Вторая жизнь. Илья Казаков - о том, чем занимаются футболисты после завершения карьеры
Помню, как несколько лет назад воодушевился увиденным на первом Кубке легенд. Турнир для звездных ветеранов со всей Европы – игроков старше 35 лет – проводился еще в «Мегаспорте» на Ходынке с заполненными трибунами. Начал спрашивать у своих футбольных знакомых – тех, кому было меньше полтинника: «Вот лично тебе было бы интересно снова сыграть в чемпионате страны или всего постсоветского пространства?»
***
Глаза у людей, как правило, загорались. Не только и даже не столько от перспективы опять выйти на поле (в данном случае уже на площадку) против тех, кто… и с теми, кто… А в надежде вновь оказаться нужными и любимыми. Странное дело, сколько среди них не нашедших себя в новой постигроцкой жизни и не желающих заниматься на постоянной основе чем-то иным, нефутбольным. И ладно бы с деньгами у всех был порядок – если бы… Однажды при мне звезда предпоследнего союзного чемпионата расспрашивал звезду 80-х, рефреном проходил один и тот же вопрос: «Да неужели у тебя ничего в банке не лежит?» Расспрашивал и все никак не мог поверить горькой правде отвечавшего.
Футбольный путеводитель по городам мира
Мне казалось тогда, что такой турнир будет востребован. Не только у зрителей с журналистами, но и у телевидения. Жесткий временной формат, удобное время для телевизионной сетки, отсутствие сложностей с покупкой телевизионных прав, россыпь узнаваемых и готовых для общения лиц – по нынешним временам просто клад, лежащий под ногами. Нагибайся и бери – чего еще надо? Спрашивал об этом у коллег, даже у руководства – и все упиралось в отсутствие четкой системы.
Нужны были организаторы, способные в том числе ответить и за срыв мероприятия. Нужен был жесткий календарь. Нужны были средства: на аренду спортсооружений, на экипировку, на приезд и проживание участников, на какие-то премиальные, наверное. Хотя вряд ли это вылилось бы в мало-мальски существенную для того сытого нефтяного времени сумму. Все матчи тура можно было бы играть в одном городе, в одном Дворце спорта – как это происходит на Кубке легенд. И наверняка власть или деньги имущие граждане из любви к футболу могли бы решить вопрос с проживанием команд – если даже не в отеле, то в каком-нибудь умеренно комфортном и пустующем пансионате или санатории.
Но не сложилось. Даже не то что не сложилось – не начало складываться. Я по-прежнему уверен, что интерес к Кубку легенд упал только по той причине, что наши звезды прошлых лет играют под флагом одной команды против звезд иностранных, да и зачастую не очень-то и звезд – для нашего зрителя. И никто меня не переубедит, что матч «Спартака» с «Зенитом» или ЦСКА не собрал бы несколько тысяч человек на трибунах, не говоря уже о мощной аудитории у телевизоров.
***
А они ведь все равно где-то и как-то играют. Ветераны, вышедшие на пенсию в самом расцвете сил – если мерить общими, а не футбольными критериями. Колесят по стране, играя в футбол с местными коллективами физкультуры или командами мэрий, украшая собой очередной День города или чей-то профессиональный праздник. До недавнего времени, как правило, – День нефтяников или газовиков, иногда – День милиции. Изредка приезжают в чьи-то раздолья, если важный человек любит футбол и общается с кем-то, кто раньше был его кумиром на поле. Обычно все проходит красиво: сам футбол, баня, банкет, отъезд. Очень редко кому-то из звезд недавнего прошлого становится тошно (фигурально, конечно) и он начинает рубить правду-матку прямо за столом: «Вот вы!..» Но такие случаи крайне редки, потому что организаторы тщательно подходят к подбору игроков. Чтобы потом не пришлось краснеть и извиняться.
Иногда те, кто еще не наигрался, придумывают что-то особенное. Аленичев проводит предновогодний турнир прямо у себя на участке. Кто-то отправляется поиграть на Рублевку, кто-то – из везунчиков – в компанию вельмож, действительно любящих футбол. Не знаю, правда, играют ли серьезные столичные чиновники в футбол сегодня, как это было во времена Лужкова. Тогда стороннему человеку попасть к ним в команду было крайне затруднительно, но настойчивые умы все же находили такую возможность.
Снимок с экрана. Илья Казаков – о Кристиане Карамбе
Есть две истории, с каждым годом становящиеся все больше похожими на легенды. Одна – про известного тренера, узнавшего об игре в футбол Лужкова и лужковцев в «Лужниках» и тотчас же поменявшего место утренних пробежек. С каждым новым днем его маршрут претерпевал все новые изменения, пока он просто не начал бегать вокруг поля, на котором играли лучшие люди мэрии, и, представляете, ему повезло оказаться замеченным.
Другая – о будущем руководителе клуба, приходившем по субботам в футбольной форме к этому самому полю и стоявшем там в надежде сыграть. Все равно что мальчик, опоздавший к началу дворового матча и оказавшийся лишним. Его гоняла охрана, он отходил на несколько метров и снова начинал ждать. Над ним смеялись, а потом человеку повезло: кто-то получил травму и ему крикнули: «Эй, ты, заходи!» Так началась интересная и сравнительно удачная карьера. Но такие поцелуи судьбы все же редкость. Лужков уехал разводить пчел в Австрию, и теперь только в воспоминаниях можно услышать фразы вроде таких: - Угадай, из-под кого Юрий Михалыч сегодня три забил! - Ха! А кому?
***
Я смотрю на ребят, оказавшихся на телевидении в роли комментаторов-экспертов, и думаю: совпадение это или нет, но столько из них в недавних интервью сказали, что не знают, завершили они карьеру или нет. Евгений Алдонин, Игорь Семшов, Дмитрий Булыкин – это только если навскидку. С Александром Ширко и Русланом Нигматуллиным в этом смысле проще – они со своей судьбой определились.
Смотрю и думаю: станет ли это для них профессией? Появится ли в России хоть один бывший футболист, поигравший на серьезном уровне, который станет настоящим телевизионным гуру? Пусть даже не как Гари Линекер или Оливер Кан. Те, кто котируется в эталонной по всем футбольным раскладам Англии чуть ниже, – как Тьерри Анри, Джейми Каррагер или до недавнего времени Гари Невилл, – подняли эту планку в профессии так высоко, что попробуй до них дотянись.
Может, потому, что это стало для них профессией. Они не отпрашиваются, если жена попросила свозить ее на море. Не занимаются иными проектами, кроме собственных бизнес-интересов, не афишируемых публично. Они просто живут этим.
Мышиный король. Что происходит в «Валенсии», где теперь играет Денис Черышев
Очень интересно, конечно, когда и как наши бывшие игроки научатся находить себя после футбола.
Текст: Илья Казаков
Фото: Сергей Дроняев
Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!
App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru