Полевая кухня. Краткая история футбольной тактики
Хороших команд сотни, богатых − десятки, но побеждают все равно единицы. Кто-то считает, что все дело в психологии. Кто-то отстаивает особую спортивную науку. Неправы оба. Любая теория сыплется без правильного настроения, но и никакая мотивация не имеет силы без плана действий. Еженедельник «Футбол» выделяет главные моменты в развитии игры, чтобы проследить, как футбол учился думать.
Пирамида. Как создавали тактику
История прямо у нас за окном. Во дворе толпа пацанов в пестрой форме играет в футбол примерно так, как это делали 150 лет назад в Англии, когда осваивали недавно созданный вид спорта. Позиций почти нет, основа любой атаки − дриблинг, пасы примитивные, в атаке носятся все, в защите − кто успеет или самые слабые. До 1870 года в футбольных командах даже не существовало вратарей, а до 1912-го они могли брать мяч руками хоть в центральном круге. Но в процессе люди шаг за шагом понимали, как сделать футбол адекватным и интересным, что обязательно нужно для этого делать и каким образом передвигаться для лучшего результата.
Уже в 1872 году в первом международном матче − Англия против Шотландии − на поле было две схемы. Английская 1+2+7 являлась скорее условностью: физически крепкие англичане по-прежнему рассчитывали на силу и дриблинг. Сборная Шотландии, составленная из футболистов клуба «Куинз Парк», была заметно хилее, и, чтобы выжить, им пришлось соображать. Так появились более сбалансированная расстановка 2+2+6 и командная игра с пасами. Несмотря на прогнозы, шотландцы провели классный матч и сдержали верзил-англичан на счете 0:0. Мозги впервые победили мускулы в самом популярном виде спорта планеты.
На самом деле 2+2+6 можно считать чем-то вроде предсхемы. По-настоящему футбол ушел в сложную стратегию, только когда придумали разгрузить давку форвардов в передней линии и перевести одного из них вниз в помощь полузащите. О том, где это произошло раньше, спорят до сих пор. Первая версия − в 1883 году командой Кембриджского университета. Вторая − в 1878-м в финале Кубка Уэльса, где новаторский «Рексхэм» победил «друидов». Окончательно популяризировал эту идею «Престон Норд Энд», выиграв с ней первый «золотой дубль» в Англии.
Расстановку 2+3+5 называют пирамидой из-за схожести формы. Внутри нее спрятан самый важный игрок команды − центральный полузащитник, предок современного бокс-ту-бокс. Тот самый универсал, который успевает и разводить атаки, и помогать обороне. Два его партнера по полузащите были больше нацелены на разрушение, спасая этим двух номинальных центрдефов от вечного позора, когда против них выбегало по 4–5 форвардов соперника.
Футбольный путеводитель по городам мира
Постепенно у пирамиды появились свои стилевые и визуальные изменения. Например, «Сандерленд» начала XX века пугал всех своими infernal triangle («адский треугольник») − атакующей придумкой, когда от пятерки форвардов чуть ниже откалывались два инсайда, каждый из которых создавал с двумя партнерами по треугольнику для распасовки. Отсюда позднее возникнет методо, или просто 2+3+2+3, которую сочинил итальянский тренер Витторио Поццо, побеждавший на чемпионатах мира в 1934 и 1938 годах. Кстати, методо, по мнению некоторых нормальных аналитиков, активно заимствовал Пеп Гвардиола в лучшей «Барселоне» третьего тысячелетия.
Дубль-вэ. Первая тактическая революция
В 20-е годы XX века футбол неожиданно вляпался в кризис. Команды так здорово научились разбираться в нехитрой тактике, что многие матчи проходили на автомате. Результативность падала, игроки зевали, болельщики морщились и в следующие выходные оставались дома.
Чтобы избежать катастрофы, чиновники из Футбольной ассоциации Англии пролоббировали микрореволюцию правил. Теперь офсайды мерили не по трем игрокам (два полевых + один вратарь), а по двум. Сразу после этого показатели результативности снова подскочили до верхушки Биг-Бена, зато теперь клубы не знали, что им делать с тактикой в новых реалиях.
