4 мин.

Говорим «Спартак» - подразумеваем диссонанс

Обозреватель  SOVSPORT. RU  Юрий Цыбанев – о том, почему красно-белые в дерби выглядели настолько слабее соперника.

Коллега Борзыкин вот удивился:  ну почему же «Спартак» пытался играть против ЦСКА длинными передачами? Тогда как в контрольных матчах вроде как наигрывал короткий пас.

Я тоже видел все подготовительные игры красно-белых. И  причина того, что в первом календарном матче попытки «Спартака» к действию  категорически разошлись с его предсезонной практикой, по-моему, на поверхности.

Команде просто стало страшно! Ее виртуальные желания столкнулись с жесткой действительностью. Спартаковцы кожей чувствовали: ЦСКА при развитии своей атаки владеет высокоточным оружием. Едва его игрок заполучает мяч, двое-трое его партнеров срываются с места, словно для передачи эстафетной палочки, и мчатся в заданных направлениях. И прочертить эти заготовленные и крепко усвоенные комбинации красно-синие способны, пожалуй, даже с завязанными глазами.

Оттого «Спартаку» и было страшно что-то изобретать накоротке, вовлекая в это дело большие силы и на каждом шагу рискуя «обрезом».

Вот и получается: на сборах Дмитрий Аленичев готовил  что угодно – только не противодействие конкретно ЦСКА. Он решился выставить на игру всю свою атакующую красу, пожертвовав ради этого дополнительным игроком в опорной зоне, - но вся эта краса не сподобилась соорудить хоть одну острую атаку.

Когнитивный диссонанс.

***

В какую зону клубной деятельности ни загляни, там обнаружишь то же самое. Диссонанс.

Абсолютно убежден: само то, что Аленичев по-прежнему тщится наиграть в атаке что-то отдаленное напоминающее былую красно-белую классику, – попытка с негодными средствами. И я, в отличие от коллеги Борзыкина, затрудняюсь припомнить, что такого дельного проходило у «Спартака» в «контрольках», когда он пробовал просочиться коротким пасом по центру. Разве что соперник любезно предоставлял, воспользуюсь гиперболой телекомментатора Генича, гектар свободного пространства.

Господа, имеющиеся в «Спартаке» игроки атаки просто не пригодны для позиционной карусели с минимумом касаний! Все они склонны спонтанно повозиться с мячом. А появление  еще и Мельгарехо безальтернативно диктует приоритет быстрой атаки с ходу. Когда можно распорядиться на оперативном просторе с помощью дриблинга. Но этот скоростной маневр должен быть проработан и усвоен. Такой работы не видно.

***

Ну черт возьми (по-другому сказать не получится), это ж надо! Вот смотрите. Когда команду принимал Якин – в «Спартаке» была подобрана группа игроков, очень даже способная хорошо контролировать мяч и порой тонко его разыграть: Кариока, Хурадо, Коста, еще подававший признаки полевой жизни Ананидзе, да и Широкова не забудем. Но турко-швейцарцу эта коллекция  была сто лет в обед не нужна.

Зато теперь Аленичев мучается, обучая, образно говоря, слона маневру в посудной лавке…

Те, кто хотел тренером  «Спартака»  Бердыева, а не Аленичева, уже наверняка самодовольно потирают руки. Но. Давайте сравним даже не рабочие векторы «Ростова» и «Спартака», а кадровые. Бердыеву ростовский менеджмент подтягивает нужных ему игроков, включая тех, кому Курбан Бекиевич доверяет, как самому себе, - Наваса, Нобоа (притом это-то - игроки системообразующие!).

А  в «Спартаке» , так сказать, облегчают платежную ведомость. Что проку в Мельгарехо, если у обороны все видовые признаки не крепости, а шалаша?

***

И у меня вопрос: Аленичев заказывал у менеджмента нужных ему игроков, помимо Мельгарехо? Или просто  согласился?

А внахлест вопрос еще более ребристый: кто-то вообще управляет в «Спартаке» происходящими процессами? Или команда живет как получится, и главенствует здесь соглашательский компромисс?

Поздней осенью Сергей Родионов сделал громкое заявление об очищении рядов от «пассажиров», тянущих команду вниз. Мовсисян да Озбилиз (последний мало того что переломанный, он играл-то за «Спартак» всего чуть-чуть) – это  именно они из года в год «бермутили воду во пруду»?

Или гендиректор тогда всего лишь отвел удар от Аленичева – а теперь главный тренер играет «в обратку» с менеджментом – послушно согласившись затянуть кадровый поясок?

Хоть в чем-то вы, читатель, видите здесь нацеленный вектор профессиональной клубной работы?

***

В августовском дерби с ЦСКА «Спартак» хоть и не блеснул игрой, но определенно считал себя ровней сопернику – во всяком случае ментально. В минувшее воскресенье мы увидели  пугливую, абсолютно не уверенную в себе команду, забывшую тот сладкий сон.

И это – объективный показатель того, к чему идет «Спартак».  Весь и во всем – серединка на половинку. 

Юрий Цыбанев, Sovsport.ru