История «Астон Виллы». Шотландский подход (1875-77)
«Родина Футбола» продолжает вспоминать историю «Астон Виллы».
Рэмзи
Во второй половине XIX века в Англию отправлялись тысячи ирландских и шотландских эмигрантов. Бирмингем, как один из крупнейших промышленных центров, тоже был в числе городов, привлекавших искателей новой жизни. В 1871 году в этом людском потоке оказался 16-летний Джордж Рэмзи из Глазго. Он тогда впервые приехал в Бирмингем и устроился клерком на литейный завод Izons.
Точно уже никто не расскажет, как Джордж провел следующие пять лет, но можно предположить, что на родину он возвращался нередко. Подобно остальной шотландской молодежи того времени, Рэмзи пристрастился к футболу (который начинал покорять страну) и временами играл за глазвегианский «Оксфорд». Он не успел достичь чего-то серьезного, но хорошо усвоил суть национального стиля – командная игра, приправленная индивидуальным мастерством. После очередного прибытия в Бирмингем этот опыт ему очень пригодился.
Как обычно рассказывают, зимой или весной 1876 года Рэмзи вышел на променад по Астонскому парку и наткнулся на футболистов «Виллы», игравших на одной из полян. Он не остался в стороне и подошел к наблюдавшему за этим народу. Какое-то время поглядев, Джордж на своем малопонятном шотландском акценте донес до здоровяка Билли Уайсса, что хотел бы присоединиться, в чем ему и другому зрителю не отказали. То, что произошло дальше, считай, уже легенда. На малоопытных ребят из «Астон Виллы» навыки Рэмзи произвели огромное впечатление. До такой степени, что очень скоро он стал не только членом клуба, но и новым капитаном команды.
«Вилла» тогда по-разному проводила свой второй сезон – кому-то крупно проигрывала, кого-то громила сама. Появление Джорджа Рэмзи с его безграничной любовью к футболу стало предвестником перемен. Уже летом 1876-го его партнеры могли на себе прочувствовать, как заразились вирусом, который он привез из Шотландии: «Игроки подхватили футбольную лихорадку, и из-за этого недуга «вилланы» практически перестали уделять время крикету! Каждый раз, когда летом они начинали в него играть, кто-то нарушал покой, кидая футбольный мяч на поле. Это повторялось все чаще, и очень скоро старая любовь по имени «крикет» ушла, а на ее место пришла другая – футбол! Эта игра их просто покорила», – вспоминал один из основателей клуба Джек Хьюз.
Несмотря на возраст, Рэмзи стал для остальных чуть ли не наставником. Тем летом команда продолжила познание прогрессивного шотландского футбола и прямо-таки целенаправленно готовилась к сезону, находя время для бега, прыжков и прочих полезных вещей. Вдобавок ко всему, инициативность Джорджа привела к тому, что «Вилла» обрела и свое поле (пусть и в аренду), до этого играя, где придется. Это событие стало результатом еще одной его продуктивной прогулки.
На сей раз он был не один, а со своим соотечественником «Джемми» Линдси, который вместе с братом Билли не так давно перебрался в Бирмингем и вскоре примкнул к «Астон Вилле» (вероятно, не без помощи Рэмзи). Подходящий участок они нашли на Веллингтон-роуд, в районе деревни Перри Барр, к северу от Астона. Оставалось только договориться с владельцем, местным фермером. С Джорджем они проторговались около часа, пока, наконец, не сошлись на 5 фунтах в год.
Перри Барр, как потом стали называть новое пристанище «Виллы», на футбольное поле тянул слабо. Чтобы привести его в порядок, клубу потребовалось несколько лет. С небольшим холмом, который существовал прямо на поле, решили смириться, тем более что он обеспечивал хороший дренаж. Живую изгородь, через которую можно было смотреть футбол бесплатно, нормальными ограждениями заменили через два года. Не сразу избавились и от стога сена, который по первости веселил игроков команды и удивлял приезжих футболистов, потому что иногда было непонятно, куда делся мяч. Трава вечно была короткая из-за того, что тамошним фермерам разрешали пасти здесь скот. Между деревьями, которые росли на поле и рядом с ним, во время игр натягивали канаты, чтобы толпа зрителей не вывалилась, а Билли Уайсс, к слову, иногда любил припечатать оппонента к одному из них. Когда самые неугодные из растений срубили, проблема не решилась, потому что нужно было еще отделаться от пней. Те исчезли только когда однажды ночью Рэмзи с товарищем по клубному комитету мистером Джонсом подорвал их динамитом, перебудив всю округу.