В конце сезона-1924/25 лондонский «Арсенал» искал тренера по объявлению. В частности, там были потрясающие строки: «Джентльмены, которые могут создать хорошую команду лишь при помощи вложения огромных средств, нам не нужны». Абсолютно неожиданно на вакансию откликнулся Герберт Чепмен − несмотря на то, что его тогдашний клуб «Хаддерсфилд» стоял в топе английского футбола, а «канониры» скреблись о дно без лишних денег с президентом-скупердяем. Но Чепмен считался творческим романтиком, и вызов из популярного клуба в столице вместо теплого места в провинции для него − идеальный вариант. В глазах коллег своего времени он вообще был немного странным. Лично контролировал игру резервных команд, искал новых игроков под строго определенную тактику, а когда сам был футболистом, надевал яркие бутсы, если не мог выделиться сильной игрой. Откуда такая изобретательность у одного из одиннадцати детей семьи деревенского шахтера, не знали, пожалуй, даже его родители.
С собой из Уэст-Йоркшира Чепмен привез несколько инновационных решений. Ключевые из них – контратаки и индивидуализация игры. Изменение правил офсайда заставило конструкторский разум Чепмена быстро соображать. В традиционную схему 2+3+5 он внес две судьбоносные реформы.
1) Один из трех центральных полузащитников оттягивался в оборону и назывался особым словом «стоппер». Считается, что отсюда появилась вся теория персональной опеки. Стоппера потом несколько десятилетий использовали как основу для командных построений.
Время последних романтиков. Почему «Арсенал» выиграет этот чемпионат Англии
2) Однажды «Ньюкасл», использовавший ту же фишку с оттягиванием хавбека назад, уничтожил «Арсенал» со счетом 0:7. Это помогло Чепмену найти слабое место − креатив в полузащите. Чтобы средняя линия больше не тормозила, тренер отодвинул туда одного из инсайдов, наполовину трансформировав прежнюю тенденцию на бокс-ту-бокс игрока.
После еще пары лет шлифовки Чепмен вывел свой окончательный шедевр − схему «дубль-вэ», она же WM, где царили персональная оборона (стоппер кроет центрфорвада, крайний центрдеф − ближнего вингера и т.д.), атака в две выраженные линии и торжество продуманного паса. Новая стратегия вскоре поможет «Арсеналу» выиграть свои первые трофеи, а всему миру − окончательно убедиться в реальной силе тактических построений.
Катеначчо. Как три человека сочинили главную философию Италии
Чтобы создать тенденцию, нужны тысячи одинаковых действий. Чтобы создать прорыв, нужна одна уникальная мысль. Пока вся планета сходила с ума по WM, в Швейцарии развивался австрийский тренер Карл Раппан. Открытый нацист, бывший выпускник Школы торговли, отличный предприниматель, он решил, что его «Серветт» просто не сможет нормально скопировать дубль-вэ.
Тогда Раппан придумал идею, которую позднее называли то «замок», то «болт», то verrou (фр. − «засов», «задвижка», «цель»). Ее суть – в использовании особого защитника, свиппера, который продолжил эволюцию эксклюзивной роли стоппера в схеме «дубль-вэ». Этот игрок располагался позади основной линии обороны и выступал кем-то вроде личного телохранителя вратаря, разбираясь со всем, что до него дойдет. Отсюда второе название позиции − «чистильщик». Другими важными элементами Раппана были вовлеченность всех игроков в оборону, строгость исполнения плана и мощная физическая готовность каждого футболиста.
Из-за Второй мировой и не самого топового статуса Швейцарии все эти идеи так и остались бы историями для тактических фриков, если бы за замок Раппана не взялся итальянский тренер Нерео Рокко. В первые послевоенные годы, когда денег и условий не было ни у кого, выделяться можно было только вот такими инновациями. Рокко смело перевел свою «Триестину» за всевозможные 1+3+3+3, 1+4+4+1, 1+4+3+2, где ключевое значение имела только первая цифра − тот самый свиппер.
