1990. «Последний концерт» Виктора Цоя на фоне подготовки СССР к своему последнему чемпионату мира
Шел предпоследний год существование великой и могучей страны под названием СССР. Так мы пока еще думали. Вернее, хотели думать, но на самом деле все уже было иначе. На южных окраинах СССР разгорелись (или только разгорались в Закавказье и Средней Азии) военные конфликты. Прибалты с грузинами бунтовали и начали заявлять о своем выходе из Советского Союза. Что тут же вылилось в снятие тбилисского «Динамо» с «Гурией» из Ланчхути из чемпионата СССР по футболу. К «отказникам» вскоре присоединился и вильнюсский «Жальгирис», сыграв только матч первого тура советского первенства. А вскоре на товарищеском матче Грузия – Литва в Тбилиси (хотя всем было ясно, что это играют местное «Динамо» с «Жальгирисом») на главном стадионе пока что республики от наплыва болельщиков не было где яблоку упасть. А это ни много, ни мало, 90 000 фанатов футбола, хотя называются цифры и в сто, и 110 тысяч. Матч завершился вничью – 2:2.
Но нас, поклонников игры миллионов огромного Советского Союза, прежде всего, интересовали не товарняки сборных пожелавших свободы республик, а чемпионат СССР и подготовка нашей национальной команды к предстоящему итальянскому Мундиалю.
Всех более чем удивила позиция Федерации футбола СССР, которая вынесла решение не заменять «отказников» на команды из Первой лиги. Ведь, казалось, легче простого оставить в Вышке вылетевших в сезоне 1989 года московский «Локомотив» с ленинградским «Зенитом», а к победителю Первой лиги столичному ЦСКА вместо «Гурии», финишировавшей второй, выставить в элите алма-атинский «Кайрат», который был третьим. Тем более, что чемпионат Первой лиги начинался позже турнира в Вышке, и было время, чтобы и там добавить три клуба из Второй лиги. Но мозги советских футбольных чиновников явно еще работали в эпоху «застоя», и не прониклись «перестройкой», «гласностью» и демократией, а особенно «ускорением» и «новым мышлением», что уже пятый год практиковал генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев. Вот так, из-за некоторых тормозов «перестройки» в высших эшелонах футбольной власти все советские любители футбола и получили куцый чемпионат, в котором приняли участие 13 команд, который на финише расположились так:
«Динамо» Киев
ЦСКА Москва
«Динамо» Москва
«Торпедо» Москва
«Спартак» Москва
«Днепр» Днепропетровск
«Арарат» Ереван
«Шахтер» Донецк
«Черноморец» Одесса
«Памир» Душанбе
«Металлист» Харьков
«Динамо» Минск
«Ротор» Волгоград
Здесь впору задуматься над мистикой числа «13». 1990-ый можно смело считать годом проведения последнего чемпионата СССР, который состоялся в Советском Союзе. Потому как де факто страна распалась после августовского путча 1991 года, и первенство-1991 украинские команды, например, по сути, доигрывали, зная, что со следующего сезона будут выступать уже в своем независимом чемпионате. Так что последний чемпионат СССР при СССР прошел в 1990 году, и участвовало в нем 13 команд. А больше всех чемпионом страны становились киевские динамовцы – 13 раз! Но это отдельная тема.
Киевские динамовцы по-прежнему оставались костяком советской сборной. И все мы, болельщики Союза, надеялись на удачное выступление сборной СССР на чемпионате мира. Только вот методы подготовки главной команды страны к Мундиалю вызывали огромное удивление – на каждый матч Валерий Васильевич выставлял почти новый состав. Сравните на досуге состав советской сборной в товарняках с Голландией (28 марта в Киеве – 2:1) и Ирландией (25 апреля 0:1 в Дублине). Но все тогда уже настолько уверовали в гениальность великого тренера с мировым именем, что охотно верили его рассказам на послематчевых пресс-конференциях, что он перед чемпионатом мира старается просмотреть в товарищеских матчах как можно больше кандидатов в сборную, чтобы в мае месяце окончательно определиться игроками основы. Только вот, например, снова же таки, неужели Лобановскому потребовались доказательства готовности своего киевского «Динамо», что нужно было всю команду (плюс спартаковец Шмаров, и только во втором тайме стали выходить не киевляне) переодевать в футболки сборной в Тель-Авиве, чтобы 16 мая на «Рамат-Гане» проиграть Израилю – 2:3?
Потом последовало турне по ФРГ, где для окончательного определения 22 лучших сборная СССР сокрушила в Гельзенкирхене местный «Шальке-04» - 7:0 (четыре гола Яремчука, плюс отличились Шалимов, Саленко и Лютый, игрока «Шальке», кстати), а потом и «Ганновер-96» - 4:0 («дубль» Протасова, Лютый, Яремчук). После чего был обнародован список 22-ух самых достойных, среди которых, к удивлению многих, не оказалось ни Федора Черенкова (про которого Лобановский говорил, что не выпускает его из вида), ни Олега Саленко (который в то время пребывал в отличной форме и много забивал), ни Валерия Шмарова (который выходил со стартовых минут в матчах против Израиля и «Ганновера»).
