2 мин.

Фильм недели. Substitute

Сюжет. 32-летний полузащитник сборной Франции Викаш Дорасоо едет на чемпионат мира в Германию с надеждой, что Раймон Доменек рассчитывает на него. Приятель Дорасоо, режиссер Фред Пуле, дает Викашу ручную камеру и просит его вести видеодневник – проще говоря, снимать все, что попадется в объектив. При этом игроки сборной Франции отказываются появляться в кадре, а съемки в раздевалке запрещены ФИФА. Дорасоо, разочарованный неверием тренера (за весь турнир Доменек дал сыграть ему 8 минут в двух матчах), но не оставляющий камеру, принимается документировать собственное отчаяние – пустые гостиничные коридоры, автомобильные парковки, расписания с распорядком дня. В конце концов и чемпионат мира, и карьера Дорасоо в сборной, и собственно фильм заканчиваются совсем не так, как предполагалось.

Резюме. Удивительно, но если бы судьба Дорасоо на ЧМ-2006 сложилась чуть более удачно, то никакого фильма бы не было. Эту последовательность кадров и так довольно сложно назвать фильмом, но у них, безусловно, есть магистральная тема – разочарование. Дорасоо понимает, что его лишают возможности сыграть на чемпионате мира, прощается со своей мечтой и заодно укоряет современный футбол в жестокосердии. Этот в общем-то ничем не выдающийся с визуальной и абсурдный с футбольной точки зрения фильм примечателен тем, что стал продуктом классической сублимации, порывом самовыражения, вызванного отчаянием. Получается, футболисты тоже могут быть творческими людьми – просто мало кто пробует.

Детали. 1) Раймон Доменек и Федерация французского футбола дико разозлились на Дорасоо и пытались помешать выходу фильма в прокат.

2) У Пуле и Дорасоо не хватило денег, чтобы использовать кадры игр с чемпионата мира с участием Викаша.

3) На одном из кадров видно, что на ЧМ-2006 Дорасоо взял с собой книги Джонатана Коу и Штефана Цвейга.

Кадр. Когда Дорасоо не знал, что снимать, то всегда снимал свое несфокусированное отражение в зеркале.

Substitute

Франция, 2006