировки всех групп оперативного реагирования.

Больше, чем игра. Что будет с Евро-2016 после терактов в Париже

Некоторые вещи уже опробовали во время матча Франция – Россия, на играх «ПСЖ», внутренних соревнованиях и турнире по регби. Во время чемпионата Европы на каждой из арен стоит ждать до 1,5 тысячи полицейских, камеры во всех точках, драконовский досмотр одежды и личных вещей, патруль беспилотников с воздуха, отряд снайперов по периметру, дежурные бригады саперов. В феврале появилась информация, что организаторы наняли для контроля около 10 000 человек, а на каждой из 51 игры будут присутствовать 900 охранников разного статуса.

Всем, кто пакует сумки во Францию, нужно сразу готовиться к тому, что придется долго стоять в очередях перед металлодетекторами на любых вокзалах, аэропортах, проходных и очень часто вынимать свои документы. Не нужно спорить, возмущаться, пробовать шутить, брать лишние подозрительные вещи, напиваться на улицах или нагло орать. За любую сомнительную реакцию, придется жестко ответить. Ни на одном чемпионате Европы настрой служб безопасности не был таким серьезным.

Охраной сборных и официальных делегаций займутся совместно с УЕФА. Евроассоциация наняла для этого несколько тысяч частных предприятий, которые будут круглосуточно находиться в отелях, тренировочных лагерях и выездах на игры. Согласно некоторым данным, траты УЕФА в сегменте охраны заявлены на 34 млн евро. В реальности цифра должна раздуться еще больше.

 

Безопасность

Европейцы стали фаталистами

Через несколько месяцев под ударом террористов оказалась соседняя Бельгия. 18 марта в брюссельском пригороде Моленбек-Сен-Жан был задержан Салах Абдельсалам – один из тех, кого считают организаторами парижских терактов. Через четыре дня два взрыва прогремели в зале вылета аэропорта Брюсселя. На месте погибли 14 человек, еще 96 были ранены. Еще через полтора часа взрывом разворотило поезд столичного метрополитена. Этот теракт унес 20 жизней. Еще 106 пассажиров были госпитализированы.

От Брюсселя до Парижа всего 300 км. До Лилля, где будет играть сборная России, – меньше ста. Если кто-то еще не думал, что Евро-2016 грозит стать самым опасным турниром в истории футбола, то взрывы должны были уничтожить последние сомнения.

Повар-антирасист. Как функционирует главная антирасистская организация в футболе

- Брюссель до сих пор не может восстановить нормальную работу, - рассказывает Регина Севостьянова, которая уже несколько лет работает в Бельгии специальным корреспондентом ВГТРК. - Общественный транспорт вроде стал ходить по расписанию, а вот аэропорт еще долго будут возвращать к жизни. Я совру, если скажу, что о произошедшем забыли. Напоминания на каждом шагу. Например, на прошлой неделе случайно узнала, что коллега моей знакомой из постоянного представительства Венгрии при ЕС был в том вагоне метро, получил страшные травмы, до сих пор находится в больнице. Она говорит, что парень с трудом может говорить о том, что видел и что пережил. Что выбирался из метро самостоятельно с, как потом выяснилось, переломанными ребрами. Потом два часа сидел на асфальте у выхода из метро и просто ждал, когда до места трагедии доберется скорая… Несколько моих знакомых, работавших тут в евроинститутах, просто уволились и вернулись в свои страны после случившегося. Но мы, журналисты, народ в какой-то степени циничный. Плюс мы прекрасно понимаем, что искать безопасности у соседей – совсем не гарантия чему-либо. Поэтому продолжаем жить, как прежде.

В усиление мер безопасности в Брюсселе особо не верят. У Бельгии нет такого количества полицейских и военных, чтобы расставить их везде, где следовало. Наряды военных и военная техника в общественных местах, в евроквартале, в пунктах транспортного сообщения уже после парижских терактов стали нашей реальностью, говорит Регина. И рассказывает, что местное население относится к усилению мер безопасности скептически и не очень верит в свои спецслужбы после истории с Салахом Абдельсламом. Единственного выжившего из террористической ячейки, атаковавшей Париж, четыре месяца искали всей Европой и почти случайно нашли в соседнем доме с тем, где он родился, вырос и был зарегистрирован. 

