6 мин.

История «Астон Виллы». Начало (1874-75)

«Родина Футбола» предпринимает новую попытку рассказать историю «Астон Виллы».

alt

Это снимок Астона конца XIX века. На нем запечатлен перекрёсток Вилла-кросс. Рельсы на переднем плане проходят по Вилла-роуд, затем сворачивая на Лозеллс-роуд, слева начинается Хетфилд-роуд, а в центре стоит кирпичный паб Вилла-кросс-инн. Сегодня этот перекресток находится все там же. На месте и здание паба, который, правда, закрыли после Хандсвортских беспорядков 1985 года. Собственно, никуда не делся и Астон. Ныне он считается самым многонациональным и не самым благополучным районом Бирмингема, однако сто с лишним лет назад его жизнь была несколько другой.

Астон издревле существовал отдельно от города в виде большого прихода, пока не началась индустриальная революция, которая занесла его и Бирмингем в разряд промышленных и торговых центров. Астон стал застраиваться жильем для рабочих, небольшими фабриками, мастерскими, магазинами и пивоварнями. Практически все местные жители с тех пор, так или иначе, что-то производили и что-то продавали.

С младых лет желательно было следовать старой схеме «шесть дней трудись, а на седьмой в церковь ступай да с семьей отдыхай». Борьба за сокращенный субботний рабочий день постепенно разменивала «шесть дней» на «пять с половиной», но священное воскресенье оставалось незыблемо. Конкретно в Астоне задаваться вопросом «куда пойти в единственный выходной?» не приходилось – богомолен хватало на всех. Уэслианская церковь «Астон Вилла» (на изображении ниже) была как раз из таких.

Секрет ее наименования и самого названия «Астон Вилла» был раскрыт не так давно. История начинается еще в XVIII веке, когда на месте будущего перекрестка Вилла-кросс отстроили большую виллу (отсюда и Aston Villa – астонская вилла). В следующем столетии ее именем какое-то время назывался сам перекресток, а потом и церковь, которая появилась неподалеку. Здание виллы, было время, использовали как частную школу, после чего организовали там уже упомянутый паб Вилла-кросс-инн.

В середине позапрошлого века церкви по возможности занимались воспитанием молодого поколения, потому как образование все еще было необязательной частью жизни простого народа. Главное было отвадить ребят от пьянства, насилия и азартных игр. Примерно тогда же одним из самых действенных способов в достижении этих целей стал спорт, особенно командные виды.

alt

В церкви «Астон Вилла» с этим проблем не было. В 1871-м ей посчастливилось приобрести кое-какую недвижимость, часть которой пошла под воскресную школу, разбитую на классы по возрасту и полу. Еще через год с разрешения старшего священника Фредерика Бриггса парни из молодежного библейского класса организовали свою крикетную команду. Среди ее основателей значилась и та знаменитая четверка, которую упоминают практически в любой «вилланской» хронике – Джек Хьюз, Уолтер Прайс, Джордж Мэттьюз и Уильям Скаттергуд.

Уже тогда первые трое по-разному начинали свой путь в ювелирном бизнесе, в то время как четвертый занимался немного иной драгоценной материей – пивом. Не исключено, что именно любовь к спорту и свела их с другим неравнодушным по имени Билли Мэйсон. Насколько известно, он никогда не ходил в воскресную школу «Астон Виллы», жил в деревне Мозли, к югу от Бирмингема, и вместе с отцом занимался производством плетей и кнутов.

Как-то в конце февраля 1874-го Билли предложил парням сходить посмотреть регби. Те не отказались и в назначенное время отправились к пустырю на Хетфилд-роуд. Играли «Хандсворт» и «Грассхопперс» с Мэйсоном в составе. Матч закончился, когда уже смеркалось. По возвращении домой Хьюз, Прайс, Мэттьюз и Скаттергуд увлеченно обсуждали игру – как гласит легенда, прямо под газовым фонарем на Хетфилд-роуд, буквально в паре шагов от Вилла-кросс-инн. В воскресенье в церкви они поделились впечатлениями с одноклассниками и все вместе решили, что в следующую субботу стоит попробовать.