Раппан придумал, Рокко сохранил, а довел все эту задумку до состояния культа француз аргентинского происхождения Эленио Эррера. В 1960-м он впервые приехал в Италию, чтобы тренировать «Интер», и почти сразу обратился к наработкам Рокко. Говорят, Эррера был чертовски дотошным. Мог проверять вес мяча или контролировать, какое оливковое масло дают команде на выезде. Только с таким человеком визуально сомнительная система, которую в Италии теперь называли «катеначчо», могла пробиться через тонны недовольства. Жесткую оборонительную игру, позицию либеро (свиппер), занятую Армандо Пиччи, и прагматизм критиковали болельщики, ненавидели игроки, не понимали журналисты. Эрреру называли гипнотезером и трусом, но он все равно упорно гнул свою линию. Иногда тренер даже заставлял игроков давать клятвы на сплоченность и выгонял любую строптивую звезду, которая хотела сольного шоу.
Спецпроект еженедельника «Футбол». Участники Евро-2016. Сборная Италии
Он победил. «Интер» взял три скудетто и два Кубка чемпионов, а катеначчо признали авторитетом. Итальянцы нашли в этой строгости, дисциплине и сложных ребусах что-то очень родное. Эррере поклоняются, лучшие тренеры последних 50 лет считают его своим прямым или заочным учителем, а поклонники напоминают, что катеначчо – это вообще-то не победа через оборону (хотя бы потому, что грамотной атаке там уделялось не меньше внимания) и не история про либеро. Это целая философия. Философия результата.
4+2+4. Почему бразильцы стали королями
Миром правит дуализм. На каждое добро есть свое зло, против лева всегда находится право, у одного участника всегда есть другой соперник. В середине XX века футбольная тактика разошлась по противоположным веткам. В своем развитии схема «дубль-вэ» раскололась пополам на две зеркальные части. Одна осталась в разумной чопорной Европе, где из нее слепили оборонительную тактику и хладнокровное катеначчо. Другая отправилась в суетливую душевную Южную Америку для знакомства с бразильцами.
Футбол обречен был стать для Бразилии топовым спортом. Простая демократичная игра лучше всего помогала угнетенному народу забыть о нищете и неравенстве и выразить себя в имитации борьбы. Но у бразильцев возникла та же проблема, что и когда-то у первых футболистов: как передвигаться так, чтобы это приносило пользу.
С наброса европейцев страна в первой половине прошлого столетия сразу переняла схему WM со всеми нюансами. Но Южная Америка − слишком особенное место, чтобы тут могли просто так повторять за другими. Южноамериканские тренеры искали свои инновации, и вскоре один из них − Флавио Коста, по прозвищу Плоскогубцы − предложил задумку с диагоналями.
К тройке защитников как бы полусмещался один из двух центрхавов, благодаря чему он, а также оставшийся без изменений полузащитник и ближний крайний защитник образовывали своеобразную диагональ. На противоположной стороне схемы все было так же: инсайд отходил наполовину ниже, в зону ЦПЗ, и образовывал дополнительную линию с другим, нетронутым, инсайдом и вингером.
Коста отшучивался, что это корявая копия дубль-вэ, однако уже в конце 1940-х было ясно, что в ней начало чего-то глобального. Пирамида накренилась и застыла в полуобороте до полного изменения. Чтобы оно произошло, пришлось ждать почти 10 лет. В 1950-м у бразильцев случился проигранный финал домашнего ЧМ, который стал народной трагедией. Главного тренера сборной Косту позорно выгнали из команды, а страна долго пережевывала опыт собственных ошибок.
Премьера лиги. Как топ-клубы Бразилии устроили революцию
Пока в 1958 году вокруг Бразилии не сошлось сразу три важных фактора. Во-первых, появилось поколение индивидуальных титанов, таких как Гарринча, Пеле, Загалло, Вава. Во-вторых, на страну несколько лет плотно оказывали воздействия методики тренерских новаторов из Перу, Парагвая, а также венгерского «Гонведа» с Пушкашем и Белой Гуттманном, который еще и целый год тренировал «Сан-Паулу». В-третьих, сборной дали подходящего тренера − толстяка Висенте Фиолу, способного сделать личные желания игроков полезными для всей команды.
Придуманные когда-то диагонали наконец-то вышли в окончательную расстановку 4+2+4 с динамикой, персональным классом как частью тактики и футболом, похожим на самбу. Бразильцы-1958 самоутверждались и творили в игре, чем очень давно занимались их предки, впервые ударив ногой по мячу. Из чемпионата мира в Швеции та команда вернулась домой с золотыми медалями и навсегда закрепила свою страну в мировой элите.
