11 мин.

«После тяжелой травмы ты окончательно не восстановишься никогда». Про здоровье современных футболистов

Зачем через тело футболистов пропускают электрический ток. Сколько жира может быть в теле профессионального спортсмена. Зачем игрокам на тренировках GPS-маячки... Тренер по физподготовке московского «Локомотива» и одна из ведущих программы «Дублер» на «Матч ТВ» Мария Бурова развеяла мифы и слухи о том, как врачи и специалисты следят за футболистами.

Правда ли, что все игроки тренируются в отпуске

Две недели мы рекомендуем футболистам вообще ничего не делать, чтобы восстановились не только физические силы, но и центральная нервная система. У игроков основного состава вся программа индивидуализируется. Учитываются анамнез футболиста, карта травм, слабые звенья организма. Составляется программа поддержания не только общих физических компонентов, но и профилактики возможных травм. Это все контролируется главным врачом. Саму программу пишет тренер по физподготовке. Основная цель этих тренировок – мягко подготовить игрока к нагрузкам, которые он получит на первом сборе. В этот раз первый сбор у «Локомотива» был направлен на набор объемов, на продолжительную работу низкой интенсивности. Соответственно, набор упражнений у игроков начинался с банальных вещей типа тренировок пресса и отжиманий, обязательно беговая работа. Затем степень тяжести и количества повторений увеличивается. И на последних двух-трех тренировках перед сбором игрок должен уже самостоятельно выполнять тот объем работы, который ждет его в первые дни после возвращения в команду. Никакие сверхъестественные программы никто не пишет. Но есть любители в отпуске поработать побольше, им мы делаем программы на улучшение отдельных характеристик. То, где игрок проводит отпуск, – не забота врачей. Мы не можем учитывать, в каких условиях будет находиться каждый футболист. Да, иногда не все спортсмены соблюдают выданную им программу. Это остается на их совести, потому что углубленное обследование перед сборами все показывает. И возникают вопросы уже у главного тренера. 

Маринато Гилерме: «На светофоре подошли двое с пистолетами, заставили выйти из машины и угнали ее» 

Правда ли, что лишний вес можно посчитать по формуле

Раньше у нас были советские формулы, которые позволяли высчитать оптимальные весовые кондиции спортсмена. На мой взгляд, это не совсем адекватно. Вот сказали ему, что у него идеальный вес 80 кг. А у него после сборов 83. Но это не всегда лишний вес – он мог просто много работать в спортзале. И наоборот. Приехал с меньшим весом, а процент жира увеличился. Сейчас у нас есть возможности тотального изучения состава массы тела спортсмена. Мы используем биоимпедансометр. Через тело спортсмена в замкнутом контуре пропускается ток, и в зависимости от сопротивления тканей делается распечатка. По ней видно, сколько жировой массы в любой из частей тела. И начинается тотальный контроль. Для спортсмена в возрасте 25–30 лет жировая масса тела не должна быть больше 12%. Но некоторые тренеры требуют 10%, другие же допускают небольшой излишек. Чем игрок моложе, тем процент жира должен быть меньше. У молодого футболиста дубля этот показатель не должен превышать 8-10%. Но помимо этого, мы отслеживаем состояние игроков на протяжении сезона и можем сделать выводы о том, какое соотношение мышц и жира у него было в период оптимальных кондиций. Это тоже учитывается. 

Правда ли, что футболист «тяжелеет» после занятий в спортзале

Распространенное заблуждение: футболист станет медленным, если будет много времени проводить в тренажерном зале. Это не так. Все дело в методах работы. Все игроки топ-уровня проводят в спортзале огромное количество времени, и с возрастом оно должно только увеличиваться. Но должны быть соответствующие упражнения. Про Дмитрия Сычева все говорили, что после травмы он из-за занятий в качалке потерял скорость. Но мы проводили тесты, и его результат был немного хуже, чем в идеальные годы. Но это из-за возраста и простоя. Никакого значительного ухудшения не было. Спортсмен не может быть взрывным без работы с максимальными весами. На первых нескольких метрах в спринте самые быстрые люди – штангисты. Футболист и спортивный зал – это идеальное сочетание.

Правда ли, что участие в еврокубках усложняет зимнюю подготовку

Участие в еврокубках учитывается при составлении программ подготовки. Период сборов сокращается, и тренерский штаб ищет оптимальную программу. Все приходится делать немного быстрее. Но в России даже с учетом еврокубков столько времени на подготовку получается, что нельзя говорить о его нехватке. В Европе зимнего перерыва нет, они привыкли играть через каждые два дня. И нормально. У нас же больше двух месяцев для подготовки спортсменов – это сказочные условия.

