8 мин.

ИнФИФАнтино. Что нужно знать о выборах нового президента ФИФА

Еще никогда выборы президента ФИФА не притягивали к себе столько внимания. Раньше это была в большей мере внутренняя кухня, когда на публику выносили лишь итоговый результат. Но Йозеф Блаттер стал человеком, который изменил все. Коррупционные скандалы отодвинули от дел не только его спустя лишь 4 дня после переизбрания, а и главного кандидата на будущий пост – Мишеля Платини, который в итоге оказался в одной упряжке с Блаттером. Бытует мнение, что сам Зепп и слил особо ретивого француза, который очень активно начал критиковать Блаттера, при первой же атаке на того. В любом случае, обоих отодвинули от управления футболом: вначале сроком на 8 лет, а на днях длительность дисквалификации скостили до 6 лет. Все эти дисквалификации привели к необходимости выбирать нового руководителя мирового футбола, выборы назначили на 26 февраля.

Пул кандидатов состоял из пяти человек: генеральный секретарь УЕФА Джанни Инфантино, президент Азиатской конфедерации футбола шейх Салман бин Ибрагим Аль-Халифа, принц Иордании Али бин Аль-Хуссейн, бывший заместитель генерального секретаря ФИФА Жером Шампань и южноафриканец Токио Севале.

Шейх Салман 

Двое последних были скорее техническими кандидатами. Оранжевая карточка Жерома Шампаня – это, наверное, все, что стоит знать об этом кандидате. Из других смелых заявлений бывшего дипломата – внедрение видеоповторов, обещание отобрать ЧМ-2022 у Катара, а также эксперимент с четвертой заменой.  Токио Севале, главный в ФИФА борец с расизмом и соратник Нельсона Манделлы, знаменит своими миллионами в горнодобывающей сфере. Но он больше человек политики, чем футбола, у него не было даже толковой поддержки от африканского региона, что уж говорить про остальной мир.

Вот принц Иордании Али бин Аль-Хуссейн уже мог восприниматься всерьез. Он проиграл последние выборы Блаттеру, но имел серьезную поддержку США, которые вознамерились взять под свой чуткий контроль футбольный мир. В Штатах решили уделять больше внимания европейскому футболу, который любят латиноамериканцы и азиаты, проживающие в Америке. Кроме того, американцы осознали, что тот, кто контролирует ФИФА, обладает и политическим влиянием. Потому именно руками США раскручивался маховик коррупционного скандала, направленного против Блаттера и его окружения. Им удалось, пусть и не с первого раза, разбить мощный кулак верхушки ФИФА и даже убрать потенциально основного претендента – Платини.

Правда, по иронии судьбы, на месте головы Платини появились сразу две новых – Джанни Инфантино и Салмана бин Ибрагима Аль-Халифа. Итальянский швейцарец и бахрейнский шейх поддерживали Мишеля Платини, но после того, как его отстранили от дел, начали самостоятельную игру. Инфантино выдвинули европейские ассоциации, а Салман представлял азиатский регион и рассчитывал на полную его поддержку. Это стало проблемой для ставленника США принца Али. Так как теперь он мог рассчитывать лишь на поддержку Ирака, а также нескольких стран Африки и Карибского бассейна. Поддержка Европы и Азии, которая была на прошлых выборах, в этот раз была невозможна по причине присутствия своих кандидатов.

Когда 5 февраля в столице Руанды Кигали Салман бин Ибрагим Аль-Халифа, как президент азиатской конфедерации, и глава африканской конфедерации камерунец Исса Хаяту, который к тому же  еще и исполнял обязанности президента ФИФА, подписали договор о сотрудничестве между двумя конфедерациями, стало похоже на то, что основной кандидат на пост главы ФИФА определен. Шейх Салман в таком случае мог уже рассчитывать на 100 голосов (54 - Африка и 46 - Азия) из 209 возможных, а это уже было весомой заявкой на победу. Джанни Инфантино в ответ мог лишь предложить европейскую поддержку, а это 52 голоса, так как Мальта ранее обозначила свои симпатии принцу Аль-Хуссейну, и Южной Америки (КОНМЕБОЛ) – это еще 10 голосов. Да, вполне реально было побороться за поддержку от Океании – 11 голосов, но этого все равно было мало, крайне нужна была поддержка зоны КОНКАКАФ (Северная Америка и зона Карибского бассейна), которая в основном поддерживала иорданского принца Аль-Хуссейна. Только представитель Барбадоса публично высказался в пользу Инфантино. Расклад сил был непрост и явно не в пользу швейцарца. Дошло до того, что последнюю неделю уверенный в своей победе шейх Салман толком и не занимался агитацией, а вот Джанни ездил до последнего, как оказалось не зря.

112.ua

Для победы в первом туре кандидату необходимо было набрать 2/3 голосов от общего числа, во втором – более 50% голосов.

