13 мин.

АВБгдейка. Как Санкт-Петербург расстается с Андре Виллаш-Боашем

Сделав очередную неудачную ставку на Лигу чемпионов, «Зенит» выпал из лидирующей группы и явно утратил интерес к действительности. Обычно такое случается, когда всем вокруг становится ясно, что нынешняя эпоха заканчивается. Еженедельник «Футбол» съездил в Санкт-Петербург, чтобы увидеть Андре Виллаш-Боаша в последние месяцы работы и понять, кому нужно прийти на его место.

 

alt

***

Воскресный вечер в середине марта − самое подходящее время для неподходящего матча. Холодный ветер беспощадно наказывает волосы девушек за нелюбовь к шапкам. Нева до сих пор стоит промерзшей так сильно, что в некоторых местах по ней можно ходить. Люди гуляют по улицам все еще по-питерски беззаботно, но уже с проблесками грустного осознания того, что завтра на работу. А гигантские световые мачты около «Петровского» сурово заменяют в небе солнце.

В такую погоду старость нынешнего стадиона «Зенита» бросается в глаза особенно сильно. «Петровский» − приятное атмосферное место, но оно уже давно не соответствует тому уровню, с которым хотят ассоциировать себя сине-бело-голубые. Фасад напоминает архитектуру из советского кино, а места недостаточно как на трибунах, так и внутри самого стадиона. В подтрибунных помещениях настолько тесно, что пришлось выносить некоторые важные объекты на улицу: продуктовые киоски, часть туалетов, зал для пресс-конференций.

Многострадальную «Зенит Арену» должны наконец-то достроить к концу года, и ожидание этого дня только добавляет всему происходящему вокруг клуба чувства оцепенения и сонной тревоги. «Зенит» стоит перед глобальными переменами, и пока никто не знает наверняка, какими они будут. Понятно одно − это будет совсем другая команда.

Авиамодель. Чем похвастается новый стадион «Зенита»

Свой − чужой

Андре Виллаш-Боаш уйдет. Вообще теоретический шанс на продление контракта еще остается, но, по сути, португальцу в Питере делать больше нечего. Он честно пытался, но не смог. «Зенит» не покорил Лигу чемпионов, ограничившись уже надоевшей ролью лидера России. А сам АВБ не стал для города и болельщиков крупной фигурой.

Главный парадокс португальского тренера: он натворил много ярких дел − выдавил из клуба Кержакова, покритиковал Мутко, лимит, судейство и вообще всех, заработал аж шесть матчей дисквалификации за дерзость, − но при этом впечатался в память питерцев лишь размытой тенью. Фанатский сектор за последний год неоднократно посылал Боаша куда-то очень далеко, однако перед матчем с «Рубином» из десятка случайно опрошенных болельщиков ни один не смог четко сказать, как именно он относится к этому человеку.

− Я вот немного скучаю по Спаллетти, − внезапно признается парень с прической молодого Курта Кобейна, выдыхая сигаретный дым в сторону Невы.

Лысого итальянца тут так или иначе вспоминают до сих пор. И совсем не потому, что после отставки он еще долго жил в Санкт-Петербурге, попадал в объективы прохожих и примерно раз в неделю ездил в офис «Зенита», чтобы отметиться и удержать зарплату. Образ Дика Адвоката, который покинул Питер раньше, сохранился еще четче. С него все начиналось, он забрался дальше всех, и его в аэропорту провожали как родного − с шариками, песнями и слезами.

Дик Адвокат: «Я был другом семьи Фурсенко, а потом что-то случилось, и вот уже два года я не слышал его»

Виллаш-Боаш же покинет Петербург незаметно и после своего отъезда быстро забудется. За эти два года ни он, ни город не поняли друг друга. Для сине-бело-голубых молодой португалец всегда был и остается наемником с постоянным напоминанием своей временности. Боаш в ответ продолжает жить в своем собственном микромире: энергично машет руками, бороздит шагами техническую зону и выкрикивает подсказки через все поле. Единственная питерская фишка, которую он перенял, − мода на спортивные костюмы во время матчей.

