9 мин.

13 лет Федуна. Часть 2: о доходах и расходах «Спартака»

Первая часть о московском "Спартаке" и его владельце Леониде Федуне.

Так как "Спартак", равно как и любой другой отечественный клуб, не очень любит раскрывать свои доходы и расходы, поэтому будем опираться на те данные, что в свое время публиковались на различных ресурсах. В свое время "Чемпионат" публиковал любопытную статью о доходах и расходах "Спартака" за период 2007-2011 годов.

Согласно этому материалу, из этой пятилетки сильно убыточным для "Спартака" стал лишь 2011 год (год 2009 получился практически "в ноль"), тогда как остальные сезоны выходили для красно-белых "в плюс".

alt
alt

Конкретные статьи доходов и расходов в тот период не раскрывались, поэтому, например, по расходам конкретные цифры фигурируют лишь по зарплатам игроков и сотрудников клуба: в 2007 году на эти нужды "Спартак" потратил 728 миллионов рублей, а в 2011-м был вынужден выделить уже 1,333 миллиарда рублей. На сегодняшний день, разумеется, зарплатная ведомость клуба еще выше. Что касается "открытости" доходов, тут ситуация стала еще печальнее: известно только то, что в тот временной отрезок существенную сумму клубу приносил спонсорский контракт РФПЛ с "СОГАЗом", а также продажа телевизионных прав на матчи Премьер-лиги. Конкретные цифры доходов присутствовали только в спонсорских перечислениях от "Лукойла": за свою рекламу нефтяной гигант в 2009 и 2010 годах перечислил команде по 1,43 миллиона долларов (42,373 миллиона рублей), а в 2011-м выплатил четыре миллиона долларов (120 миллионов рублей).

alt

После 2011 года дело пошло лучше, стали появляться все более полные данные о доходах "Спартака". Так, в сезоне 2012/2013 "Спартак" заработал от продажи прав на телевизионные трансляции матчей со своим участием 165 миллионов рублей (по курсу того времени это 5,13 миллиона долларов), доходы от продажи билетов составили 265 миллионов рублей (8,24 миллиона долларов), из которых 100 миллионов рублей пришлось на матчи чемпионата России и 165 миллионов рублей на Лигу чемпионов. Еще 90 миллионов рублей (2,8 миллиона долларов) "Спартак" выручил на продаже абонементов. Торговля атрибутикой принесла в казну клуба 90 миллионов рублей (те же 2,8 миллиона долларов), а спонсоры выплатили красно-белым 700 миллионов рублей (21,77 миллиона долларов) - из них 185 миллионов рублей заплатил непосредственно "Лукойл". За выступление в Лиге чемпионов UEFA перечислил на счет московского "Спартака" 14,09 миллиона евро (18,77 миллиона долларов). Общая прибыль - почти 60 миллионов долларов.

В сезоне 2013/2014 прибыль от продажи прав на телевизионные трансляции выросла на 21 миллион рублей и составила уже 186 миллионов рублей (но и доллар начал свой рост, поэтому в "зеленом" эквиваленте прибыль осталась почти той же - 5,17 миллиона долларов). Выручка от продажи абонементов выросла до 115 миллионов рублей (3,2 миллиона долларов), но от продажи билетов "Спартак" получил всего 105 миллионов рублей (2,92 миллиона долларов). Снижение доходов связано с проведением большего числа матчей на "Локомотиве", у которого вместимость меньше, чем у "Лужников". Прибыль от продажи атрибутики, несмотря на закрытие одного магазина, выросла до 100 миллионов рублей (2,78 миллиона долларов). В том же сезоне количество спонсоров "Спартака" увеличилось с 13 до 16 (среди них "Лукойл", Herbalife, PanAtlantik, KIA, технический спонсор Nike) и клуб получил от них более 1,7 миллиарда рублей (47,24 миллиона долларов). Больше стал платить и "Лукойл" - порядка 400 миллионов рублей. Еврокубковая кампания того сезона оказалась провальной - "Спартак" не сумел пройти в Лиге Европы скромный "Санкт-Галлен" и выплаты от UEFA составили смехотворные 90 тысяч евро (или же 0,12 миллиона долларов).