4+4+2 Маслова. Как советский тренер опередил время
«Если и есть человек, которого можно считать отцом современного футбола, то это Виктор Маслов», − считает Джонатан Уилсон, один из самых авторитетных мировых экспертов по тактике. Уилсон уверен, что имя Маслова плохо известно за пределами советского блока только из-за политической, информационной и социальной отдаленности СССР от Европы. Но именно он предопределил главные принципы того футбола, который каждый из нас сегодня смотрит по телевизору.
Есть история, что в один из июльских дней 1966 года Маслов гулял по лондонскому Гайд-парку вместе с главным редактором еженедельника «Футбол» Львом Филатовым и изредка что-то вполголоса бубнил о победе Англии на домашнем чемпионате мира. Тренер просто не понимал, почему все вокруг хвалят Альфа Рамсея за схему 4+4+2 и другие якобы новаторские идеи. Ведь почти все эти штуки он уже несколько лет применял в киевском «Динамо».
Виктор Маслов меньше всего был похож на человека, который способен перевернуть игру. Крупные черты лица, суровый взгляд из-под густых бровей, крепкая речь, 8 классов образования − обычный рабочий провинциал. В своей работе Маслов из всех технических примочек использовал только свисток и секундомер. Он не знал футбольной теории, плохо разбирался в терминах, но при этом лучше всех в стране чувствовал тактику и на каком-то интуитивном уровне определял все скрытые механизмы передвижения игроков.
Придя в «Динамо» Киев в 1964 году, Маслов почти сразу начал реализовывать задумки, которые были у него еще в «Торпедо». В тот момент в Советском Союзе играли либо по бразильской моде 4+2+4, либо до сих пор с использованием схемы «дубль-вэ» и ее модификаций. Маслову во всем этом не нравилось слабое наполнение центра поля. Поэтому он просто отодвинул вингеров назад. А центральные полузащитники выдвигались по своим позициям на разное расстояние от ворот каждый со своими функциями.
В обороне Маслов затеял еще более наглую реформу. Он отказался от персональной опеки в пользу зонной защиты. Динамовские защитники больше не носились за своими игроками − они просто держали отдельные участки поля. Другая странная задумка − прессинг, заточенный на железной физической форме. Это все поначалу вызывало кучу критики. Методики нового тренера киевлян называли пахарскими или слишком серыми для настоящих мастеров.
Всю подобную критику Маслов просто игнорировал. Если нужно, то ради своих идей он выбрасывал даже собственных игроков. Громче всего тренер убирал Валерия Лобановского − звезду Киева, на чьи финты и приемы ходил смотреть весь город, − потому что лидер отказывался вникать в новые идеи. Маслова не волновали авторитеты. Если игрок не передвигался по его правилам, он находил себе другого игрока. Бескомпромиссный характер и смелый ум тренера принесли «Динамо» три чемпионства, два кубка и ряд громких побед в Европе. И даже Лобановский позднее, став выдающимся тренером, согласился, что Маслов был абсолютно прав.
Тотальный футбол. Где произошла последняя тактическая революция
Амстердам 1960-х − самый бунтарский город планеты. В народе популярны либеральные настроения, как никогда активна философия анархистов, на улицах устраивают бесконечные демонстрации, расцветает искусство авангардизма. Еще никогда смелый разум не был настолько силен. Лучшее место для того, чтобы еще раз глобально изменить футбол. В последний раз.
Главный клуб города − великий «Аякс» − переживает кризис, будто и он один из той старины, которую надо разрывать новым временем. К 1965 году руководство «аяксидов» было в такой панике, что пошло на отчаянный шаг − пригласить главным тренером бывшего игрока Ринуса Михельса, у которого тогда не было никакого серьезного опыта.
Молодой Михельс приехал на тренировочную базу на своей подержанной шкоде с уверенным и спокойным видом. Он точно знал, что надо делать. Первые мысли собственной философии Михельс обдумал еще во время игровой карьеры. А потом у него было достаточно времени, чтобы проанализировать современников и покопаться в истории. Особенно внимательно тренер обращался к сборной Венгрии 1930-х, которую за вкусную игру называли «вундертим».
