Хенк ван Стее: «До восемнадцати лет молодые люди должны учиться»
Руководитель молодежного департамента ФК «Зенит» в интервью одноименному радио рассказывает о светлых перспективах Академии, уверяет, что молодым игрокам необходиимо хорошо учиться в школе и иметь полноценный досуг, вспоминает Робина ван Перси и Саломона Калу и рассуждает о молодых российских тренерах.
- Не далее, как месяц назад состоялась пресс-конференция, посвященная, в том числе, и тому, что базовый этап строительства Академии уже можно считать законченным. Хотелось бы услышать от вас подробности.
– За первые восемь месяцев мы сделали многое. Сейчас продолжаем выстраивать структуру Академии, которая бы соответствовала уровню европейского топ-клуба. Мы должны ежегодно поставлять несколько футболистов в главную команду, а не два-три игрока за несколько лет. Как я уже говорил, для того, чтобы создать такую структуру, нужна современная система селекции. Надо искать перспективных футболистов для Академии. Также необходимо развивать инфраструктуру, которая бы позволила тренироваться на высоком уровне. Сотрудничество с общеобразовательными школами в ближайшее время позволит нам приступить к тренировочному плану, который мы хотим реализовать: специальные и двухразовые тренировки. Конечно, необходимо повышать уровень квалификации наших тренеров, проделать большой объем работы с футболистами в возрасте от семи до тринадцати лет. Не только в Академии, а повсеместно в городе и области.
– Вы заговорили о выстраивании структуры Академии. На упомянутой ранее пресс-конференции вы провели презентацию, и мне показалось, что структура в принципе уже есть. Многое вы уже сделали не только на бумаге.
– Действительно, большая часть подготовительной работы уже подходит к концу. У нас есть договоренность с общеобразовательной школой о сотрудничестве. Она находится непосредственно рядом с комплексом, где базируется Академия. С 1 сентября откроются специализированные классы, где смогут обучаться наши футболисты. Это позволит нам проводить двухразовые тренировки. Ребенок посещает наше занятие, идёт в школу, потом снова тренируется – и домой. Ребята смогут проводить полноценный тренировочный день: с девяти часов утра до шести вечера. То, что иногда тренировки начинаются в полвосьмого утра, неприемлемо. Мы хотим, чтобы ребята могли приходить домой в семь часов, и вечером у них был досуг. Очень важно, что в начале августа процентов на восемьдесят будет закончено строительство нашего тренировочного комплекса. То есть, наша инфраструктура развивается достаточно интенсивными темпами. И те поля, которые будут в нашем распоряжении уже в августе, позволят нам реализовать полноценный тренировочный план.
– К вопросу о полях. Предыдущий президент РФС Виталий Мутко пытался застелить футбольными полями большую часть России от Калининграда до Владивостока. На результатах это никак не сказалось, но я понимаю, что для подготовки ребят с семи до шестнадцати лет возможность тренироваться необходима. Расскажите, как обстоят дела с полями.
– Идея создания большого количества полей – замечательная. Сейчас в городе существуют неплохие стадионы с искусственным покрытием. Но когда я проезжаю мимо таких площадок, то вижу, как там играют мужчины, работники с заводов, предприятий – все, кроме детей. Что касается филиалов, то клубу нужно проявлять инициативу в этом вопросе. Поля есть, и на их базе можно создать филиалы, где смогут тренироваться дети под присмотром наших тренеров. На данный момент у нас есть четыре филиала, в ближайшее время появятся ещё два. К концу сентября в городе будет шесть филиалов. Начиная со следующего года, будут филиалы и в области.
– Что касается тех двух филиалов, которые должны открыться до конца года. Сейчас всем кажется, что в этом плане обделены северные районы города.
– В этом вопросе мы ориентируемся на наличие инфраструктуры, которая позволит тренироваться полноценно и нормально. Поэтому, в первую очередь мы покрыли те районы, которые располагают этой инфраструктурой. Что касается севера, то там футбольная инфраструктура плохо развита. Нужно, чтобы она располагала самым необходимым минимумом: футбольным полем, раздевалками. Но этого пока нет. Федерации футбола города нужно обратить на это внимание. Очень приятно слышать от президента клуба Александра Дюкова слова поддержки в адрес наших начинаний и веры в положительный исход дела. Надо признать, что поначалу работники Академии, так называемая старая гвардия, скептически отнеслись к нашим планам, но сейчас все готовы полностью отдаться делу, чтобы добиться позитивного результата.
– Вы говорили о том, что ребята смогут полноценно учиться. И здесь встает вопрос: необходимо ли спортсменам хорошее образование? У российских футболистов есть очевидные проблемы с культурным капиталом. Это важно? И как обстоит с этим в Голландии?
–Убеждён, что до восемнадцати лет молодые люди должны учиться, чтобы стать культурными и образованными личностями. Нельзя гарантировать, что карьера сложится удачно, и футбол будет приносить достаточно денег. В Голландии есть проблема совмещения занятий спортом и образования. Есть такой метод в школах, когда футболистам говорится: если ты будешь плохо учиться, то не сможешь тренироваться. Для игрока это самое большое наказание. Во время моей работы в «Фейеноорде» у наших футболистов были одни из лучших оценок среди академий всей страны, потому что мы связывали учебу с тренировочным процессом. Необходим правильный климат для ребят. Они занимаются командным видом спорта, и у них должен присутствовать дух соперничества. Он должен быть и в школе, и в футболе. Тогда ребята будут хотеть доказать, что они лучшие не только на футбольном поле, но и в учебе. Этого можно легко достигнуть.