- Тут практически каждый день в прессе появляются статьи, изобличающие очередные промахи сил безопасности, - рассказывает Регина. - Поэтому каждый делает выбор для себя: верить или нет в то, что вас смогут защитить. Местным жителям деваться некуда: на работу-то ходить надо. Поэтому, даже если не хочешь, садишься в трамвай или метро и едешь.

 

Безопасность

Приготовиться к досмотру

Но при этом и Регина, и ее друзья и коллеги все равно собираются на чемпионат Европы. Болельщиков из Бельгии там вообще будет огромное количество: расстояния такие, что на матчи можно будет ездить одним днем. Бельгийцы страшно гордятся первым местом в рейтинге ФИФА, многие отправятся во Францию без билетов, а просто за атмосферой и будут много времени проводить в фан-зонах. А они на Евро-2016 будут считаться местами повышенной опасности. На Евро-2012 в Украине и Польше фан-зоны суммарно посетили семь миллионов человек. В одной Франции ожидается примерно такая же цифра. Если с безопасностью на самих стадионах все относительно ясно, то как следить за разбросанной по десяти точкам толпой размером с Гонконг в условиях повышенных мер, мало кто себе представляет. Все фан-зоны, особенно ту, что на Марсовом поле в Париже, тоже предлагали закрыть. Но власти Франции, в том числе лично президент Франсуа Олланд, неоднократно заявляли, что готовы к испытанию.

Мэр Бордо, где будет одна из самых крупных площадок, привел конкретную цифру: каждый день там будут работать не меньше 266 охранников. На контроль в фан-зонах организаторы, по словам министра спорта Патрика Канне, тратят сумму в районе 24 млн евро, из которых только на видеонаблюдение уйдет 2 млн евро. На входах обязательно поставят чувствительные рамки, будут проводить ручной обыск и заранее отмечать подозрительных лиц. Всех, кто придет в фан-зону с большой сумкой, охрана без вопросов вежливо развернет обратно, а уличные парковки вблизи территории на всякий случай закроют почти на весь месяц. И все равно риск будет велик.

Тайна в их глазах. Безопасны ли стадионы в России

- Но за последний год, полный трагических событий для региона, европейцы стали фаталистами, – говорит Регина Севостьянова. - Тут очень широко через СМИ проводится идея: «Не дадим террористам себя запугать». В то же время систематически появляются отчеты и предупреждения спецслужб как самой Франции, так и других европейских стран о наличии информации об угрозах. Но их в последнее время было уже столько, что люди перестали обращать на них внимание. Например, мои друзья и близкие не пытаются меня отговорить от поездки на Евро. Даже не говорят чего-то в смысле «Ты там будь осторожней». Потому что менталитет бельгийцев сдвинулся в сторону «это может произойти где угодно, когда угодно. Так смысл бояться?». Эту новую черту бельгийского менталитета хорошо иллюстрирует следующее. Когда случились теракты в Париже в ноябре прошлого года, в Бельгии ввели военное положение, а Брюссель, как тут говорят, «закрыли». На улицах были танки, транспорт не ходил, проверки везде – грустное и пугающее зрелище. Тогда уже знали, что террористы, убившие 130 человек в Париже, готовили свою атаку в Брюсселе. Но когда случились теракты в самой Бельгии 22 марта этого года, мэр столицы королевства заявил, что не будет «закрывать» город по ноябрьскому сценарию. Что, наоборот, Брюссель должен как можно быстрее вернуться к обычной жизни. Дескать, нас не напугать.

 

Фанаты

Российские фанаты и «черные списки»

Российских болельщиков тоже не запугать. Во Франции их, правда, будет не так много, как четыре года назад в Польше. Но остановили их не террористы, а курс евро. И все равно фанаты из России собираются стать заметными игроками на этом чемпионате Европы.

- Будет 15 тысяч россиян на матче в Марселе, 5 тысяч – на матче в Лилле и 10 тысяч – на матче в Тулузе, - дает свой прогноз Александр Шпрыгин, глава Всероссийского объединения болельщиков. И объясняет такой разброс тем, что в Марселе будет самая статусная игра против сборной Англии, а до Лилля, который находится на севере страны, добираться долго и дорого. До Тулузы доехать из Испании и Италии – стран, которые все еще популярны у российских туристов, — будет проще. Но УЕФА продавал билеты пакетами – на все групповые матчи одной команды разом. Поэтому билеты на матч со Словакией сейчас на Авито можно купить за полцены.

