Корпорации монстров. Кто и как создает футбольные империи по всему миру
Они скупают клубы в разных странах мира, соединяют их невидимыми трансферными нитями и прокачивают через эту систему игроков и деньги. Они берут команды на разных континентах, одевают их в почти одинаковую форму и выстраивают глобальную футбольную корпорацию. Они подбирают неприметные клубы, перекрашивают их в свои цвета, дают им название своей фирмы и выстраивают гигантскую рекламную сеть. Еженедельник «Футбол» - о том, как они это делают, зачем они это делают и вообще кто они.
Семья
«Вы даже не понимаете, в чем наша проблема. Есть богатые команды, есть бедные, потом 50 метров говна, а потом мы. Нужно изменить игру» − когда-нибудь эта цитата из фильма Moneyball станет культовой и будет вдохновлять целые поколения делать большие дела. Его главный герой Билли Бин − генеральный менеджер неприметной бейсбольной команды. После очередного унылого проигрыша ему надоедает быть жертвой, и он решается на дикую инновацию: внедрить систему отбора игроков, основанную на математике и замысловатой статистике. Если что, эта история не про бейсбол и не про экономику. Она про то, как добиться успеха, думая не как все.
Джампаоло Поццо купил «Удинезе» еще в 1986 году. На тот момент клуб представлял собой жалкое зрелище − хилый, заляпанный в скандалах и весь в пыли от круговых путешествий между двумя дивизионами. Первое время при Поццо «зебры» торчали примерно на той же черной полосе. А потом в клуб пришел его сын, который, как и Билли Бин, посмотрел на вещи по-другому. Джино сразу понял, что их команде никогда не стать новым «Ювентусом» или хотя бы «Ромой». Оставалось два выхода: либо прожить в серости, либо попробовать выделиться как-то по-другому. Джино Поццо начал методично выстраивать огромную скаутскую сеть, ветки которой будут проникать в самые далекие части планеты. Параллельно внутри команды создавалась система подготовки выловленных талантов. Так клуб хотя бы сможет нормально зарабатывать с продаж, а пока юные звезды еще не уехали − еще и что-то выиграть.
Итоги вызывают зависть. Самира Хандановича нашли в Словакии бесплатно − через семь лет продали за €12 млн. Мехди Бенатию вытащили из французской провинции за такой же ноль евро − затем он принес €13,5 млн. Алексис Санчес приехал из Чили в обмен на 3 млн − «Барса» даст за него все €26 млн. Квадво Асамоа попал в Удине из Швейцарии транзитом через «Торино» за символический миллион − всего три года спустя он стоил в 18 раз больше. И это только отдельные эпизоды.
Найди их, если сможешь. Как скауты разыскивают новые таланты, не выходя из дома
Когда сеть стала работать неприлично здорово, семейство Поццо надумало расширяться. Нужен был клуб в другой стране, который использовался бы как дополнительная площадка для раскрутки игроков, снижая таким образом процент брака скаутской службы. Выбрали «Гранаду» из Испании − недорого, цивилизованно и способствует более активной работе с рынком Латинской Америки.
По уже отработанной схеме была взята полуживая команда не из топ-дивизиона. На момент покупки «Гранада» играла в третьей лиге и находилась на грани закрытия. Поццо спас ее небольшими вливаниями и тут же закинул сразу 10 игроков из «Удинезе». Сегодня ясно, что от той сделки выиграли все: «Гранада» пятый год обитает в Примере, а через новый семейный канал прошли уже около тридцати человек.
«Уотфорд» − следующая и принципиально новая ступень пирамиды Поццо. Во-первых, это более обособленный проект. Во-вторых, из него нельзя так же радикально делать резервное хранилище своих кадров (в Англии ввели ограничение на использование арендованных игроков). В-третьих, английский чемпионат − сама по себе очень сочная бизнес-площадка, особенно после выхода клуба в АПЛ и получения бешеных денег с ТВ-прав. Хотя без родных схем полностью не обойтись. Например, Одион Игало − тот самый блеснувший ноунейм, которого сегодня принято любить чуть меньше Джейми Варди, − до триумфа в «Уотфорде» успел побывать как в «Удинезе», так и в «Гранаде» (дважды). И если летом его действительно продадут за много денег в топ-клуб, это будет лучшим доказательством успеха семьи Поццо.
