Истребитель MAX16. Максим Шацких завершил свою карьеру
«Узбекская кухня» рассказывает о карьере Максима Шацких, который объявил о завершении карьеры
Когда говорят, о чем-то внеземном, то это, - Величественное (с большой буквой) нельзя не употребить с каким-либо эпитетом. Вот и в жизни узбекского болельщика есть примеры, когда его любимый атлет побеждает в спорте высоких достижений без мельдония, скандалов и прочего сумасбродства. Один из таких примеров – Максим Шацких. Человек, покоривший болельщиков своей, действительно – родной сборной. Человек, сделавший мечту ближе, но, увы, так и не достигший попадания на главный турнир игры под названием - футбол.
Звучит немного некрасиво, но именно, то злосчастное землетрясение 1966 года в Ташкенте, косвенным образом послужило на появление Максима Шацких в узбекском футболе. Его отец родом из города Владимир приехал восстанавливать Ташкент. Усилиями всего советского народа, город был восстановлен за год, а семья Шацких осталась жить там, поселившись в Чиланзаре (Район в северо-западе Ташкента – прим. Е.Р.). Отец футболиста работал прорабом-строителем, мать – всю жизнь проработала на заводе. Кстати, родители его будущей жены, тоже родом из Ташкента.
Первые шаги в футболе маленький Макс делал в школе «Пахтакора», где ему нравилось стоять на воротах. Но тренер детской команды Сергей Михайлович Ковалев заметил, что мальчишка не обделен скоростными качествами, и перевели Шацких в нападение. В 15-летнем возрасте Максим стал лучшим бомбардиром на международном турнире, проводимом в Англии, а его «Пахтакор» занял первое место. Именно тогда на узбекского форварда обратили внимание скауты «Тоттенхэма», а именно – небезызвестный датчанин Франк Арнесен.
Свой дебют в большом футболке Максим Шацких совершил в клубе «ЮТКО», который создали на основе выпускников школы «Пахтакора» 1978 года рождения. Вот там-то и начались первые матчи Максима в качестве форварда. Клуб заявили во вторую лигу, а наш семнадцатилетний герой сразу же стал лучшим бомбардиром, наколотив 22 мяча в 34 матчах. В конце 1995 года руководство ташкентского «Чиланзара» попросило молодого нападающего в аренду на финальные 4 игры за выход в высшую лигу узбекского чемпионата. Шацких очень удачно сыграл в этих матчах и забил несколько мячей, которые позволили «Чиланзару» получить заветное место среди элитных клубов республики. После этого великолепного старта стало понятно, скорее всего «Пахтакор» удержит Максима Шацких у себя и начнет потихоньку продвигать к основному составу клуба. Но не тут-то было!
Аккурат после всех событий на телефон футболиста поступил звонок, от незнакомого человека, который представился футбольным агентом. По словам, самого Макса, он неожиданно позвонил ниоткуда и предложил свое сотрудничество. Спустя некоторое время, на него вышел президент тольяттинской «Лады» и предложил подписать контракт с российским клубом. В итоге, сам футболист, уже проведя немного игр за пару клубов низшего эшелона России, подписал контракт с «Ладой».
Известный журналист, Федор Абрамов в своей книге о футбольных агентах, вспоминает первого агента Макса, как «как типичного представителя не то Кавказа, не то Средней Азии. Спортивные штаны, пиджак и большая кепка». Сам Шацких, говорил о нем следующее: « Он был такой человек: мог, скажем, зайти в "Метрополь" выпить чашку кофе за 10 долларов, а чтобы что-то купить, считал каждый рубль. Хороший был, честный человек. Я не могу о нем плохого вспомнить». Затем агента Максима Шацких убили, именно этот человек отговорил его от перехода в петербуржский «Зенит», в котором футболист даже проходил сборы в Турции. И кто знает, как бы сложилась карьера Максима, если бы, он все-таки остался в «Зените». И все-таки, в высшем дивизионе России так и не оказался, завершив свою российскую карьеру в калининградской «Балтике».
Прочувствовав на себе все прелести низших дивизионов российского чемпионата, Максим Шацких попробовал устроиться в топ-клубах самой большой страны мира. Нападающий съездил в Израиль на сборы с московским «Спартаком», но Олег Романцев не разглядел в Максиме ничего выдающегося. Тем не менее, о Шацких в Москве сразу же вспомнили, как только за форвардом приехали из Киева. Но тогда уже было поздно, знающий себе цену футболист категорически отказал «красно-белым». «Даже если бы меня не взяли в киевское «Динамо», вспоминает Максим, - в московский «Спартак» бы тогда не пошел». В Калининград приезжал тогдашний вице-президент «красно-белых» Григорий Есауленко, пытавшись переманить Шацкого, но тот свою очередь, по окончании последнего матча за «Балтику» улетел в Киев с Иваном Терлецким, который и просматривал нового форварда в «Динамо» на замену Андрею Шевченко.