— Все российские болельщики отлично помнят о тех событиях, который происходили во Франции в конце прошлого года, и все превосходно осознают риск, — говорит Александр Шпрыгин. — Но почти никто не отказывается от поездки на Евро-2016 из-за террористической угрозы. А совет, как снизить риски, тоже очевиден: надо селиться в небольших городках и избегать мест массового скопления людей. Понятно, что в деревне под Марселем попасть в такую ситуацию шансов намного меньше, чем в центре Парижа.

Так что если что-то сейчас и беспокоит российских фанатов перед Евро-2016, то только пустят ли их в Европу. Четыре года назад перед турниром в Польше–Украине много говорилось о «черных списках» фанатов, которых могут не впустить в страны проведения чемпионата, а также на матчи Евро. Перед Францией вопрос, существуют ли подобные списки в данный момент, ответа ни у кого нет.

«Мы забрали треть билетов на Россия – Англия, а через десять дней милиция отправила меня в армию». Исповедь самого известного фаната в России

— Это нас беспокоит, - говорит Александр Шпрыгин. — В России есть только один законный список, составленный из тех болельщиков, которым решением суда запрещено на какой-то срок посещать футбольные матчи. В него входит порядка ста людей, но точное число вам могут сказать в Минспорта: к ним из судов стекаются данные, и они передают их в МВД. Но и то это судебные решения о запрете на посещение спортивных соревнований, они не налагают каких-либо ограничений на выезд из страны, как, наприме, в случае с недобросовестными должниками. По ним нельзя запретить покидать страну, а, как правило, того, кто выехал из России, не останавливают пограничники ЕС. Что же касается именных билетов, то это почти всегда формальность: вы спокойно пройдете на стадион, если у вас на руках чужой билет даже с женским именем. О других «черных списках» фанатов нам ничего не известно.

 

Английские фанаты

150 тысяч британцев в Марселе

Во Франции российских фанатов пока действительно не считают угрозой безопасности. Но четыре года назад шествие болельщиков сборной России по центру Варшавы было самой большой проверкой для полиции Польши. Марш стянул на себя многочисленные силы польского ОМОНА – и не зря: по всему маршруту завязывались стычки с польскими фанатами и представителями радикально настроенных политических течений. Все закончилось драками непосредственно у стадиона, а после игры столица находилась на осадном положении. Весь центр города был заполнен польскими фанатами и полицией, а отель сборной России оцеплен спецназом, и все обошлось.

Во Франции ВОБ, возможно, тоже проведет марш болельщиков. Но если это случится, то только перед третьим матчем. 

— Мы обращались с подобным предложением к властям французских городов, — рассказывает Шпрыгин. — Но в Марселе нам сразу сказали нет. Там к стадиону ведут всего две улицы, и на одной из них будет расположена фан-зона. В Лилле шествие проводить нет особого смысла: город маленький и российских болельщиков будет немного. С властями Тулузы мы до сих пор ведем переговоры.

Потенциальные конфликты с украинскими фанатами Александр Шпрыгин не считает серьезной угрозой. Для активных российских фанатов украинцы исторически не считаются принципиальными противниками, говорит он: 

— Для российских фанатов намного более принципиальными соперниками являются фанаты из Британии и Польши. В Марселе будет 150 тысяч болельщиков из Англии. Британский консул довел информацию, что «Бритиш Эйрвейз» перед матчем с Россией запланировала в Марсель до 35 дополнительных рейсов в день. Город будет заполнен британцами, и я уверен, что весь день матча постоянно будут вспыхивать стычки.

В Лилле возможны пересечения с украинцами: 12 июня там Украина играет с Польшей, а на следующий день начнут уже прибывать российские болельщики. Будет напряжение и в Тулузе – валлийцы тоже массово собираются на этот чемпионат Евро, а стиль их боления классический британский.

Но на вопрос «Запланированы ли у активных фанатов «неофициальные встречи» с британским активом в условленном месте вдали от полиции?» глава ВОБ отказывается отвечать: «Об этом журналисту, тем более за несколько дней, не расскажет никто».

И сразу становится ясно, что у французских сил безопасности будет чем заняться на этом чемпионате Европы.

Текст: Роман Абрамов, Андрей Вдовин 

Фото: Global Look Press, еженедельник «Футбол»

 

Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!                                                       

  

Аппстор
googleplay 90 минут