А в Италию поехали:
Вратари: Ринат Дасаев («Севилья» Испания), Виктор Чанов («Динамо» Киев), Александр Уваров («Динамо» Москва).
Защитники: Владимир Бессонов («Динамо» Киев), Вагиз Хидиятуллин («Тулуза» Франция), Олег Кузнецов, Анатолий Демьяненко, Ахрик Цвейба (все – «Динамо» Киев), Андрей Зыгмантович («Динамо» Минск), Сергей Фокин (ЦСКА), Сергей Горлукович («Боруссия» Дортмунд).
Полузащитники: Василий Рац, Геннадий Литовченко, Иван Яремчук (все – «Динамо» Киев), Сергей Алейников, Александр Заваров (оба – «Ювентус» Турин), Игорь Шалимов («Спартак» Москва), Валерий Брошин (ЦСКА), Игорь Добровольский («Динамо» Москва).
Нападающие: Олег Протасов («Динамо» Киев), Александр Бородюк, Владимир Лютый (оба – «Шальке-04» Гельзенкирзен).
По правде говоря, выбор некоторых игроков очень удивил. Особенно Уварова, Бородюка, Брошина и Фокина. Да и присутствие в команде молодого Шалимова вызывали вопросы.
А в это время в Советском Союзе состоялся разрекламированный Рок-фестиваль «Муз Эко-90», который прошел в Донецке. Запомнился он тем, что «вживую» транслировался по Центральному телевидению, и что на нем дважды выступила уже тогда легендарная группа «Кино» с солистом Виктором Цоем.
В те времена рок переживал в СССР настоящий бум. Начиная где-то года с 1986-го, рок вышел из подполья и заявил о себе по всей огромной стране. Во многих городах создавались рок-клубы, самые известные были в Ленинграде («Кино», «Алиса», «Аквариум» = Борис Гребенщиков, ДДТ, «АукцЫон», «Секрет, «Пикник», «Телевизор», «Гражданская оборона», «Зоопарк») и Свердловске («Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Агата Кристи», «Смысловые галлюцинации»). Начались проводиться самые разнообразные рок-фестивали. В наших херсонских степях, например, начиная с лета 1986 года (был там), каждый год в Новой Каховке проходил «Рок-н-ролл Таврический», где выступали в разные годы «Агата Кристи» из Екатеринбурга, одесский «Бастион», львовская Віка, киевский «Кому вниз», херсонский «Криголам» (хотя группа была создана в Корсунке), севастопольский «Лидер», московская «Матросская тишина», киевский «Мэд Хедз», «Плач Ієремії» со Львова, харьковский «Противовес»… В общем, было на кого посмотреть. Особенно много было новых имен.
Мало того, в 1990 году была возможность заявиться и группе, в которой автор этих строчек тогда играл. И заявились бы. Но в мае месяце вышли ссоры со старыми коммунистами, один из которых был директором клуба пгт, где базировалась группа, из-за аппаратуры, и группа вынужденно распалась. Хотя, основной причиной было то, что пожилой человек, совок до мозга костей, который всю жизнь на баяне с уважаемым слепым певцом исполняли на торжествах патриотические песни, считал, что мы, молодежь занимаемся ерундой и играем не те, что нужно для воспитания подрастающего поколения песни…
Но вернемся к рок-фестивалям. От донецкого «Муз Эко-90» все ожидали такого же высочайшего уровня, как годом ранее это было продемонстрировано в Москве наMoscow Music Peace Festival, где в Лужниках на протяжении двух суток (12 – 13 августа) всех восхищали такие монстры рока, как Bon Jovi, Mötley Crüe, Ozzy Osbourne, Scorpions, Cinderella, Skid Row, плюс советские Gorky Park и Бригада С. А в итоге получили советскую подделку… Как можно называть огромную музыкальную тусовку с концертами «рок-фестивалем», если там выступали «На-на», «Сталкер» (Андрей Державин), «Мираж», «Полиция нравов» (такую еще группу кто помнит, даже из старожилов?), Игорь Николаев, Вячеслав Малежик, Сергей Крылов… Да и «Песняры», Лариса Долина и Ирина Отиева тоже те еще «рокеры». «Браво» - это для любителей музыки 1960-х. Радовало только то, что на фестивале в Донецке, который состоялся в первые три дня лета 1990 года, выступал Игорь Тальков, но особенно группа «Кино»!
Сказать, что Виктор Цой в 1990 году был мега-популярен, это ничего не сказать. Его популярность попросту зашкаливала. И я безмерно рад, что в апреле (или мае, точно не помню, в курточках еще ходили) мне случайно удалось попасть на концерт «Кино» в Херсоне. Ведь билетов достать было на тот единственный концерт в городе попросту нереально. И пошел я со своими знакомыми поближе к стадиону, чтобы просто послушать издали любимую группу. А там такое вавилонское столпотворение, что не протолкнуться! Уже хотел пойти в кинотеатр «Юбилейный» смотреть какой-то фильм, как тут меня окликнули мои друзья со своими подругами, с которым часто зависал на одних и тех же вечеринках:
- Саня, привет!