Ботаник и вираж

А так даже в игре с «Рубином» он вел себя прямо противоположно стадиону. Португалец упорно делал вид, что именно это главный матч года. Тогда как в толпе каждый второй разговаривал лишь о «Бенфике», а внутри «Петровского» дух недавнего пребывания «орлов» был таким сильным, что казалось: еще немного, и вместо Портнягина на поле выйдет Гайтан.

Виллаш-Боаш иногда напоминает ботаника, которому очень хочется быть хулиганом. Такой смело лезет в драку, создает себе брутальный имидж, но в итоге ни он не чувствует себя искренним, ни другие хулиганы не могут его до конца принять за своего. Из всех иностранных тренеров португалец меньше всех подружился с фанатами. Допустим, тот же Спаллетти однажды бегал перед ними с голым торсом по морозу в честь чемпионства. Виллаш-Боаш лишь раз внезапно зашел в офис «Ландскроны» (влиятельная группировка фанатов «Зенита». - Ред.) и получил там майку с надписью «За традиционный футбол».

 

alt

Вираж − самый мощный актив «Зенита». Даже в марте, даже после очередного обидного вылета из ЛЧ фанатская трибуна гудела в трубы, распевала кричалки, создавала такой огонь, что нет сомнения: благодаря этим мужикам «Зенит» и в самые идиотские времена всегда будет относительно здоров.

Первый совет новому тренеру «Зенита»: стать своим для народа. Подстраивание под руководство, общение со строптивыми лидерами − все это уже сильно после.

5000 км до счастья

Но с народом тренеры и легионеры «Зенита» обычно встречаются только во время матчей. Виллаш-Боаш в Питере живет за высоким забором в том же элитном жилищном комплексе на Крестовском острове, что и ранее Спаллетти. На протяжении года они даже были соседями, а в соседних корпусах клуб снимает квартиры для своих легионеров. Но как только появляется шанс, тренер «Зенита» бросает здесь все и едет повидаться с семьей. «Когда все, что вы хотите для вашей жизни, находится через 5000 км, вы проедете полмира, только чтобы увидеть их улыбки», − написал однажды Виллаш-Боаш под фото со своими детьми.

Он вообще при каждом удобном случае выражает любовь своей жене и детям и подчеркивает, что, как бы ни складывалась карьера, его сердце всегда там, где они. Все эти два года Боаш (на португальском это слово, кстати, означает «хороший») разрывается между Санкт-Петербургом и Порту. Почти год назад, 15 мая, он стал отцом в третий раз − жена впервые родила ему сына, и проблема общения на расстоянии только обострилась.

«Забудьте про Моуринью. Это она настоящая Special One». Как женщины влияют на развитие футбола

Официальная причина скорого отъезда из Питера — воссоединение с семьей. Идеальное место в этом плане − «Порту», но, во-первых, это будет возвращением в прошлое, а во-вторых, «драконы» в январе уже нашли себе Жозе Пезейру. Среди других клубов громче всего в прессе называлась «Валенсия» из соседней Испании, которая на данный момент и остается наиболее реальным вариантом.

 

alt

А вообще Виллаш-Боаш вне работы − полная противоположность гордого, экспрессивного и скандального тренера «Зенита». Инстаграм португальца, который он завел вскоре после назначения в клуб, излучает тепло и доброту не хуже португальских пляжей. В нем АВБ подробно делится всей своей жизнью: переезды, тренировки, эпизоды работы со своим штабом, макеты, исписанные тактическими схемами, стопка книг на рабочем столе, бесконечные встречи с интересными людьми, архитектура и красивые виды со всего мира, а также адреналиновые кадры одного из своих любимых хобби − мотокросса по бездорожью и автогонок.

Халк устать

Говорят, одним из важных факторов назначения Виллаш-Боаша в 2014 году был его опыт работы с Халком, вокруг которого собирались строить новый, европейский, «Зенит». Если так, то в этом пункте к португальскому тренеру вопросов нет. Именно при Боаше российская карьера бразильца вышла на пик. Халк выиграл бомбардирскую гонку чемпионата России, получил приз лучшего игрока года в опросе еженедельника «Футбол» и стал человеком, на котором держится «Зенит».

