15 мин.

Сезон 1880/81

«Родина Футбола» вспоминает первый сезон самого интересного десятилетия футбольной истории XIX века.

Кубок

В начале 1860-х британское правительство всерьез обеспокоилось тем, что Итонский колледж, одно из ведущих учебных заведений империи, стали все чаще критиковать за низкий уровень образования, руководства и условий проживания учащихся. Чтобы разобраться, решили назначить королевскую комиссию, которая взялась проверить не только Итон, но и остальные восемь известных школ. Инспекция лорда Кларендона работала три года и по итогу представила огромный отчет с перечнем рекомендаций. Чартерхаусу, самому младшему из обследуемых, в первую очередь советовали оставить свой старинный картезианский монастырь, настигнутый лондонской урбанизацией, и перебраться в другое место. Пожелание было выполнено в 1872 году, когда директор Хэйг Браун перевез школу парой-тройкой десятков миль южнее, в Годалминг. Это событие навсегда изменило ее футбольную историю.

О том, какой эта история была раньше, однажды рассказывалось. После переезда многое стало по-другому. Главным местом действия теперь был новый Грин: Большое поле и еще четыре поблизости. Старшеклассники сами следили и ухаживали за ними. Они же создавали внутришкольные клубы, которые имели свои цвета и даже гимны. Почти ежедневно там устраивались разные локальные матчи и возникшие уже в Годалминге такие интересные штуки как ранабаут, пантабаут и кикабаут.

В первый из них толпа мальчишек обычно играла после утренних уроков: вся суть была в том, что кто-то один водился с мячом, пока его не отбирал другой, потом третий и до бесконечности. Так у ребят развивались навыки дриблинга, чувство мяча и «двуногость». С пантабаутом было проще: кто выше, дальше и сильнее бил, тот и крут. Эти умения очень ценились среди защитников того времени. Кикабаутом в основном увлекались форварды сборной школы: брали несколько мячей, собирались у ворот и проверяли голкипера.

В Чартерхаусе встречи между корпусами школы какое-то время были под запретом. Руководство предпочитало не давать ребятам лишний повод повраждовать. Но в 1878 году молодежь все-таки получила замечательную возможность показать свои таланты и с тех пор регулярно билась за переходящий кубок на Большом поле (на нижнем снимке 1882 год). То было известно своей нестандартностью (120 на 60 ярдов) и, как рассказывал Эндрю Эймос, в 1880-е учившийся в Чартерхаусе, своей будущей футбольной славе школа во многом обязана именно «полю и попыткам к нему приспособиться. Строго говоря, травы на нем нет, оно довольно ровное, твердое и голое как дорога. Нападающим следовало исключительно обращаться с мячом, а защитникам выбивать его четко и быстро, поскольку поле являлось таким узким, что без аккуратности было никак». Под конец 1870-х смесь всех описанных выше элементов привела к возникновению первого поколения выдающихся чартерхаусских футболистов.

Как и другие публичные школы, в Кубке Англии одаренная сборная Чартерхауса не участвовала, хотя в теории могла бы (на роль исключения годится разве что команда частной школы Форест 1875-78 годов). Куда удобнее это было уже зреющим или созревшим джентльменам, которые давно или недавно учились в одном из этих престижных заведений и продолжали собираться и играть. Далеко не все команды old public school boys пробовали себя в главном английском турнире, предпочитая обычные «товары», но кое у кого получалось очень неплохо («Олд Итонианс»-1875-76-79, «Олд Харровианс»-1878).

Разные коллективы бывших учеников Чартерхауса с 1860-х ежегодно приезжали в альма-матер на матч против сборной школы, однако создание собственного клуба надумали только в 1876-м. Первое время «Олд Картезианс» не шибко выделялись: «Итоги прошедшего года можно признать более чем удовлетворительными […], но если мы хотим сохранить свою репутацию, нужно стараться играть постоянно», – говорилось в отчете сезона 1879/80, в ходе которого ОКс дебютировали в Кубке Англии и вылетели от «Уондерерс» во втором раунде. Перед следующей кампанией клуб решил сменить цвета (на вот такие) и собрался опять попробовать.

Новая система розыгрыша Кубка хорошо показала себя в прошлый раз. Не подвела и в нынешний – перед сезоном 1880/81 посостязаться заявилось 62 команды. Как уже объяснялось, теперь клубы разбивались на региональные группы/дивизионы, внутри которых раунд за раундом жеребились и играли на выбывание, пока не определялся лучший. Затем сильнейшие этих групп/дивизионов продолжали дальше между собой до победного конца.