В своих первых тренировках Михельс делал гигантский упор на работу с мячом, чтобы техника игроков стала близкой к безупречности. Только так можно было добиться основной задумки − полного контроля. Пока мяч у тебя, тебе не смогут забить. Всерьез поспорить с этим тезисом сможет только полвека спустя один португальский конструктор автобусов.
Все предыдущие тактические прорывы строились в основном на изменении расстановки. Михельс копнул глубже и изменил само движение. Его тотальный футбол − это игра в пятнашки, где перемещение каждого игрока заставляло двигаться всех остальных. Футболисты «Аякса» не были строго закреплены по своим позициям. Они постоянно лавировали между линиями, страхуя друг друга и запутывая соперника. Например, если крайнему защитнику нужно убежать вперед, его место мог занять полузащитник. Игрок атаки играл в обороне, и наоборот. Все это происходило с резкими пасами в одно касание, доведенным до автоматизма взаимопониманием и дичайшей самоотдачей, когда футболисты могли больше часа носиться по полю в реактивном темпе и вгрызаться в соперника, едва тот дотронется до мяча.
Качественный голландский дилер. Пять талантов «Аякса», которых хотят заполучить клубы Европы
В новой философии «Аякс» заиграл настолько круто, что конкуренты выглядели рядом с ним приматами на ступень развития ниже. В период с 1965-го по 1971-й амстердамцы взяли четыре чемпионства, забивая по 100 и 122 гола за сезон. И даже после ухода Михельса эта команда продолжила расти. С румынским тренером Штефаном Ковачем «Аякс» дважды подряд выигрывал Кубок европейских чемпионов. А само искусство тотального футбола вышло на пик, когда Михельс повез сборную Голландии на ЧМ-1974, где она дошла до финала и научила весь мир играть в футбол по-другому.
Йохан Круифф. Человек, который создал современный футбол
В 1980-м Круиффа занесло в американский клуб «Вашингтон Дипломатс». На одной из предматчевых установок он хладнокровно выслушал речь главного тренера Гордона Брэди, дождался, когда тот выйдет из раздевалки, затем подошел к доске, стер все нарисованное и абсолютно спокойно сказал своей команде: «Разумеется, мы будем играть по-другому». Такая наглость дико бесила, однако его внимательно послушали все. Круифф не умничал и не двигался по США с видом «я звезда, а вы никто». Он просто уже тогда понимал игру так, как этого не делало большинство тренеров мира.
Главное качество Йохана Круиффа − уверенность. Она помогала ему проворачивать на поле дикие финты, бить из неудобных позиций и командовать партнерами по «Аяксу», где он был правой рукой Ринуса Михельса и главным проводником его авантюрной тактики. Владение мячом, движение, нацеленность на атаку. Сама философия тотального футбола − это все очень в духе Круиффа.
С такой же дикой уверенностью в 1988 году Круифф-тренер вернулся в «Барселону». «Я представляю эпоху, которая доказала: привлекательный футбол – это удовольствие, и он приносит успех», − позднее скажет он. Голландец пришел ставить атакующую игру, где классные технари не просто гоняют мяч, словно по пляжам Копакабаны, а делают это с умом. Чистое творчество объединилось с почти научным разумом, и это дало бешеный эффект.
Круифф собрал игроков и нарисовал перед ними схему 3+4+3, объяснив про то, как важно насытить среднюю линию. «Мы не могли поверить, что в команде может быть так много атакующих игроков и так мало обороняющих», − вспоминал полузащитник той «Барсы» Эусебио. Круифф не раз говорил, что выиграть 5:4 для него приятнее, чем 1:0. Тренировать пас и начальную фазу атак он заставлял даже голкиперов.