Александр Меркель: «Когда Ибрагимович смотрит на тебя, хочется спрятаться»
Власть
Мансур ибн Зайд аль-Нахайян − яркий представитель шейхов нового поколения. С одной стороны, он, как типичный шейх, страшно богат (15 млрд фунтов личного состояния без учета доступа к запасам страны) и при этом мечтает о признании в западном мире, пусть объекты его любви часто намного беднее. С другой − умеет думать как прогрессивный европеец. Он, пожалуй, самый деятельный и разносторонний представитель правящей элиты ОАЭ. В разное время Мансур напрямую занимался нефтью, телевидением, образованием, политикой, благотворительностью и, естественно, спортом.
Что надо знать, отправляясь на футбол в Манчестер
Футбольным амбициям шейха Мансура быстро стало тесно в рамках Англии. Совместно с европейскими помощниками он придумал идею клуба-корпорации − одной общей команды, разбитой на несколько локальных самостоятельных частей. Для реализации проекта был создан холдинг City Football Group, а за основу всех будущих точек сразу был положен уже раскрученный бренд «Манчестер Сити».
CFG изначально хотел раздвинуться как можно шире. То есть заполучить клубы не только в разных странах, но и на разных континентах. Это снизит возможные риски от контроля УЕФА и одновременно сделает сеть по-настоящему глобальной. Первым шагом на пути к мировому господству стала покупка франшизы в американской MLS за $100 млн. В отличие от промышленного Манчестера, в этот раз был выбран крупнейший мегаполис с безграничными возможностями по работе с болельщиками. Помощником и в то же время первой рекламой для City стало сотрудничество с культовым бейсбольным клубом «Нью-Йорк Янкиз», который стал владельцем 20% акций. Наиболее важным пунктом в их сотрудничестве было предоставление «Нью-Йорк Сити» арены «Янки Стэдиум» на регулярной основе.
По сравнению с масштабом филиала в США австралийская часть была легким десертом. За владение и переименование «Мельбурн Харт» отдали всего $12 млн − трансфер Рахима Стерлинга стоил почти в шесть раз дороже. А когда City удалось заключить спонсорскую договоренность с компанией Nissan, холдинг на всякий случай прикупил еще и 20% принадлежащего автогиганту японского клуба «Йокогама». Первоначально ходили разговоры о возможном выкупе всего пакета, однако сегодня это вряд ли осуществится − 13% CFG теперь принадлежат китайцам, так что азиатский рынок логичнее пробивать именно в Поднебесной.
Европейские клубы давно пытаются навязать свои бренды на других материках. Кто-то ездит в турне по США, кто-то покупает пачками игроков из Латинской Америки, а кто-то открывает летние лагеря в Азии. Но команда шейха Мансура нащупала нечто более выигрышное. Болеть за крутой клуб АПЛ в Нью-Йорке − это одно. Но совсем другое, когда у болельщиков есть возможность фанатеть за его местный аналог. Вроде то же самое, но гораздо роднее, да еще и в связи с самим городом, о чем постоянно напоминает название.
Представители CFG подчеркивают, что такая схема позволяет спортивному бизнесу выйти на новый уровень, а еще создать целый комплект для развития игроков на разных площадках. Их критики добавляют сюда пункт об обходе финансовых ограничений. Впрочем, главной целью шейхов во все времена будет оставаться влияние.
Игра по сети. Как владельцы «Манчестер Сити» строят империю на разных континентах
Реклама
Проекты Поццо и City Foоtball Group похожи только снаружи. Если клубы итальянской семьи действуют как республики с широкой автономией, то у шейхов − полное унитарное государство. Все три части CFG подчиняются одному центру, развиваются по одной модели, действуют в одних цветах и с похожими эмблемами. Поэтому их главным мировым конкурентом в качестве именно империи является «Ред Булл». Только если первоначальная задача шейхов - в создании авторитетной и прибыльной корпорации, то австрийцы прежде всего хотят по максимуму раскрутить свой товар.