«Олд Картезианс» попали в не самый сложный дивизион. Первая и вторая стадия были пройдены влегкую – «Саффрон Уолден» (7:0) и «Дредноут» (5:1). Особенно в этих матчах постарался капитан команды Эдвард Пэрри, забивший 6 мячей. Обычно он играл на месте левого инсайда, славился дриблингом, скоростью и полезностью на фланге, хотя иногда уступал в единоборствах из-за недостатка массы. Пэрри тогда было всего 25, но за спиной у него имелся целый мешок опыта. Его не назовешь футбольным продуктом нового Чартерхауса, потому как он учился еще в старом, где и начинал играть. В Годалминге Эдвард провел два года, затем поступил в Оксфорд, в составе сборной которого и познакомился с Кубком Англии. За шесть сезонов в турнире Пэрри забил более 10 мячей, побывал в двух полуфиналах (1875, 1876) и капитанил в финале 1877 года.

Его товарищи по нападению, Эдвард Уиньярд и Льюис Ричардс, такими бэкгрундами похвастаться не могли. Им было по 19. Самые что ни на есть «дети Годалминга». Первый оставил Чартерхаус несколько лет назад, а второй так вообще недавно. Уиньярд был крепким парнем, играл центрфорварда, отлично обращался с мячом и боролся впереди, регулярно нервируя защитников. Ричардс же свою пользу доказывал на позиции правого инсайда, считался прекрасным дриблером и всегда смело атаковал. В первых двух раундах он отметился трижды, а вот Уиньярд счет своим голам открыл уже в четвертом, 19 февраля 1881 года.

То был последний матч третьего столичного дивизиона, который прошел на поле Грейт Лайнс, в Чатеме. Для ОКс поединок с «Ройал Инжиниерс» стал первой реальной проверкой. «Саперам» на руку было преимущество своего поля (на котором они в Кубке Англии никогда не проигрывали), а также тот факт, что из-за скверной зимы «Олд Картезианс» вообще не играли два месяца. Однако команда Эдварда Пэрри справилась со всеми неприятностями, а сам капитан в той встрече забил второй гол – 2:0.

«Картезианс» впервые так далеко забрались и по этому случаю получили соперника еще серьезней – действующих обладателей Кубка «Клэпэм Роверс». Лучший английский клуб прошлого сезона не только сохранил костяк команды, но и украсил его двумя выдающимися форвардами победных составов «Уондерерс» 1870-х – Чарльзом Уолластоном и Генри Уэйсом. Правда, вот по турнирной сетке «Клэпэм» шел совсем не той уверенной претендентской походкой, а скорее нетрезвой чемпионской. В первом раунде «Роверс» чуть не побили рекорд Кубка, наколотив в ворота «Финчли» 15 голов. Второй пропустили. В третьем едва не лишились звания, вовремя напрягшись после перерыва в матче со «Свифтс» (2:1). А в четвертом, против «Аптон Парка», умудрились посеять фору в четыре мяча, но победу все же не отдали – 5:4. Словом, 19 марта ОКс имели неплохие шансы.

Впрочем, по стартовым минутам такого сказать было нельзя. «Клэпэм» в первой половине играл по ветру и солнцу и сразу прижал противника. В итоге все закончилось угловым Винсента Уэстона, неразберихой у ворот и голом Клоптона Ллойд-Джонса. Главными виновниками можно было назвать малость запаниковавших защитников «Картезианс» – 19-летнего Эллиота Колвина и 17-летнего Уолтера Норриса. Тем не менее, больше в том матче они команду не подводили, подтвердив свои завидные футбольные характеристики: быстрый, рассудительный, внимателен к опекаемому сопернику (это про будущего сэра Колвина); превосходный, хладнокровный защитник с могучим ударом (а это про будущего пивовара Норриса).

К перерыву ОКс выровняли игру и организовали несколько моментов, которые вечно портил завершающий удар. Вторые 45 минут уже прошли под их полным контролем. «Картезианс» больше перемещались, свежее смотрелись и не переставали играть в пас. Логично, что это превосходство привело к голу на исходе часа: Уильям Пэйдж (на снимке справа) распечатал Реджа Беркетта. Но основное время все-таки закончилось вничью. Для «Роверс» овертайм стал дополнительной мукой. Их оппоненты доминировали и тогда, в каждой из 15-минуток забив по мячу – Пэрри и Пэйдж. Запаса прочности у держателей титула оказалось маловато.