Индивидуальный талант Халка десятки раз спасал для питерцев победы. Самое жуткое для соперников − по бразильцу совершенно непонятно, когда он выдаст сольное шоу. Против «Рубина» Халк весь первый тайм был чем-то недоволен, много морщился и браковал чаще других партнеров. Зато потом он внезапно взял мяч и просто протащил его до ворот, одним своим видом раскидав троих казанцев.

 

alt

Халк по-прежнему в огромном порядке, но с Халком определенно что-то происходит. По слухам, зимой он хотел уехать в Китай и обиделся, когда клуб его не пустил. Летом бразильцу исполнится 30. Для «Зенита» это был последний шанс отбить гигантские расходы с того скандального трансфера, для Халка − первая попытка подготовиться к пенсии. После очередной неудачи в Лиге чемпионов − единственной регулярной связи бразильца с топ-футболом − есть реальный риск, что Халк потеряет интерес ко всему происходящему в холодной России и тогда ничто не удержит его от ухода. Это может случиться, и к этому нужно быть готовым.

Халк: «Когда ты счастлив, люди начинают говорить, что ты здорово выглядишь, что ты красивый и худой»

Новый тренер «Зенита» обязан знать, что в России даже топ-клуб − не то место, где звезды захотят провести всю карьеру, а значит, делать их незаменимыми непредсказуемо опасно. Впрочем, сегодня в РФПЛ потеря лидера − самое простое, что может произойти с составом.

Движение наших

На выход Александра Кокорина «Петровский» засвистел.

− Да это нормально. Дзюбу так же поначалу встречали. А потом стал нормально играть, и отношение поменялось. Если бы Кокорин сейчас хоть что-то показывал, к нему бы по-другому отнеслись, может быть, − объясняет один из фанатов.

Артем Дзюба сейчас действительно звезда Петербурга. Бэкграунд жертвы тирана Капелло и сильная статистика в Лиге чемпионов помогли ему быстро и относительно легко сделать шаг от ненависти до любви. После игры он бодро вышел в микст-зону с широченной улыбкой. Скучающие журналисты за секунды создали вокруг него толпу и ловили каждое его слово. Дзюба не подвел: шутил, неформально отвечал на вопросы, с каждым общался как с приятелем.

— Если мы еще и на внутреннем чемпионате обделаемся, это вообще будет жестко.

— А как вам «Ростов»?

— Там Бердыев такой автобус выставляет, что Моуринью краснеет.

Определенно Дзюба – это сейчас тот человек, ради которого стоит ходить в микст-зону «Зенита». Год назад с новости о переезде Дзюбы в Санкт-Петербург в российском футболе начался новый период. Фразы «натурализация», «лимит на легионеров», «все для сборной», «договоренность между клубами» стали произноситься громко и с гордостью, формируя старую новую философию коллективизации футбола. Каждый крупный клуб теперь обязан сотрудничать с государственной линией на пользу общего дела. «Спартак» дает стадион, ЦСКА − тренера, «Зенит» − полигон для подзабытого советского понятия «базовый клуб сборной».

Категория 6+. Почему ужесточение лимита на легионеров – лучшее, что могло произойти с российскими клубами

В Санкт-Петербург постепенно съезжаются все значимые или популярные футболисты с российским гражданством: Дзюба, Кокорин, Жирков, скоро из партнерского «Шальке» должен подъехать будущий «наш» Роман Нойштедтер. Бразильца Маурисио вырвали из «Терека» также с прицелом на натурализацию. По игре на основу национальной команды он пока не тянет, зато с адаптацией у него все отлично. После матча Маурисио легко отвечал на все вопросы по-русски, правда, делал это с заметным кавказским акцентом.

Чем ближе ЧМ-2018, тем с более непредсказуемой скоростью могут закручиваться болты российского футбола. Если сборная, которой создали все условия для прогресса, провалится на ЧЕ-2016, меры станут еще радикальнее, а идеология − еще резче.