Общая прибыль, несмотря на отсутствие по сравнению с прошлым сезоном внушительных призовых от UEFA, а также немного подросший курс доллара, даже выросла и составила 61,5 миллиона долларов.

alt

Расходы оставались примерно такими же: до 80% бюджета уходило на зарплаты и премиальные футболистам и сотрудникам клуба, около 20% - на содержание команды (перелеты, проживание, аренда стадиона и т.д.) и содержание спартаковской академии, которая ежегодно "съедает" порядка трех миллионов евро. До открытия собственного стадиона "Спартак" тратил еще порядка 200 миллионов рублей (или 5,7 миллиона долларов) в год на аренду стадиона ("Лужники", "Локомотив", считанные матчи на стадионе имени Эдуарда Стрельцова учитывать не будем).

alt

Но при всех этих увеличивающихся расходах финансовая стратегия "Спартака" продолжает приносить клубу прибыль: в 2012 году прибыль красно-белых составила 1,4 миллиарда рублей, в 2013 году - 1,7 миллиарда рублей, а в 2014 году "скромные" 0,56 миллиарда рублей.

Но начиная с сезона 2014/2015 ситуация с доходами "Спартака" резко изменилась: красно-белые, наконец, открыли свой собственный стадион, благодаря чему смогли зарабатывать в разы больше, а также ликвидировать уже не нужную для себя статью расходов, связанную с арендой.

В свое время на сайте РБК была опубликована очень подробная статья о доходах "Спартака", связанных именно со стадионом "Открытие-Арена".

Переехав на новый стадион, клуб сумел почти вдвое увеличить посещаемость домашних игр: с 12 750 человек в сезоне 2013/2014 до 24 932 в сезоне 2014/2015. Доходы матчевого дня увеличились более чем в три раза. В сезоне 2014/2015 "Спартак" реализовал чуть более 20 тысяч абонементов, более половины из них (10,8 тысячи штук) были куплены на фанатскую трибуну "В", вмещающую 11 800 человек. Таким образом, за первый сезон на новом стадионе только фанаты принесли в клубную кассу порядка 68,5 миллионов рублей.

Немало денег "Спартаку" приносят болельщики, выкупающие VIP-ложи по 12 мест на трибуне "А". Всего на стадионе 50 лож. Две из них, расположенные в самом центре, не в продаже - на них смотрят футбол владельцы клубов и их гости: на одной можно увидеть Леонида Федуна, на другой - руководство гостевой команды. Из остальных 48 лож 44 были проданы на весь сезон и больше, еще четыре продавались "поматчево". Их специально оставили в "розничной" продаже, чтобы позволить потенциальным клиентам оценить уровень сервиса, получаемый при просмотре игр из ложи. Стоимость аренды на один матч варьируется в пределах 400-800 тысяч рублей.

Стоимость лож - разная. Перед сезоном 2014/2015 места на них продавались от 3,2 миллиона рублей. (80 тысяч евро) до 8,58 миллиона рублей (215 тысяч евро) за сезон. Владельцы эксклюзивного пакета получают возможность посещать все мероприятия на стадионе, включая концерты, и использовать ложу по своему усмотрению более 100 дней в году - праздновать там дни рождения, устраивать презентации для партнеров, проводить советы директоров. Как следует из презентации VIP-лож "Спартака", можно также заказать пакет "экстра", который предусматривает, в том числе, просмотр футбола в компании с ветераном клуба или действующим игроком, не принимающим участия в матче из-за травмы или дисквалификации. В цену всех лож включено питание и напитки. В общей сложности так называемые "VIP-болельщики" принесли за сезон прибыль в 250 миллионов рублей.

alt

Помимо лож, на трибуне "A" расположены дорогие места категорий Silver, Gold и Platinum. Годовой абонемент на такие места стоит 30-60 тысяч рублей. Часть премиальных мест выделяется партнерам клуба. Так, в спонсорском контракте с "Лукойлом" прописано, что "Спартак" обязуется выделить компании не менее 75 мест категории Gold и не менее 20 - категории Silver, а также должен предоставить дополнительные премиальные места по требованию.