Правда ли, что в России можно проводить сборы зимой

У нас нет хороших полей. Чем старше игрок, тем больше у него хронических проблем, которые вылезают на некачественных покрытиях. Зимой у нас все поля замерзшие, тренировочных баз нет – это главная проблема. И проводить тренировку на улице при температуре минус 15–20 невозможно. А крытые манежи можно пересчитать по пальцам. 

Правда ли, что возраст влияет на количество травм

Генетика сильно влияет на продолжительность карьеры. У Романа Широкова феноменальные особенности опорно-двигательного аппарата. Это врожденное. Но то, как он за собой следит, не менее важно. По статистике ФИФА, количество мышечных травм относительно возраста не меняется. С годами мышечная ткань не повреждается чаще. Единственное исключение – икроножная мышца. Но за карьеру у игроков постоянно случаются какие-то повреждения. А там, где уже была травма, формируются рубцы. Деформация тканей, которая может привести к рецидивам. После любой травмы, особенно если было оперативное вмешательство, необходимо более тщательно за собой следить. После тяжелой травмы ты окончательно не восстановишься никогда. И на каждой тренировке ты должен помнить об этом и уделять дополнительное время специальным упражнениям. Не возраст проблема, а количество травм. И годы не мешают, если есть режим. Он – главная профилактика.

Правда ли, что современные тренировки невозможны без специальной техники

Существуют системы GPS-трекинга. Они через спутник выводят на экран показатели ЧСС и перемещения спортсмена. Мы видим количество рывков, которые футболист сделал за тренировку. Сколько километров пробежал. На каких скоростях была его основная работа. Определяем, вперед или назад он преимущественно перемещался. Это очень важно, особенно для сравнения некоторых упражнений, которые даются из недели в неделю. Например, если видно, что игрок не ленится и выполняет все с большим желанием, а показатели падают – это уже причина подключить врача и углубленно изучить его состояние.

Цифры необходимы для составления тренировочных программ. Вот пример. Мы с помощью GPS определяем вектор перемещений каждого игрока на поле, в зависимости от его позиции. На основе этого мы не просто предлагаем ему сдать 30 метров, а даем индивидуальный тест. Здесь же применяется видеоанализ: происходит съемка, и программа выдает всю биомеханику игрока. Вектор направления его конечностей, градус между костями. Время прохождения упражнения с мячом и без него на конкретных участках, время контакта с поверхностью, простой и сложной реакции. И все это позволяет сделать выводы о прогрессе или регрессе спортсмена.

Помимо этого, есть система, в которой совмещены простейший динамометр и акселерометр, – она позволяет определить мощность спортсмена. В онлайн-режиме на компьютер выводится кривая. Видно, когда увеличивается скорость, когда падает. На глаз отследить такое четко невозможно. На основе этого мы можем сказать игроку, какой вес и какое количество повторений конкретного упражнения ему нужно сделать для увеличения мощности. Но нельзя думать, что эти цифры можно дать любому человеку и он все поймет. Там масса параметров, которые надо уметь анализировать. 

Комнатная среда. На каком тренажере прокачали талант Левандовски, Гетце и Ройс 

Правда ли, что нет разницы, какого спортсмена восстанавливать от травмы

Тренер-реабилитолог – общая для всех видов спорта профессия. У нас сейчас восстанавливается после разрыва крестообразной связки прима театра Станиславского и Немировича-Данченко. И нет какой-то проблемы в работе с ней или условным теннисистом или хоккеистом. Главное – локализация травмы.

Любая травма может быть непредсказуемой, если ее недооценить или не провести верную диагностику. Во многих случаях надо проводить несколько тестов для оценки повреждения. Иногда организм решает, что не может он восстановиться после какой-то травмы. Масса таких случаев, когда люди приходили и признавались, что все началось с простейшей гематомы, но уже 2,5 года вернуться в свой вид спорта не получается. Хотя у меня есть пациент, у которого было огромное количество операций на плече, но он благополучно восстановился и выступает на топ-уровне. 

Правда ли, что психология влияет на здоровье

Один игрок может и без ноги рваться на поле. Травма для него – ерунда. А другой спортсмен при любом чихе просит две недели, хотя врачи заверяют, что все в порядке. Психология в таких ситуациях выходит на первый план. Хотя, конечно, сейчас есть возможность тотального контроля за состоянием спортсменов, и многое мы предотвращаем. 