Бирмингемский футбол в те годы только зарождался – не сравнить с крикетом и тем же регби. Футбольная Ассоциация в Лондоне появилась всего 10 лет назад, еще меньше времени прошло с тех пор, как она разобралась в себе и своих правилах, потому экспансия ее футбола только начиналась. Какой клуб был первым в этих краях, однозначно не скажешь. Есть сведения, что зимой 1868/69 пионерами в этой области стали крикетисты из «Астон Парк Юнити». Также упоминается, что годом позже свою команду создали и студенты Солтли-колледжа, где обучали на преподавателей. Еще пару клубов появилось в 1873-м – расширился крикетный «Бирмингем» (не путать с «Бирмингем Сити») и созрели молодые клерки из центра города, которые сначала назывались «Бирмингем Клеркс Ассосиэйшн», а потом просто «Калторп» (играли в Калторпском парке).

Старая проблема отсутствия единых правил имелась и в бирмингемской округе. К тому времени кто-то уже познакомился с лондонским вариантом, кому-то был больше по душе альтернативный шеффилдский, а кто-то играл во что-нибудь свое, как в Солтли – некую смесь футбола и регби. Под влиянием того исторического матча имени Билли Мэйсона молодежь из библейского класса пришла к тому, что регби для них чересчур суров, и, вероятно, разобравшись что к чему, предпочла правила ФА.

На дворе стоял март 1874 года, когда они впервые собрались на поляне по улице Вестминстер-роуд и погоняли чей-то мяч. Эксперимент был признан удачным, потому идею основания своего футбольного клуба оставалось только воплотить в жизнь. Получив благословение руководства церкви, парни тут же занялись обустройством этого предприятия – собрали комитет, попросили преподавателя мистера Хартшорна стать президентом и, конечно же, скинулись по шиллингу на собственный мяч. После этой важнейшей покупки клуб уже точно можно было считать новорожденным. Его молодыми отцами стали Джек Хьюз, Уолтер Прайс, Джордж Мэттьюз, Уильям Скаттергуд, Уильям Мэйсон, Харри Мэттьюз, Уильям Уайсс, Эдвард Ли, Фред Найт, Чарльз Миджли, Уильям Сач, Уильям Сотерс, Джордж Пэйдж, Альфред Робинс и Дж. Гривз.

alt

В первые месяцы «Астон Вилла» не очень заботилась о том, чтобы сохранить потомкам подробности о себе, а если и заботилась, то кто-то безответственно почти все их утопил в Лете. Поэтому остается предполагать, что до начала крикетного сезона в апреле-мае 1874-го команда практиковалась между собой по субботам, а с началом футбольного (в октябре-ноябре) доросла и до матчей с реальными оппонентами. С кем именно? Одна из главных загадок.

Местная пресса тогда редко жаловала футбол, уделяя минимальное внимание лишь двум ведущим клубам – «Калторпу» и «Астон Парк Юнити». «Вилла» впервые засветилась в периодике именно за счет этого. 9 января 1875 года в Астонском парке (на изображении выше) она встретилась с «Юнити», положив начало первому в своей жизни дерби. Знакомство с будущим многолетним противником затянулось до вечера и, увы, закончилось поражением 0:1.

Этот матч совсем недавно занял свое место в истории клуба, в отличие от другого, состоявшегося весной того же года. Игра против регбийной команды церкви Святой Марии из Астон-брука хранится в коллекции «вилланских» былин уже не первый десяток лет.

13 марта на арендованный у некоего мистера Уилсона участок вышли по 15 молодых людей с каждой стороны. По договоренности первый тайм провели по регбийным правилам, а второй – по футбольным. Как водится, из таких затей нечасто выходило что-то путное. Так и тогда – много борьбы, мало толка. Но две с лишним сотни зрителей все же увидели, как в концовке игры Джек Хьюз со второй попытки пробил вратаря и принес своей команде первую в клубной летописи победу.

Вместе с ним ее добывали Уильям Скаттергуд (голкипер), Уолтер Прайс (капитан), Уильям Уайсс, Фред Найт, Эдвард Ли, Джордж Мэттьюз, Харри Мэттьюз, Чарльз Миджли, Уильям Сач, Харри Уэйтли, Джордж Пэйдж, Альфред Робинс, Уильям Мэйсон и Уильям Сотерс.

Продолжение следует…

Архив блога