За год-два Джордж превратился в знаковую фигуру в бирмингемском футболе, который в то время тоже не стоял на месте и понемногу развивался. 8 декабря 1875-го в отеле Мэйсонс по инициативе членов «Астон Юнити» и «Калторпа» была основана Бирмингемская Футбольная Ассоциация. Первыми ее членами стали 11 клубов, в том числе и «Астон Вилла».
Две недели спустя с подачи Birmingham Daily Post возникла и идея розыгрыша собственного кубка. В будущем наличие своего турнира у региональных ассоциаций стало нормой, но тогда помимо новорожденной бирмингемской существовала только шеффилдская, и так уж совпало, что обе они начали устраивать у себя локальные соревнования с сезона 1876/77.
Всего в первый розыгрыш Кубка Бирмингема заявилось 16 клубов. «Виллу» жребий свел с «Типтоном», командой из одноименного промышленного городка, что между Дадли и Вест Бромвичем. Сезон для парней с Перри Барр в целом сложился неплохо – 9 побед, 7 ничьих, 6 поражений, разница мячей 25-17. Однако кубковый дебют и заодно первый официальный матч в истории несколько подпортил кампанию.
В тот субботний день 18 ноября 1876-го «Вилла» выглядела лучше и даже забила два мяча, которые рефери благополучно отменил. Типтонцы полагались на банальную жесткость, а порой и грубость, распоряжаясь мячом без изысков. Но именно такой прямой подход и принес им единственный засчитанный в матче гол. Поданный «Астон Виллой» протест в Ассоциацию оказался бесполезен. А самое забавное, что главным судьей в этой игре почему-то был Харри Мэттьюз, один из членов и основателей клуба.
Макгрегор
Финал турнира состоялся 21 марта 1877 года на Бристоль Роуд (поле «Калторпа»). Определить, кому достанется серебряный кубок, должны были объективно лучшие команды Западного Мидленда – «Уэднесбери Олд Атлетик» и «Стаффорд Роуд» из Вулверхэмптона. Посмотреть на это пришло две тысячи человек, что для здешних мест было делом невиданным. И если у определенной части собравшихся существовали какие-то ожидания, то они, должно быть, полностью оправдались – «Олд Унс» в интереснейшем поединке взяли верх со счетом 3:2, вместе с тем начав свой путь к обретению статуса грозы региона.
Одним из тех очевидцев, кого хоть сколько-нибудь мог расстроить такой исход, был 30-летний шотландец Уильям Макгрегор. В этом матче он решил отдать свои симпатии «Стаффорду». Как торговцу льняными товарами, ему просто очень понравились их рубахи с модными тогда («Вилла» не была исключением) горизонтальными полосками.
Вообще, Уильям был частым гостем на Бристоль Роуд, хотя за «Калторп» никогда не болел. Он ходил на их матчи только из любви к футболу, а его магазин на Саммер-лэйн и вовсе прослыл местом, где каждый неравнодушный к игре мог и форму приобрести, и последние новости со слухами обсудить.
Макгрегор жил в Бирмингеме с тех пор, как в 1870-м перебрался к старшему брату Питеру, с которым они и открыли свой «льняной» бизнес. Сам Уильям играл редко. Бывало, в детстве с пацанами, когда просто лупили по мячу – кто выше, тот и лучший. Бывало и в Бирмингеме, когда выходил в составе команды местного общества «Скоттиш Хайленд».
Он вспоминал, что первое время думал, будто в Бирмингеме и окрестностях играют только в регби, пока Питер однажды не пришел и не рассказал ему о кучке парней, пинавших мяч на Бристоль-роуд. Так, Макгрегор начал следить за «Калторпом», потом добавив к нему и «Бирмингем» (не «Сити»), выступавший на поле известнейшего в Западном Мидленде развлекательного комплекса Астон Лоуэр Граундс (на анонсном снимке). До «Виллы» дело дошло уже после, когда какой-то завсегдатай Бристоль Роуд поделился с ним, что в Перри Барре играет «один хороший клуб», в составе которого есть пара-тройка шотландцев. В ближайшее время Уильям взял за привычку ходить на матчи «Виллы», и куда-то еще его больше не тянуло.
На вопрос, как он попал в клуб, ответ простой: Джордж Рэмзи. Подробностей их знакомства и завязавшейся дружбы уже не узнать, однако вполне хватит и того, что оба были шотландцами и оба обожали футбол, а у Джорджа к тому же и язык был здорово подвешен.
По инициативе Рэмзи в 1877 году Макгрегор стал одним из двух вице-президентов клуба, а затем «познакомился с футбольным менеджментом», участвуя в заседаниях комитета, которые проводились в кофейнях, табачных магазинах, частных офисах или домах кого-то из игроков. Уильям был старше большей части команды, но пошло это только во благо, поскольку его жизненный и деловой опыт оказались бесценным приобретением.
Продолжение следует...