«Спартак» Аленичева — как боксер с хрустальной челюстью
Оборона «Спартака», разорванная во втором тайме матча против «Зенита» в клочья, - повод задуматься о важном. И, может быть, признать, что красно-белые застряли в прошлом веке.
Самое удивительное, что индивидуально, если рассматривать их по отдельности, спартаковские защитники выглядят вполне презентабельно. И так было всегда – и в карпинские сезоны, и в якиновский, и при Лаудрупе, и при Федотове…
Берем текущий сезон и просто смотрим протоколы.
«Спартак» пропускает в среднем 1,4 гола за игру (34 в 24 матчах), и это шестой с конца показатель в лиге. Причем три из пяти менее надежных, чем «Спартак», команд замыкают таблицу – «Кубань» (35), «Мордовия» (37), «Анжи» (45).
Тренерский штаб «Спартака» использовал в 2015/16 три варианта построения линии обороны. Самый востребованный – в четыре защитника (16 матчей), 7 матчей сыграны с пятью защитниками, один – с тремя.
Самый востребованный из оборонцев – Сальваторе Боккетти (23 матча). Дмитрий Комбаров провел 21 матч, Сергей Паршивлюк и Сердар Таски – по 16, Владимир Гранат – 14, Владимир Макеев и Кирилл Комбаров – по 12, Илья Кутепов – 5. Однажды в схему был встроен опорник Александр Зотов.
И вот просто по факту: Дмитрий Комбаров – игрок сборной России, участник чемпионата мира, как и Владимир Гранат. Паршивлюк с Макеевым со сборной тоже более или менее знакомы (по три матча у каждого), Боккетти в свое время привлекался в сборную Италии и провел семь десятков матчей в серии А за «Дженоа» и «Милан». Таски вообще красавец: 14 матчей за сборную Германии, почти две сотни – за «Штутгарт» в бундеслиге, да и зимний его отъезд в «Баварию» тоже, согласитесь, не назвать чистой случайностью…
То есть с точки зрения кадрового состава оборону «Спартака» совершенно точно не назовешь слабой, левой, никакой. На общем РФПЛовском фоне – вполне приличная группа. Другое дело, что, собравшись вместе, они, эти замечательные футболисты, так индивидуальностями и остаются. Кто-то чуть хуже, кто-то поинтереснее – но порознь.
Про боксеров с такой, как у «Спартака», обороной, говорят, что у них «хрустальная челюсть». Над ними всегда занесен топор. Можно вести бой активно, агрессивно, красиво – но стоит пропустить один более или менее акцентированный удар, как вся красота заканчивается.
Если бы этой проблеме был год от роду, всем бы сразу полегчало. Нашли бы виновного (Аленичев, понятное дело), назвали поименно самых «дырявых», выписали бы простой рецепт: тренера уволить, игроков разогнать.
Но ведь, повторю, любая спартаковская конфигурация при любом спартаковском тренере (чемпионскую эру Олега Романцева, разумеется, в расчет не принимаем) в любой спартаковский год порождает одни и те же вопросы. Плюс-минус мелочи, а суть одна.
Логично предположить, что, быть может, дело не персоналиях, а в менталитете. То есть в системе спартаковской игры. В его стиле, имидже и том самом знаменитом «духе», о котором все слышали, который знают и помнят, но который давно обрел все признаки фантома.
«Спартак» играет в футбол от ножа, от сердца, «для болельщиков» – и при каждом удобном случае готов в этом расписаться. «Спартак» играет в бесшабашный, наивный футбол. В те дни, когда у него катит в атаке, «Спартак» в порядке, он может вообще не замечать соперника, как это было, например, в недавнем матче в Махачкале (4:0). Если группа креатива сбоит и на группу обороны падает дополнительная нагрузка – жди беды.
В Питере в 24-м туре случился матч, который, в сущности, можно считать в этом смысле идеальной иллюстрацией.
Шикарный первый тайм, в котором у «Спартака» получалось впереди все, включая быстрый гол; застывший в недоумении соперник; разящие атаки – и через фланги, и по центру; два красавца на лезвии – Зе Луиш (который, вот помяните мое слово, через год-другой будет блистать в Европе) с Промесом, умница Попов на раздаче; мобильные Глушаков и Ромуло на втором темпе…
И катастрофа во втором. Всего лишь потому, что «Зенит» очнулся, перестроился и включил свои привычные, близкие к максимальным, обороты. На группу обороны «Спартака» пала двойная нагрузка, «Спартак» быстро пропустил прямой в челюсть от Халка – и посыпался.
Тягаться с таким «Зенитом» — задача для «Спартака» непосильная. И это диагноз.
Возьму, вкратце резюмируя, великий грех на душу и скажу-ка вот что.
Футбол, который принято считать фирменным спартаковским, устарел, ибо основная доминанта всякого современного построения – баланс. В поиске игрового баланса находятся все команды планеты Земля без исключения, от «Барселоны» до липецкого «Металлурга».
«Спартак» же идет своим путем и по-прежнему ищет утерянную где-то на рубеже веков игру. В этом смысле современный «Спартак» — заложник собственного великого прошлого.