«Артемио Франки»: арена страсти
Арена страсти во Флоренции — стадион «Артемио Франки». Среди воспоминаний каждого поколения, в пульсирующем сердце каждого болельщика «фиалок» это также и городской памятник, хранящий знаки эпохи (и былых событий) давно ушедших годов. Перекрёсток встреч, драм, радостей и запоминающихся событий. В себе он хранит всю идентичность «Фиорентины». Однако сегодня поговорим о темах, не касающихся футбола: об архитектуре, истории и музыке.
Архитектура: односкатный навес Нерви и форма буквы D
Здание стадиона — уникальное в определённом смысле произведение. Если сказать точнее, то уникально оно в своей форме: работа в квартале Кампо-ди-Марте, родившаяся в 1931 году во время эпохи фашистов по желанию маркиза Луиджи Ридольфи Вай да Верраццано — первого президента «Фиорентины». Он доверил проект инженеру Пьеру Луиджи Нерви, который и стал отцом уникальной конструкции, сохранившей свои особенности до наших дней.
Начнём с формы буквы D: сильное желание угодить лидеру, возникшее из-за навязанных фашистскими властями правил и нашедшее воплощение в идеологической архитектуре. Это всемирная уникальность. Кроме того, стоит отметить и другое экстраординарное инженерное решение — односкатный навес как крыша трибуны. Это творение формального стиля имело длину в 22 метра и не имело каких-либо опор, чтобы не искажать вид поля для зрителей.
Другие уникальные детали кроются в трёх внешних спиральных лестницах и Марафонской башне с иллюминацией, изначально предназначенной сугубо для политико-пропагандистских целей и возвышающейся на 55 метров вверх.
История: Бруно Нери и памятник в гостевом секторе
В самый расцвет фашистского периода, в который проходила инагурация стадиона, носившего тогда имя фашиста Джованни Берты, 21-летний терцино «Фиорентины» Бруно Нери стал героем одного из событий, которое вспоминают до сих пор: он был единственным из 22 игроков на поле, отказавшимся исполнить фашистское приветствие. Неподвижный, с прямыми руками — изображение, которое запомнилось на года и которое принесло ему прозвище футболиста-партизана.
Следующий памятник связан с историческим периодом под названием «Сопротивление». Этот мемориал стал одним из внешних «спрятанных» памятников снаружи «Франки». Он находится в нескольких метрах от Марафонской башни напротив гостевого сектора и о нём, возможно, знают не все: его воздвигли в честь мучеников Марсова поля. Это история датирована 22 марта 1944 года — днём расстрела солдатами итальянской социальной республики пяти молодых тосканцев, обвинённых в нежелании присоединиться к армии республики. Именно на месте произошедшего и был поставлен мемориал. Каждый год там отмечается день памяти этого события.
Грандиозные концерты: от Пэтти Смит и The Clash до Дэвида Боуи и Брюса Спрингстина
«Стадио Комунале» был не только местом матчей. Он также был театром для грандиозных выступлений, превосходящих понятие «концерт». Датой начала этой стороны истории стадиона стало 10 сентября 1979 года. В тот период времени ни одна из мировых звёзд не выступали в Италии уже много лет, однако Пэтти Смит прекратила это затянувшееся ожидание своим выступлением на стадионе.
На выступление «жрицы рока» собралось больше 50 тысяч человек. Сама Пэтти вспоминает о нём как о «самом важном выступлении в карьере, её Вудстоке». Своим приездом во Флоренцию и непосредственно концертом она оставила неизгладимый след в истории города, но прежде всего не своим мастерством, а своими футуристическими социальными и культурными ценностями.
Затем наступает золотой концертный период для города: в 80-е, эру нью-вэйва, Флоренция стала маленькой европейской столицей этого стиля. Одним из наиболее важных событий в это время стоит назвать выступление The Clash (1981), которые до сих пор считаются символом панка и пионерами нового захватывающего культурного явления. Как сказал тогда Джо Страммер: «Помните, что вы, Флоренция, можете считать себя счастливчиками».
1987 год был ознаменован выступлением Дэвида Боуи в рамках тура «Стеклянный паук» — это было незабываемо. В 1992 году Белый Герцог снова вернётся во Флоренцию, чтобы провести обряд венчания в церкви Святого Иакова.
И, наконец, «Франки» посетил Босс, Брюс Спригстин. 8 июня 2003 года Брюс выступил на стадионе, выбрав Флоренцию стартовой площадкой своего выступления в рамках своего итальянского тура (до этого Босс не выступал в Италии десять лет). Этот концерт ознаменовал собой возвращение «Франки» как сцены для мировых звёзд.
Спасибо большое за внимание! Надеемся, что вам понравилось.
P. S. Оригинал этого материала был опубликован на сайте: teladoiofirenze.it