- Здоров, коль не шутишь…
- Чего такой пасмурный, как тучи в ноябре? (любимое выражение одного из хлопцев)
- А-а-а, - я только разочарованно махнул рукой, показав на огромное людское море возле стадиона, - решил кино пойти посмотреть…
- А как насчет с нами на «Кино» сходить?... – автор этих строчек на миг даже оторопел от неожиданности.
Так я к огромной своей радости оказался на вечер кавалером одной опечаленной обалденной девчонки, парень которой заболел, и скучать я ей уже не давал…
Когда после каких-то французов, игравших на разогреве, объявили, что сейчас выступит группа «Кино», все, зевавшая толпа тут же воспрянула духом, и забурлила, как магма в жерле вулкана перед его извержением. А десятки девушек со слезами умиления на глазах бросились в Виктору Цою, когда тот появился на стадионе. Охранники попытались, было, остановить поклонниц. Да куда там! Как минимум половина прорвалась к своему кумиру, утопив его в цветочном море и океане поцелуев.
А потом был сам концерт. Толпа буквально сходит с ума, и звуки музыки еле-еле слышны. Вообще, усиление было никудышним. Но главным было то, что вот он, Цой, со своей белой гитарой на фоне черного одеяния всей группы. Все вокруг прыгают, вопят, свистят. Девушки вызжат своими писклявыми фальцетами и вешаются на шею. То ли от переизбытка чувств к своему поющему кумиру, то ли от воздействия алкоголя. То ли от того и от другого. Ты тоже не остаешься в стороне от массового безумства, и просто уступаешь порыву толпы, когда все, как один, подпевают слова знакомых песен, прижимая к себе новую знакомую, которая явно на время концерта забыла о болезни своего парня, и то вешается тебе на шею, то попросту одаривает поцелуем. Спасибо тебе, Виктор Цой за эти минуты с надеждой на продолжение «близкого контакта». Спасибо тебе, Виктор Цой за твое творчество и те песни, которые мы любили и любим до сих пор. Спасибо тебе, Виктор Цой, за то, что ты жил, да и вообще до сих пор живешь в наших сердцах. И что самое интересное, песни Цоя могла сыграть практически любая группа, хоть мало-мальски умеющая бренчать на струнах. В этом и весь гений Цоя, в простоте и доступности музыки с текстами к песням.
В Донецке на двух концертах «Кино» происходило почти то же самое, что и в Херсоне, да и вообще в любом городе Союза, где выступала группа Виктора Цоя. По мне, так организаторы «Муз Эко-90» вообще могли просто написать на афишах огромными буквами «Виктор Цой и Группа «Кино». Все, аншлаг был бы гарантирован. А всех остальных участников дописать мелкими буковками, мол, выступают еще «Браво», Тальков плюс всевозможная попса… А то придумали фестиваль, типа посвящается проблемам экологии на планете, плюс 50-летию рождения Джона Леннона и десятилетию его гибели…
Как бы там ни было, а сами концерты прошли на «Ура»! И зрители дурели от всенародных хитов Цоя как на концерте, так и возле своих телевизоров. Как вот наша толпа. Вынесли цветной телевизор «Горизонт» на улицу, и устроили Цой-вечеринку под дефицитное тогда пиво и дефицитное (втридорога продавали) «Мальборо», с неизменно вызжащими подругами, которые так и вешались на шею… Да, умели мы в молодости оторваться по полной программе…
Вашему вниманию выступление группы «Кино» на «Муз Эко-90», но перед ним Игорь Тальков для «разогрева» из того же «рок-фестиваля»… Да, то был не последний концерт Виктора Цоя в реальности. Но в телеверсии получился последним. Его никак не могли повторить в телеверсии, все какие-то проволочки происходили. И был концерт на «Муз Эко-90» еще раз показан уже после трагической гибели всенародного кумира Виктора Цоя.
А сборная СССР 5 июня обыграла уже в Италии в товарняке «Чокко» - 6:0 (Бессонов, Литовченко, Бородюк – 2, Яремчук, Брошин), а потом напрочь провалила чемпионат мира, проиграв в первых двух поединках Румынии (при нескольких нереализованных моментах при 0:0) и Аргентине (со знаменитой рукой Марадоны, когда тот выбил мяч рукой с пустых ворот так же еще при нулях на табло) с одинаковым счетом – 0:2. И разгром уже вышедшего в плей-офф Камеруна под руководством советского тренера Непомнящего (4:0), уже не спас сборную СССР от провала. Слишком уже Лобановский понадеялся на никакущих Дасаева, Хидиятуллина и Заварова… А вот молодой Шалимов и вратарь Уваров проявили себя с самой наилучшей стороны.
14 марта 2016
Костенко Александр Александрович