Первые матчи на Максима в Киеве смотрели, как на «нового Шевченко». Впоследствии, узбекский футболист утверждал, что он совсем другой и будет играть по-своему. Свои первые мячи за «Динамо» на международной арене Шацких забил в канун своего 25-летия. Макс оформил дубль в ворота литовского «Жальгириса», чем сразу же влюбил в себя киевскую публику, которая переживала отъезд своей главной звезды того времени – Андрея Шевченко.
Всем известен жесткий характер Шацких, на поле он никогда не опускает руки и борется до последнего. Вряд ли это возможно без упорных тренировок, на которых Максим также неуступчив. Один из таких примеров – стычка с сенегальцем Папе Диаките, в которой на эмоциях оба игрока чуть не подрались.
В июле 2004-го у Шацких разгорелся конфликт с известным журналистом газеты «Спорт-Экспресс» Дмитрием Ильченко, который привел слова футболиста в немного искаженном виде. «В опубликованном материале я увидел гораздо больше фантазий самого журналиста, - возмущается Максим, - который приписывает мне того, чего я и в помине не говорил. Более того, он сделал меня соучастником его собственной некомпетентности. Как вы думаете, мог бы я обсуждать с журналистом свою замену в матче второго тура с «Закарпатьем», если замены не было? Больше, того Д.Ильченко заставил меня играть буквально на грани морально-этического фола, вложив в мои уста свои рассуждения и оценки игровых качеств Нанни и Верпаковскисе. Как такое вообще возможно? Ведь это право тренеров команды, футбольных специалистов, болельщиков, наконец...».
Как видим, Максим, куда в раннем возрасте попадал в передряги «а-ля Анзур Исмаилов-Матч ТВ». Его первые сезоны на Украине не сделали его слабей, ибо очень тяжело постараться сделать наоборот, когда человек уже столько всего прошел (я про дебри низших дивизионов). Именно такие черты футболиста, обозначают его желание побеждать, быть достойным капитаном и это ему определенно поможет в его начинающейся тренерской деятельности.
На пике славы Максимом Шацких активно интересовались английские «Ньюкасл», «Вест Хэм» и «ВБА», турецкий «Галатасарай», а также российские «Крылья Советов», которых отпугнул внушительный ценник, повешенный Игорем Суркисом на футболиста – 5,5 млн. евро. Уже по завершении динамовской карьеры Шацких мог оказаться в краковской «Висле», луцкой «Волыни» (куда его звал знакомый по работе в «Динамо» Анатолий Демьяненко), а также краснодарской «Кубани». Но никогда Шацких не стал бы защищать цвета донецкого «Шахтера», о чем заявил в одном из интервью: «Переход в «Шахтер»? Нет, это исключено».
Для тех, кто не в курсе – посмотрите вот этот гол. Один из лучших голов узбекского футбола. Не в обиду Ахмедову и Хамдамову.
Шацких пользовался у фанатов огромной любовью. К сожалению, Юрий Сёмин не дал Максу сыграть в последнем матче, домашнем поединке с «Шахтером», но и без нахождения футболиста на зеленом газоне все получилось очень трогательно и красиво. В честь Шацких фанаты вывесили несколько плакатов со словами благодарности, но настоящий фурор произвел огромный баннер: «Истребитель МАХ 16. 328 боевых вылетов, 142 сбитых». Именно столько матчей и голов провел Шацких за девять лет в «Динамо». Максим едва сдерживал слезы… Что интересно, накануне в матче молодежных команд Шацких отличился голом в ворота «горняков».
Его карьера в сборной вышла немного противоречивой. Безусловно, он стал любимцем узбекской публики, забив множество важных голов. Он является бомбардиром сборной за всю историю с 34 голами. Но совсем немного не хватило до попадания на чемпионат мира 2006 года. Это ведь было его главной целью пребывания в сборной. Максим Шацких – настоящий патриот своей страны.
В 1996 году его приглашали в молодежную сборную России, предлагали сменить гражданство. Но Максим категорически отказался: «Родину не выбирают. Я там родился, вырос...»
И даже, являясь уже гражданином Украины, Максим Шацких останется тем Максом под номером «16», который был лидером и примером для своих партнеров по сборной. Правда это или нет, но ходит легенда, что к нему в сборной обращались на «вы».
Удачного Вам полета, истребитель MAX35!
Спасибо за все!
Фото: ua-football.com, segodnya.ua/Олег Люлька
Последние записи блога:
10 лучших побед сборной Узбекистана в XXI веке
Мясо по-французски. Как Марк Неугасимов сотворил сенсацию «Обмани букмекера»