На самом деле в идеологии Круиффа схема по большей части − условность. Важнее – базовые принципы: пасы должны быть короткими и простыми, движение без мяча важнее движения с мячом, контроль − это все, свои атаки надо расширять, а атаки соперника − сужать. Некоторые его установки сегодня кажутся легкими и базовыми. Но на самом деле это именно он сделал их такими. Круифф умел доносить запутанную геометрию футбола как что-то до смешного легкое. «Самое сложное для футболистов и для простых людей − понять одну вещь. Что понимать тут нечего». При взгляде на него – студенческий синдром: лекции профессора, который кажется неформальным и крутым, слушают внимательнее. Поэтому с годами за Круиффом выстроилась гигантская очередь из учеников и последователей.
Он изменил сам подход к критериям футбола. Например, заново выстроил принципы академии «Барселоны» и добился, чтобы туда брали не крепких и рослых, а умных и способных. Без Круиффа не было бы Хави, Иньесты, Месси, Гвардиолы. И всей сегодняшней игры.
Современность. Как придумать что-то новое, когда придумывать уже нечего
Для тех, кто любит ковыряться в тактических секретах, нынешнее время − самое лучшее. Более-менее годным стратегическим образованием сегодня владеют во всех странах мира, везде принося в него свой местный колорит и рождая этим тысячи вариаций одного и того же. Для тех, кто эти самые секреты создает, оно ужасно. Все главные и основные идеи давно созданы. Зато всегда можно выделиться внутри уже освоенного направления.
Самым успешным в этом плане считается Хосеп Гвардиола. Он неоднократно подчеркивал, что просто грамотно позаимствовал мысли великих предшественников, а его «Барселона» лишь достраивала фундамент Круиффа. Но Пеп доказал, что развивать уже сделанное − это тоже мастерство.
В «Барсе» Круиффа Гвардиола играл на ключевой позиции опорника. Оттуда ему было прекрасно видно то, чего иногда не замечал даже сам тренер. Известно, что Круифф не очень любил зацикливаться на обороне, а своим защитникам даже мог ответить: «Понятия не имею, как вы должны обороняться. Вам лучше знать». Гвардиола хотел изменить эту часть круиффовской идеологии, сохранив при этом базис тотального футбола. Так родилось то, что позднее часто будут называть «тотальная защита Гвардиолы», которая отчасти была также позаимствована, но уже у итальянца Арриго Сакки. Это чередование персональной опеки, реактивного прессинга, перемещения по зонам, создания нескольких слоев защиты на малом участке поля и еще десятка других трудных вещей.
Для укрепления же обороны та «Барселона» часто снижала скорость движения в атаке и внедряла больше продольных передач. Такое иногда называли ватокатом и снотворным. Впрочем, игры каталонцев все равно были такими зрелищными, что их могли бы крутить в кинотеатрах вместо блокбастеров. Болеете ли вы за «Реал», боготворите ли сэра Алекса Фергюсона или просто ненавидите всех богатых и успешных, вы обязаны признать: гвардиоловская «Барселона» − (пока) лучшая команда XXI века.
В «Баварии» Гвардиола тоже создал несколько оригинальных решений, используя наработки других тренеров. Допустим, стал супершироко использовать крайних защитников, которые при нем могут оказаться в центре поля и раздавать оттуда обостряющие передачи.
Разрывная волна. Как «Бавария» осталась без лучшего центрального защитника
Пересмотр традиционных ролей − один из трендов современности. Центральные форварды играют ложные девятки, здоровые столбы финтят на флангах и атакуют из глубины, а центральные защитники длинными пасами выступают в роли плеймейкеров. Еще одна мода − расслоение линий. Помимо традиционных схем с тремя зонами все чаще появляются разные 4+1+4+1, 3+5+1+1 и даже 3+1+3+3, где подчеркиваются особые функции отдельных игроков. Вместе с тем футбольная тактика неминуемо идет к полному универсализму, когда вся команда выполняет одно и то же. Сто пятьдесят лет назад история начиналась с наивных 1+2+7 и теперь, сделав огромный круг, должна вернуться в исходную точку. Но уже с накопленным опытом.
Текст: Роман Абрамов
Фото: Еженедельник «Футбол», Thinkstockphotos, Imago, Global Look Press, ИТАР-ТАСС
Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!
"Только так можно было добиться основной задумки − полного контроля. Пока мяч у тебя, тебе не смогут забить. Всерьез поспорить с этим тезисом сможет только полвека спустя один португальский конструктор автобусов."))) После этих предложений вспомнил, как же ю