Правда ли, что на медосмотре можно определить возраст игрока

Настоящий возраст любого игрока легко определить – существует масса методик. Например, рентген кисти руки. При осмотре новичка основное внимание уделяется общему функционированию систем игрока, поиск патологий, изучение анамнеза. Иногда спортсмены умалчивают о прошлых травмах – их тоже надо найти и сделать выводы о будущем футболиста в клубе. Если между командами хорошие отношения, медицинские службы могут передать карту травм футболиста. 

Правда ли, что тренировки помогают отвлекаться от травм

Лечиться от травмы всегда очень тяжело морально. Требуется вера в себя, в своего тренера, поддержка родных. И тренировки помогают это преодолеть. Когда весь день загружен, нет времени думать о том, что будет дальше. Иногда приходится хитрить и придумывать спортсменам игры и задания даже после тренировок. Например, съездить в магазин, купить какое-нибудь оборудование и вернуться с ним назад. Просто чтобы у него не было свободного времени.

Краш-тест. Как восстанавливались игроки после ужасных травм

Правда ли, что любому игроку нужен персональный тренер

Современный спорт требует наличия у спортсмена персонального тренера. В клубе тренер по физподготовке не успевает оценить особенности всех игроков. У него огромная загрузка. Он мыслит глобально. Поэтому во всех элитных клубах есть индивидуальные тренеры. В Европе их называют физиотерапевтами. Если ты работаешь на грани своих возможностей, у тебя должен быть человек, который за тобой следит. Правда ли, что в России почти негде восстанавливаться от травм

У нас в стране очень мало реабилитационных центров. Мест, где спортсмены могут восстанавливаться от травм. Но из-за экономической ситуации у клубов все меньше возможностей отправлять игроков в Европу. При этом у крупных реабилитационных центров есть финансирование и аппаратура высшего уровня. Но нет людей, способных с ней работать. Деньги вкладываются в картинку, а не в мозги. Отправьте человека сначала научиться работать на оборудовании, а потом привозите эту технику! Я перед каждой новой покупкой оборудования еду в Европу и учусь работать с аппаратом. Иначе спортсмену можно только навредить. У «Локомотива» уникальный реабилитационный центр: у нас есть оборудование, есть поля и специалисты. 

Правда ли, что лечение обычного человека и спортсмена сильно отличается

Реабилитация после травмы у обычного человека и спортсмена начинает различаться изначально. Спортсмен ограничен во времени, и он сразу начинает что-то делать через боль – ему это нужно. Обычному человеку не объяснишь, почему он должен что-то делать, если ему больно. Из-за недостатка мобильности потом возникают разные осложнения. Спортсмену говоришь, и он делает. И с каждым новым днем векторы расходятся. У обычного человека время восстановления после разрыва связок колена примерно 4,5 месяца. После этого он уже может даже за автобусом пробежаться. У спортсменов срок реабилитации увеличивается от 5 до 7 месяцев. Но при этом обычный человек заняться спортом (например, встать на лыжи) сможет только через 8 месяцев после травмы. Профессионал же возвращается к деятельности уже полностью здоровым.

Правда ли, что игроки не должны лечиться самостоятельно

Игроки при любом недомогании должны обращаться к клубным врачам. А те должны все контролировать. Именно они несут ответственность за все лекарства, которые принимают футболисты. Врачи доступны 24 часа в сутки. 

Александр Ярдошвили: «В «Спартаке» работает китайский врач, в ЦСКА его заменяет аппарат» 

Правда ли, что современные игроки интересуются собственным здоровьем

Футболисты постоянно обсуждают разные тренировки. Находят в интернете различные видео и программы, делятся между собой. Видят тренировки Роналду, а потом подходят к тренеру и задают по ней вопросы. Сейчас спортсмены учатся думать о своем здоровье. Я всегда говорю игроку, что мы будем делать на тренировке. Раньше многие отмахивались: «Ты тренер, ты говори, что делать. Мне это не нужно». Но представление о нагрузке должно быть. Сейчас они это понимают. А еще есть абсолютные фанатики, которые очень дотошно узнают все, что им предстоит делать. Таким был Сапатер. Он вплоть до биохимии меня пытал, узнавая состояние мышечных волокон при конкретном режиме работы. Приходилось объяснять человеку, что это ему точно не нужно. Но таких мало. При этом у него было огромное количество травм, и, думаю, именно это сделало его таким дотошным.

Текст: Павел Пучков 

Фото: ФК «Зенит», Imago

Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!                                                     

App Store:https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8

Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru

Аппстор
googleplay 90 минут