Стоимость билетов на отдельные матчи зависит от их категории. К матчам первой категории относят четыре игры первенства против наиболее принципиальных соперников - "ЦСКА", "Динамо", "Локомотива" и "Зенита". Цена билета на такие матчи варьируется от одной тысячи рублей (места за воротами) до 20 тысяч рублей (категория Platinum). На остальные игры билеты стоят от 500 до 12 тысяч рублей.

В результате всего в сезоне 2014/2015 от продажи билетов и абонементов "Спартак" заработал 692 миллиона рублей, из них 387 миллионов рублей - от продажи абонементов и 315 миллионов рублей - от продажи билетов.

Но не одним "Спартаком" живет стадион "Открытие Арена". За сезон 2014/2015 новый стадион сдавался в аренду пять раз: трижды его арендовал РФС для игр сборной России в отборочном турнире к чемпионату Европы, один раз - московское "Торпедо" для календарной игры в чемпионате России с самим же "Спартаком" и еще один раз - концертное агентство "Мельница" под проведение музыкального фестиваля Park Live, хедлайнером которого была британская группа Muse.

Ни "Спартак", ни арендаторы не раскрывают условий арендного договора, но в феврале 2015 года занимавший тогда пост гендиректора "Спартака" Роман Асхабадзе называл стандартную цену аренды - шесть миллионов рублей. Коммерческий директор клуба Александр Атаманенко, правда, отметил, что для сборной предоставляются "льготные условия", но источник в РФС утверждал, что скидок для сборной сделано не было. Таким образом, в казну клуба поступило еще 30 миллионов рублей.

"Для нефутбольных мероприятий у нас не слишком много времени. Есть два окна для таких мероприятий. Самое большое - это зима, но зимой из-за климата проблематично проводить концерты под открытым небом. Остается только первая часть летнего межсезонья - последняя неделя мая и первая неделя июня, так как потом нам надо шесть недель, чтобы подготовить газон к следующему сезону", - приводит слова Атаманенко РБК.

Часть дохода стадиону приносят и точки питания. Сейчас крупнейшим арендатором помещений  стадиона является компания "Арена Фудс Кейтеринг", входящая в ГК "Шоколадница". Она обслуживает три ресторана в премиум-зоне арены, а также фудкорт, на котором расположены две точки "Бургер Кинг", одна "Шоколадница", 13 буфетов "Нью-Йоркер" по периметру арены и расположенный на стадионе и работающий постоянно "Спорт Бар". Общая площадь заведений общепита на стадионе "Открытие Арена" - около четырех тысяч квадратных метров.

alt

При этом финансовые условия договора с представителями точек питания нигде не раскрываются, но примерная расчетная годовая прибыль за аренду составляет около 28 миллионов рублей.

Но основную "стадионную" прибыль, конечно же, приносят спонсоры. Банк "Открытие" заключил первый в истории России, но распространенный в Европе договор покупки названия футбольной арены. Договор с банком "Открытие", рассчитанный на шесть лет, предполагает выплату "Спартаку" 1,2 миллиарда рублей (200 миллионов рублей в год). Другой спонсор - "Московская пивоваренная компания", которая при помощи футбола продвигает свой бренд пива "Трехгорное". Перед открытием стадиона "Спартак" обратился к нескольким пивным компаниям с предложением стать партнером. Изначально цена была в районе десяти миллионов рублей в год, но после того, как Госдума разрешила рекламировать пиво на спортивных состязаниях и во время телетрансляций, "Спартак" поднял ценник до 30 миллионов рублей. Таким образом, суммарный доход стадиона "Открытие Арена" составляет почти миллиард рублей в год.

Расходы на содержание стадиона "Открытие Арена" в "Спартаке" не раскрывают, но на схожий стадион "Казань Арена", как заявили летом 2015 года, ежегодно будет уходить около 3,5 миллионов долларов (на тот момент это порядка 215 миллионов рублей). Таким образом, выручка, которую для "Спартака" генерирует стадион "Открытие Арена", с лихвой покрывает расходы, связанные с ее эксплуатацией, приносит большую прибыль Леониду Федуну.

Первая часть

Источник