3 мин.

Руни для бедных

Весь мир видел, как форвард сборной КНДР Чон Тхэ Се не смог сдержать слез во время исполнения гимна своей страны, а затем принялся отчаянно бодаться с гигантскими бразильскими защитниками – и в конце концов отдал голевую передачу. Иван Калашников в блоге «Дубль» рассказывает о футболисте, который ездит на «хаммере» и мечтает играть в Англии, но предан Северной Корее.

На самом деле Чон Тхэ Се плакал во время исполнения гимна не в первый раз. Возможно, этот факт немного снизит градус пафоса; возможно, заставит еще больше расчувствоваться. Когда Чон решил выступать за сборную КНДР, то еще ни разу не был в этой стране. Он родился в японском городе Нагоя, учился в Корейском университете, а жил в северокорейской семье – и семья оказалась важнее всего. Сначала Чон отказался от южнокорейского паспорта в пользу гражданства КНДР, а затем из трех сборных – Японии, Южной Кореи, Северной Кореи – выбрал одну. В своей дебютной игре в июне 2007 года он заплакал впервые.

У Чона вообще довольно интересные отношения с музыкой – он очень любит песни из южнокорейских телесериалов, а лучшим развлечением считает японское караоке. Он вырос на стыке трех культур и научился уважать каждую из них. Чон охотно общается с прессой, и почти все, что мы узнали о сборной КНДР до турнира, было записано с его слов – в то числе две масштабные статьи в Guardian и New York Times. При этом жить в КНДР ударный форвард «Чхоллимы» вовсе не стремится – даже после решающего матча с Саудовской Аравией, в котором был оформлен выход на ЧМ-2010, Чон не полетел со сборной праздновать в Пхеньян, а спокойно отправился домой.

Чон Тхэ Се – один из немногих людей, у кого установились здоровые, взаимовыгодные отношения с официальными лицами КНДР. Причина проста: он действительно хочет играть за сборную, и к тому же забил 15 голов в 22 матчах – включая недавний умопомрачительный дубль в ворота несчастной сборной Греции. «Я не первый игрок в истории команды, который живет в Японии, и все относятся ко мне очень тепло, – признается Чон. – Мы никогда не обсуждаем вопросы политики. Лишь раз, когда мы были на сборе в Швейцарии, мои друзья удивились, что общественные туалеты могут быть платными. «Вот оно, лицо капитализма», – сказали они. Я не стал возражать».

Еще Чона иногда расспрашивают о положении дел в японском чемпионате. В J-лиге нападающий разгоняет атаки команды «Кавасаки Фронтале» и вот уже три года попадает в пятерку лучших снайперов. Японцы и корейцы сообща прозвали его People’s Rooney, «Народный Руни» – в том смысле, в котором «Спартак» является народной командой; в вольном переводе – Руни для бедных. Неудивительно, что в начале 2010 года Чон отправился туда, где и положено быть Руни – в Англию. Форвард не подошел команде, которую он решительно отказывается называть, но чувствует, что после чемпионата мира у него может появиться еще один шанс. В ЮАР Чон уже почти звезда – рассказал журналистам, что в Японии ездит на «хаммере», перед матчем с бразильцами побрился наголо, а во время игры сделал все, чтобы лучший вратарь мира не стоял в воротах без дела.

«Чон Тхэ Се не является типичным представителем народа Северной Кореи», – считает тренер сборной КНДР Ким Чжон Хун. Вполне возможно, что его команду запомнят только из-за Чона.