6 мин.

Почему Гетце не заиграл в «Баварии»

У Павла Зиновьева есть версия.

alt

Гвардиолу приглашали в «Баварию» для того, чтобы сделать лучший в мире футбольный клуб еще сильнее. Подписываться под такой утопической задачей испанский тренер решил только в том случае, если будут выполнены несколько его условий. Одним из условий стала обязательная покупка Марио Гетце. Руководство «Баварии», выполняя эту прихоть, окончательно рассорилось с дортмундскими коллегами и объявило о совершении сделки прямо в разгар сезона.

Румменигге и остальные мюнхенские боссы выполнили просьбу, понимая, что Гвардиоле на новом месте понадобятся игроки, стилистически ему очень близкие. 37-миллионный трансфер главного немецкого таланта десятилетия прямиком на скамейку запасных – начальство отнеслось к такому решению с пониманием: нестандартная ситуация требует нестандартных ходов. Да и почему у лучшего клуба мира не может быть лучших запасных?

Гетце мечтал поработать с Гвардиолой и надеялся на то, что внушительный ценник будет его безлимитным пропуском в стартовый состав. Спустя полгода после переезда в Мюнхен он понял, что тут его никто не любит, тренер прибегает к его услугам только в экстренных ситуациях и по-хорошему отрываться на футбольном поле, как раньше, больше не получится.  

«Гетце является неотъемлемой частью команды. Для нас важен каждый и не забывайте, что у меня есть еще семь запасных». Когда главный тренер упоминает твою фамилию в таком контексте, про главную роль в новой команде можно забыть. 

Покупая Гетце, «Бавария» изначально шла на риск. Никто не мог знать доподлинно, готов ли обласканный всеми гениальный мальчик быть игроком ротации и держать себя в тонусе, играя в клубе от случая к случаю. Дело в том, что Гетце до перехода в «Баварию» ни дня в своей профессиональной карьере не находился в режиме stand by.

Проверить это иным способом, кроме как опытным путем, было нельзя. Марио с 18 лет в большой игре и про «набраться опыта, чтобы играть наравне со взрослыми» он если и слышал, то, скорее всего, из разговоров его менее талантливых друзей по дортмундской молодежке. В «Дортмунде» он моментально стал главным диспетчером чемпионской «Боруссии», потому что получил полную поддержку со стороны Клоппа и играл всегда, если не было дисквалификаций и травм.

Мюнхенская манишка прилипла к его телу, словно вымоченный в яде лернейской гидры плащ древнегреческого героя. Как ни старался Марио, стянуть ее с себя не получается до сих пор.  

В 2013-м Гетце поставил на кон свою карьеру. Так поступают многие немецкие футболисты, которые поддаются на уговоры лучшего клуба Германии. Воспитываться в обществе, где последние 50 лет властвует один монарх, и получить от него персональное приглашение на прием в святейший дворец – какой немецкий мальчишка откажется от такого? Когда тебе 20 лет и тебя зовет к себе «Бавария», какое бы решение ты ни принял, ты будешь жалеть о нем всю оставшуюся жизнь.

Быть игроком ротации Марио Гетце оказался совершенно не готов. Вместо того, чтобы добавлять разнообразия игре «Баварии», выходя на замену, он превращался в обычного зеваку, безучастно снимающего на телефон место преступления. Чаще всего он просто терпеливо ждал финального свистка, развлекая себя разглядыванием понурых лиц баварских соперников. В последнее время ситуация немного изменилась. Связано это со жгучим желание поскорее вырваться из золотой клетки.  

alt

Гвардиола, насмотревшись на тотальное равнодушие Гетце к процессу, стал постепенно сокращать его игровое время в ключевых матчах сезона, в частности в плей-офф Лиги чемпионов. В сезоне-2013/14 в полуфинале против мадридского «Реала» Гетце сыграл 36 минут из общих 180. Против «Барселоны» на той же стадии годом позже – всего 14. В недавно отгремевшем забористом триллере с «Юве» Гетце не появился на поле вовсе. В качестве меры воздействия это также не работало. И дело тут не в апатии со стороны игрока и его нежелании подстраиваться под философию тренера.

За три года тренерский штаб так и не смог понять, что Гетце – он, как акула. Чтобы вода циркулировала в жабрах, акула должна двигаться, плыть с открытым ртом. Если её движение замедляется, она начинает испытывать недостаток кислорода и в итоге тонет. Сегодня мы наблюдаем за тем, как единственный немецкий футболист, способный разбавить португало-аргентинский междусобойчик в споре за «Золотой мяч», медленно идет ко дну.       

Меньше половины матчей было сыграно Гетце за «Баварию» с 2013 года от первой до последней минуты. Чтобы вы понимали, как много потерял рекордмайстер от такого дозированного использования Марио, просто посмотрите, как резко падает его результативность по мере того, как 19-й номер отдаляется от основного состава.

alt

Содержание Гетце уже влетело «Баварии» в копеечку. Если верить Ruhr Nachrichten, то сейчас годовой оклад Марио составляет 12 млн евро. Добавляем сюда трансферную стоимость и получается, что за последние три года мюнхенский суперклуб заплатил свыше 70 млн евро за возможность выпустить за 15 минут до конца по сути уже выигранного матча против «Аугсбурга» человека, который сам стоит как весь состав «Аугсбурга» вместе со стадионом и паркингом, и который в своей лучшей форме способен в одиночку разбомбить этот клуб, не прерываясь на обед. Понятно, что «Бавария» может позволить себе такую слабость, но залог ее нынешнего финансового благосостояния заключается как раз в том, чтобы таких просчетов, как в случае с Гетце, было как можно меньше.

Не нужно долго всматриваться в заявку баварцев, чтобы понять, кто здесь лишний. Плеймейкеры Гвардиолы – самые одинокие люди на планете. 

alt

И Гетце, конечно, затерялся в этом мистическом ромбе, потому что сегодняшняя «Бавария» – это упругая средняя линия полузащитников, умноженная на лихих крайних инсайдов и возведенная в квадрат нападающих. «Десятке» здесь, чтобы выжить, приходится мимикрировать. Гетце до поры вполне ладно изображал Рибери и Роббена, но кому нужна подделка, когда дозревают такие уникумы, как Коста и Коман.

Добрые люди советуют Гетце дождаться официальной смены власти в Мюнхене и попробовать перезапустить карьеру уже с новым тренером. Но вот только уровень доверия к тренерским фразам типа «Я рассчитываю на тебя, парень», «Ты – будущее этого клуба», «Я хочу иметь в составе такого профессионала, как ты» за последние годы у него заметно снизился. Марио сейчас нужен тот тренер, который не будет долго разговаривать с ним по душам, а молча подберет ему компанию из 10 человек и выпустит его на поле. Будет ли это поле «Сигнал-Идуна Парк», «Энфилда» или «Эмирейтс», уже не так важно.       

Фото: Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein/Bongarts, Alex Grimm/Bongarts