– Приятно, что такой способ воспитания юных футболистов был развит еще в нашей стране в 80-х годах. Влад Радимов рассказывал мне, что в «Смене» существовало правило: если ты получил двойку, то тебя отстраняют от тренировок.
– Да, в «Смене» всегда серьёзно относились к оценкам. Но за успеваемостью должен следить руководитель школы, а не тренер, поскольку последний будет всегда хотеть иметь в составе самых сильных футболистов, чтобы выиграть. Нужен нейтральный человек. Сейчас в нашем штате появилась координатор школьного образования Елена Уткина. Она общается с футболистами, тренерами, с нами. Раз в неделю мы проводим совещание, где она представляет подробный отчет. Мы обсуждаем, допускать ли кого-то из ребят к тренировкам или нет, думаем, как подтолкнуть юных игроков к тому, чтобы они более серьёзно относились к школьному обучению.
– Получается, что в шесть-семь часов футболисты будут дома. Не много ли свободы?
– Мы живем в 2010 году. Мальчишки с утра до вечера в школе. К ним и так предъявляются серьёзные требования в учебе, на тренировках, в выходные они участвуют в матчах, где тоже чувствуют давление. Не надо забывать, что они еще дети, и им тоже надо жить нормальной жизнью, получать удовольствие от неё.
– Не упрощаете ли вы жизнь молодым ребятам? Быстров вставал в шесть утра, чтобы успеть доехать на тренировку из Луги.
– Необходим нормальный распорядок дня. Ребёнок должен приходить домой, ужинать в кругу семьи, находить время пообщаться с друзьями, иметь возможность хорошо выспаться. Мы требуем самоотдачи на тренировках, а она будет, если у юного футболиста будет грамотный распорядок дня. Избалованность – это когда даешь всё, что ребенок требует. Но то, о чём я говорю, – это нормальные вещи. В современном футболе пятнадцатилетние игроки слушают то, что им говорят агенты. Они думают, сколько получат денег, и перестают развиваться. Это портит футбол в целом в Европе.
– Что важнее: команда или индивидуальность?
– Все тренеры хотят выигрывать. Если ты побеждаешь, то становишься успешным. Если выигрываешь много игр, получаешь новый контракт и деньги, на которые можешь прокормить семью. С точки зрения воспитания юных футболистов, это плохо. Нельзя ставить команду во главу угла. Мы собираемся ввести в Академии специальные тренировки длительностью чуть больше часа. На таких занятиях ребята в небольших группах под присмотром нескольких тренеров будут отрабатывать наиболее сложные технические элементы. Научить детей футбольным тонкостям могут в первую очередь те, кто совсем недавно закончил карьеру профессионального футболиста. И я очень рад, что в Академии собирается коллектив таких молодых тренеров, как Евгений Тарасов, Дмитрий Радченко, Александр Горшков и другие. Они с удовольствием работают и передают свои знания детям.
– Что отрабатывал у вас ван Перси на специальных тренировках?
– Когда Робину было всего 14-15 лет, мы в Академии «Фейеноорда» уже видели, что у него здорово поставлен удар, он хорошо бил штрафные. Тогда мы приняли решение, что после каждой тренировки ван Перси будет оставаться и работать над реализацией штрафных ударов. Если делать это изо дня в день, то к 20 годам футболист сможет бить по стоящему мячу просто потрясающе. Продуктом таких специальных тренировок стал не только Робин ван Перси. Это и Джонатан де Гузман, который сейчас переходит в «Валенсию», тот же Саломон Калу, который играет за «Челси», Ройстон Дренте из «Реала» и многие другие игроки.
– Как выглядит в России сейчас ситуация с молодыми тренерами?
– Проблема заключается в том, что молодой специалист хочет сразу тренировать минимум молодёжный состав большого клуба. А лучше сразу основной. Но многие знаменитые футболисты прекрасно понимают: чтобы стать тренером, нужно учиться. Если ты хорошо играл, это не значит, что ты станешь хорошим тренером. Мы заключили договор с кафедрой футбола университета имени Лесгафта, чтобы в рамках нашей школьной программы студенты могли проходить практику на базе наших филиалов. Также им дается возможность проводить мастер-классы, футбольные тренировки в школах, которые входят в программу «Школьный футбол». Таким образом, это молодое тренерское поколение сможет проверить свои навыки на практике. Сейчас у них слишком много теории.
– Ходите ли вы на игры молодёжного состава?
– Конечно! Я хожу на каждый домашний матч и стараюсь посещать игры на выездах.
– На данный момент из всего молодежного состава Спаллетти привлек к основе только Канунникова.
– Это значит, что он увидел в Максиме те качества, которые подходят главной команде. Остальные пока остаются в молодежке. Сейчас до основного состава они не дотягивают. Я считаю, что ребята, выигравшие чемпионство в составе молодежной команды, должны развиваться. Они уже переросли чемпионат дублеров. Им нужно двигаться дальше, работать над собой, но на более высоком уровне. Возможно, лучшим решением для них будет аренда в другие клубы премьер-лиги или первого дивизиона.