Новый тренер «Зенита» не будет требовать полной трансферной свободы и дорогих покупок. Вернее, он просто не должен будет этого делать, если захочет оставаться тренером «Зенита» как можно дольше. Либо принимай правила игры, либо проиграешь.

 

alt

Португальца на португальца

− Я иногда хожу на матчи молодежного «Зенита», не видел никого такого, чтоб прям в основу можно брать, − отвечает питерский Кобейн на вопрос о том, почему «Зенит» больше не использует в первой команде собственных воспитанников.

«Потому что нет никого» − убийственно-железный аргумент в любых спорах об отсутствии чего-то. В «Зените» кроме темы питерских игроков его еще используют для разговоров о российском тренере. С политикой нового времени сине-бело-голубым идеально было бы иметь на скамейке главного с правильным паспортом. Но подходящего кандидата, кажется, и правда нету. Курбан Бердыев − история совсем не про «Зенит». Приход Леонида Слуцкого − очень жесткий сценарий. Сергей Семак, по негласному мнению, пока не готов. Все идет к тому, что четвертый раз подряд питерцев будет тренировать иностранец.

За последние месяцы слухи слепили вокруг тренерского кресла «Зенита» около десятка фамилий. Если отсеять их по частоте упоминаний, останется где-то четыре-пять человек. И почти у каждого из этих претендентов можно найти свой существенный минус. Например, Роберто Манчини − слишком тепличный и привередливый и по-любому приедет в Питер с уже готовым списком покупок. К тому же фишка с постоянным ношением клубного шарфа в этом городе давно занята.

Есть, пожалуй, только один тренер, к которому нельзя серьезно придраться. Это Леонарду Жардим из «Монако». Загибайте пальцы. Он перспективен (41 год), но уже опытен (тренировал в трех странах, в том числе «Олимпиакос» в Греции). Умеет работать под давлением. Любим фанатами многих клубов за искренность, открытость и трогательную повернутость на своем деле. Добивался успеха в Лиге чемпионов (дошел до ¼ финала с «Монако» и достойно вылетел от будущего финалиста «Ювентуса»). Готов подстраиваться под обстоятельства (пришел в «Монако», когда там кончились деньги, и сделал так, что без них оказалось даже лучше). Открывает новые имена (привет, «Зенит-2»). Ладит с любым руководством (кроме мутной истории с увольнением из «Олимпиакоса»).

После стольких лет «Зенит» насобирал достаточно опыта, чтобы в этот раз сделать правильный выбор.

***

Вечер в итоге удался. Хозяева выиграли 4:2 и порадовали всех, кто мерз за них несколько часов на продуваемом стадионе. После матча «Петровский» опустел минут за 40. Основная масса фанатов разошлась по домам, полиция оставила входные рамки ночевать в одиночестве, игроки «Зенита» разъехались на своих иномарках, рубиновцы грустно запрыгнули в клубный автобус, журналисты забились отогреваться в комнату прессы. На Петровский остров сурово упала ночь, забрав у дня хрипловатый гул ветра.

Два парня лет восемнадцати резво семенили по затихшим проулкам «Петровского».

− Ну, так чего по Боашу скажете, пацаны? Уходит или пусть остается?

− Да-да, пусть остается, вообще офигенно все, − на автомате отмахнулся один из них, восторженно глядя в экран телефона. Затем на той же скорости он ловким движением зажег сигарету и набрал чей-то номер.

− Прикинь, мы, короче, взяли автограф у Лодыгина и с Семаком сфоткались, − похвастался он в трубку. Договорившись с третьим о встрече в метро, парни своей энергией победили мороз и быстро скрылись в поезде на станции «Спортивная», не забыв, однако, перед этим еще раз вежливо объяснить дорогу.

На самом деле все не так жестко, и понравиться «Зениту» реально. Иногда это удается даже Виллаш-Боашу.

Санкт-Петербург

Текст: Роман Абрамов 

Фото: официальный сайт «Зенита», инстаграм Андре Виллаш-Боаша

Новый номер еженедельника «Футбол» №12! В продаже с 31 марта.

alt

 

Аппстор
googleplay 90 минут