Бешеный бык. Почему в Зальцбурге наступил кризис
Когда-то статус легендарной компании с пятимиллиардным доходом «Ред Булл» получил по двум причинам: успешная рецептура своего энергетика и планетарная пиар-кампания. «Быки» довольно быстро сообразили, что адреналин-напиток лучше всего ассоциируется со спортом, и принялись настойчиво лезть вообще во все виды. Лыжи, скейтборд, велогонки, авто- и мотокроссы, «Формула-1», хоккей, самолеты. В 2005-м «Ред Булл» созрел до футбола. С зальцбургской «Аустрией» «быки» проделали то, что потом примерно повторят во всех своих будущих клубах: покупка неприметного образца, тотальный ребрендинг, налаживание инфраструктуры, резкий план развития, серия серьезных успехов. Австрия, США, Германия, Бразилия, Гана − по охвату территории «Ред Булл» абсолютный чемпион среди MCO (Multi-clubs Ownerships − термин для владельца нескольких клубов).
Поначалу казалось, что основным направлением «быков» станет Зальцбург, потом акцент стал немного смещаться в сторону «Нью-Йорк Ред Буллс», а сейчас самым перспективным выглядит немецкий проект, готовый в следующем сезоне стартовать в Бундеслиге. И это несмотря на то, что первоначально компания купила команду аж в пятом дивизионе и все эти годы сталкивалась со стеной недовольства. Немцы невзлюбили нуворишей как на уровне болельщиков, так и на уровне чиновников, которые запретили добавлять в имя клуба название фирмы-владельца. Пришлось сделать просто «РБ Лейпциг». Причем буквы «РБ» означают всего лишь RasenBallsport.
Будущее
Мир неоднозначно относится к империям. Болельщики грустят об уходе романтических времен и наступлении эпохи бездушного бизнеса. Мелкие предприниматели боятся быть проглоченными очередной монополией. Но футбольная элита − те, от кого зависит судьба игры, − все сильнее склоняется в пользу мультиклубных владений. Тем более официальные власти не выражают никаких явных протестов.
У ФИФА нет четкой позиции по MCO-предприятиям, но вряд ли кто-то вдруг начнет их притеснять − сегодня многие из них играют важную роль в футбольной политике, в том числе и в продвижении нового президента организации. Так что главное − совсем уж не наглеть. Например, не лезть в еврокубки двум клубам сразу. На этот счет у УЕФА даже есть специальный пункт в регламенте. В какой-то степени из-за него распалась внушительная сеть компании ENIC Group. Британские инвесторы, зарегистрированные на Багамах, в свое время имели различные доли в «Глазго», «Базеле», «Виченце», пражской «Славии», АЕК и «Тоттенхэме». Однако затем поняли, что нельзя вытянуть столько приличных европейских команд одновременно, и сосредоточились только на лондонцах.
Семья Поццо, City Football Group и другие открытые проекты − лишь видимая верхушка айсберга. Официальных футбольных империй не так много, но фактически карту мира переплетают сотни нитей, которые существуют за счет тех или иных тайных договоренностей.
Например, агент Жорже Мендеш манипулирует пиренейскими клубами. Он влегкую контролирует всю родную Португалию и имеет сильное влияние на многие команды Испании, заставляя считаться с собой даже фигур масштаба Флорентино Переса.
«Газпром» − больше чем просто спонсор для «Шальке» и «Црвены Звезды». Главная корпорация России давно используется властями как политический инструмент, а сам «Газпром» также не ограничивает свое влияние только на лицевой части футболок.
Труба жеребьевок. Как «Газпром» заподозрили в заговоре
«Челси» и голландский «Витесс» формально являются двумя самостоятельными клубами. Зато их владельцы Роман Абрамович и Александр Чигиринский − давние друзья и бизнес-партнеры, поэтому в Арнем из Лондона маленьким, но не пересыхающим потоком приезжают молодые игроки. Кстати, друзья у Абрамовича есть не только в Голландии.
Клубы китайской Суперлиги по первому требованию партии вообще готовы действовать как один большой консорциум, позвав на помощь и своих коллег с активами в Европе.
Хотим мы этого или нет, но футбольные империи − это будущее футбола. И оно уже наступило.
Текст: Роман Абрамов
Фото: Global Look Press
Еженедельник «Футбол» №7. В продаже с 25 февраля