5 мин.

МОК разрешил спортсменам зарабатывать на Играх. К чему это приведет?

Международный Олимпийский Комитет – одна из самых консервативных и забюрократизированных спортивных организаций мира. Пожалуй, сравнится с ними может только Паралимпийский Комитет, в чьих недрах родился один из самых жестоких и страшных документов в истории – критерии инвалидности, по которым спорстменов допускают к соревнованиям. Нога ампутирована чуть выше колена – вам сюда; а вот вы уже не проходите, вам в другую подгруппу.

Основой Олимпийского движения является Олимпийская хартия, программный документ МОК, своего рода устав, или регламент организации. Текущая редакция объемом 110 страниц действует с 2 августа 2015 года. Именно в ней впервые в истории Игр было впервые зафиксировано право спорстменов принимать участие в рекламных кампаниях своих спонсоров во время проведения Олимпийских Игр. Казалось бы, о чем весь сыр-бор?

В этой самой Олимпийской хартии есть статья 40 пункт 3, в старой редакции которого прямо запрещалась любая рекламная деятельность спортсменов во время проведения Олимпийских игр, если такая активность была связана не с официальными спонсорами, или партнерами Игр. Хрестоматийный случай произошел во время финала Игр в Пекине в беге на 100 метров, где Усэйн Болт установил очередной мировой рекорд. Сразу после финиша ямайский атлет снял с ног пару золотых шиповок Puma и прямо под камеру принялся их целовать. То же самое он сделал и 4 года спустя в Лондоне. Наказывать Болта не стали, хотя его действия прямо нарушали действовашие до прошлого года правила.

уб

Стоит заметить, что запрет касался не только откровенного продакт-плейсмента во время соревнований, но и рекламных кампаний брендов. Незадолго до начала Игр в Лондоне знаменитый американский пловец Майкл Фелпс подписал рекламный контракт с люксовым брендом Louis Vuitton. По просьбе менеджмента пловца в условиях этого договора было прямо указано, что французский бренд обязан прекратить использование образа Фелпса на период проведения Олимпиады (сами игры плюс пару недель до и после). Поэтому когда прямо посреди игр в сети появились снимки американца с сумкой LV, Фелпсу пришлось предоставить в МОК письменные доказательства того, что он не давал прав на публикацию фотографий в период проведения Олимпийских игр.

мф

Строгость ограничений доходила до того, что компаниям, не являющимися спонсорами Игр, запрещалось поздравлять «своих» спортсменов в твиттере, делать репосты их записей, или фотографий.

И если для спортсменов калибра Болта и Фелпса эти ограничения в общем не играли решающей роли, так как они могут рассчитывать на рекламные контракты на протяжении всей своей карьеры, то для рядовых атлетов это оборачивалось серьезными потерями. Представьте себе молодую талантливую спортсменку с определенным маркетинговым потенциалом, у которой есть неплохой шанс заявить о себе на предстоящей Олимпиаде.

У нее нет агентов, которые могли бы заниматься ее продвижением, поэтому когда к ней обращается условный adidas с предложением о контракте, она с радостью соглашается, ведь бесплатная экипировка – это хорошая экономия бюджета на подготовку к главному старту ее жизни. Однако, когла речь заходит еще и о деньгах, менеджеры немецкой компании вежливо объясняют ей, что официальный партнер Игр, например, в Сочи – компания Bosco, и использовать нашу героиню в рекламных акциях они не могут, никаких автограф-сессий, роликов на ТВ и в интернете. За что, собственно платить деньги?

Все это делалось для защиты прав партнеров МОК, которые платят огромные деньги за право ассоциироваться с главным спортивным событием планеты и справедливо требуют, чтобы их спонсорские права были эксклюзивными. Однако, спортсмены по всему миру, страдающие от того, что интересы крупнейщших мировых компаний ставятся выше их собственных, на протяжении последних 4-5 лет последовательно требовали от МОК изменений правил игры, и в прошлом году наконец добились своей цели. 

Начиная с этого Олимпийского цикла спортсмены имеют право подать в Олимпийский комитет своей страны специальную форму, в которой перечисляют свои действующие рекламные контракты и то, как их спонсоры планируют выстраивать свои кампании во время Игр в Рио. Важной оговоркой является то, что начаться такая кампания должна не позднее 27 марта 2016 года и продолжаться до момента начала Игр. Это касается как спортивных брендов, так и любых других рекламных активностей. Например, если соковое лобби захочет и летом ставить в эфир дичайшую рекламу с Еленой Исинбаевой, пытающуюся доказать, что пастеризованные восстановленные соки ничем не хуже натуральных, им стоит посоветовать своей клиентке озаботиться оформлением необходимых бумаг.

сок

Нужно признать, что для нашей страны со специфической системы подготовки спортсменов, когда атлеты получают зарплаты, надбавки от местных и региональных властей, и в общем не то чтобы зависят от спонсоров, это мало что меняет. А вот в профессиональной тусовке иностранных спортсменов, которые зачастую вынуждены подрабатывать продавцами у партнеров местных Олимпийских комитетов, эта новость вызвала неподдельное ликование. По оценкам специалистов, в Северной Америке и Европе десятки спортсменов теперь смогут получить небольшие контракты с различными спонсорами на суммы в районе $50 000.

Несмотря на масштабные изменения, произошедшие в этом вопросе за последний год, права атлетов-олимпийцев все еще ограничиваются целым рядом оговорок. Британская Олимпийская Ассоциация в свежем своде правил для спорстменов подтвердила запрет на упоминания в твиттере спортсменов компаниями, не являющимися партнерами Ассоциации. Олимпийский Комитет США начиная с прошлого года стал называть все отборочные соревнования к Играм в Рио «Официальным Олимпийским Отбором» и запретил спортсменам, как раньше, выступать в экипировке, отличной от официальной, и размещать на ней рекламу своих спонсоров. Борьба продолжается.