Первый тур выборов в Цюрихе примерно подтвердил предварительную расстановку сил, не дав никому необходимых 2/3 голосов. Голоса распределились так: за Инфантино – 88 федераций, за шейха Салмана – 85, за принца Аль-Хуссейна – 27 и за Шампаня – 7. Южноафриканец Севале ранее снял свою кандидатуру с выборов.  По первым итогам голосования оказалось, что пакт о сотрудничестве между азиатской и африканской конфедерациями не обеспечил шейха всеми голосами двух конфедераций, какая-то часть ушла Инфантино. Впервые с 1974 года, когда победителем стал Жоао Авеланж, для определения победителя понадобился второй тур.

Во втором туре шейх все равно казался более проходной кандидатурой, хотя бы потому, что в своей предвыборной риторике, в отличие от швейцарца, подымал вопрос о возможности пересмотра места проведения ЧМ-2018 и ЧМ-2022. Такая позиция близка США и американское лобби могло обеспечить переход голосов иорданского принца бахрейнскому шейху. Однако, получилось с точностью наоборот. Во втором туре за Инфантино проголосовало 115 федераций, за Салмана – 88, за принца Аль-Хуссейна – 4, за Шампаня – 0. Не сложно заметить, что голоса Шампаня и принца Аль-Хуссейна отошли Инфантино, что и обеспечило ему победу во втором туре. Остается загадкой, что повлияло на такое решение, ведь Инфантино негласно считался винтиком старой машины, пускай и с безупречной незапятнанной репутацией. Подобное устраивало лишь успешные регионы. По этому поводу загадочно, но интересно высказался бывший футболист сборной США Алекси Лалас, который написал в своем аккаунте Twitter: "На этих выборах мы присутствуем при рождении ЧМ-26 в США". Отметьте это где-нибудь в памяти, на всякий случай.

Новый президент ФИФА Джанни Инфантино сразу после своей победы обратился к Конгрессу организации после избрания на свой пост: "Сейчас мне сложно описать свои чувства. Мы перезагрузим имидж ФИФА. Весь мир будет нами гордиться. Благодарю все 209 федераций и остальных кандидатов. Я хочу построить новую футбольную эру, где игра будет в центре. Футбол прошел через темные времена, но сейчас все закончилось. Предлагаю всем сотрудничать и благодарю вас".

Джанни Инфантино – человек с безупречной репутацией, отличным образованием. Он полиглот, знает английский, немецкий, французский, испанский, итальянский и арабские языки, причем на литературном уровне. К ЧМ-2018, в новой должности, обещал выучить и русский. Он очень основателен в финансах, реформа фэйр-плей в УЕФА - полностью его проект. Слабое место Джанни – это его бывшее окружение. Он в хороших отношениях, как с Блаттером, так и с Платини. Некоторые его так и называют – Платини без волос. Да и сам Инфантино до выборов говорил о готовности снять свою кандидатуру в случае отмены дисквалификации француза. Удастся ли ему быть самостоятельной фигурой и проводить заявленную политику очищения, прозрачности и развития?

Что предлагает новый президент ФИФА Джанни Инфантино.

Предвыборная программа Инфантино разделена на три части – "Реформирование и эффективное управление", "Демократия и содействие" и "Развитие футбола", всего 11 пунктов.

В них он предлагает открыть зарплаты чиновников ФИФА (при Блаттере эти данные были закрыты), хотя бы раз в году лично встретиться с каждым топ-менеджером национальной федерации для открытой беседы, что, по его мнению, даст необходимую возможность быть услышанным, а это только ускорит скорейшее реформирование футбола. Также Инфантино считает, что ФИФА слишком мало тратит на реальное развитие футбола, потому пообещал раз в 4 года каждой из 209 федераций выделять по 5 миллионов долларов, а региональным конфедерациям – по 40 миллионов на развитие. Помимо этого, национальные сборные могут запрашивать до 250 тысяч долларов в год на транспортные расходы, чтобы добираться на свои матчи. 

Исполком будет реорганизован в совет ФИФА и больше не сможет принимать ключевые решения. Это значит, что хозяев чемпионатов мира теперь будут выбирать 209 стран, а не ограниченное количество представителей.

Инфантино считает, что пришло время для расширения количества участников ЧМ, с 32 до 40. Формат турнира будет таким же – 8 групп, только не по четыре, а по пять команд в группе и последующий плей-офф для шестнадцати лучших. Учитывая, что при нем и Платини в УЕФА ЧЕ расширился с 16 до 24 участников, то вероятность 40 команд на ЧМ очень вероятна. Также, как и место проведения ЧМ не в одной стране, а в одном регионе, подобно ЧЕ-2020 в 13 городах. При этом каждой конфедерации необходимо будет ожидать следующего чемпионата мира минимум два отборочных цикла. Все эти решения подчинены одной конкретной цели – развитию футбола во всем мире.

Главным итогом выборов можно отметить неготовность футбольного мира к революционным изменениям. Победа Инфантино, самого уравновешенного кандидата, тому четкое подтверждение. Джанни, судя по всему, устроил все стороны. Теперь есть все основания предполагать, что череда крупных коррупционных скандалов будет завершена, и новые выборы главы ФИФА в 2019 году будут интересовать лишь самих участников, а нам останется интересен непосредственно только сам футбол.

Сергей Забуранный специально для 112.ua