Тот розыгрыш, помимо прочего, запомнился свежими тактическими решениями. Когда большинство южан, в том числе и ОКс, выходило на поле с привычной расстановкой 2-2-6, некоторые мидлендские и северные клубы стали пробовать 1-3-6 и в будущем эпохальную 2-3-5. Как раз вторую из них успешнее других удалось применить небезызвестному ланкаширскому «Дарвену».

Не забылась еще их славная битва двухгодичной давности против «Олд Итонианс». С той поры команду покинули и Ферги Сутер, и Джимми Лав, и другие герои тех событий. Все ведущие роли теперь занимали местные парни. Прежде всего, молодые сборники – защитник и капитан Том Бриндл, правый форвард Томми Маршалл и его 17-летний товарищ по флангу Тот Рострон. Состав поменялся почти наполовину, но пошло это исключительно на пользу. Из смелого андердога «Дарвен» превратился в один из лучших северных коллективов. В прошлом сезоне они выиграли первый Кубок Ланкашира, а в этом, как считали многие, имели хорошую возможность взять и Кубок Англии. Манера, в которой дарвенцы дошли до полуфинала, это только подтверждала. Их атака уничтожала любого – «Бригг» (8:0), «Шеффилд» (5:1), «Уэнсдэй» (5:2), «Ромфорд» (15:0).

Именно с этим клубом и предстояло встретиться «Олд Картезианс». Избежать этого и сразу пройти в финал они могли лишь за счет главной причуды сетки соревнований (три полуфиналиста), но в этот раз жеребьевка благоволила «Олд Итонианс», позапрошлогодним чемпионам.

Их полуфинальный матч должен был состояться 26 марта на лондонском Кеннингтон Овале. Погода тогда выдалась не очень, зато поле радовало глаз. В назначенное время команды вроде бы как приготовились, пора было вводить мяч в игру, но та все не начиналась. Футболисты и болельщики «Дарвена» уже было принялись подгонять соперников выкриками «Время! Время!» А те ждали только одного – когда прибудет Джеймс Принсеп, который появился, доедая свой здоровый сэндвич.

Этот 19-летний полузащитник был ключевым игроком «Картезианс», и ради него стоило потратить минуту-другую. Принсеп считался одним из лучших исполнителей в стране. Он сочетал в себе физическую мощь и искусную работу с мячом, который мог направить куда пожелает, здорово взаимодействовал со своими форвардами и очень редко ошибался. Джеймс (слева) еще в 17 играл в финале Кубка за «Клэпэм Роверс», а через неделю после него дебютировал за сборную Англии (эти рекорды держались до XXI века). Примерно в 15:40 с перекусом было покончено.

Главным судьей изначально был Уильям Пирс Дикс из Шеффилда, но что-то сорвалось, поэтому его место занял президент ФА майор Фрэнсис Мэриндин. Мало того, что он был южанин, так ведь именно Мэриндин два года назад капитанил в «Олд Итонианс» и после шикарного «дарвенского» камбэка с 1:5 отказался от дополнительного времени (правила пока позволяли), вероятно, опасаясь поражения. Ланкаширцы естественно были против его кандидатуры и, как выяснилось в дальнейшем, не зря.

Первый «звонок» раздался еще до игры, когда Мэриндин зашел в раздевалку ОКс, чтобы предупредить о том, что их оппоненты собираются играть в бутсах с металлическими шипами, правилами запрещенными. То есть имелась возможность отказаться от встречи, а дальше по ситуации. Впрочем, «Картезианс» возражать не стали, поскольку «другие бутсы искать было не время, но потом, судя по нашим ногам, сообщение рефери оказалось обоснованным». Другие поводы заподозрить президента в некой предвзятости появились уже по ходу матча.

С самого начала «Дарвен» совершенно не был похож на ту убийственную команду. То ли сказались не до конца залеченные травмы некоторых игроков (равноценные замены в резерве отсутствовали), то ли как-то повлияло хорошее поле Овала (в предыдущих раундах приходилось бегать по не лучшим экземплярам). Но в первой половине «Олд Картезианс» делали что хотели. Несколько раз только чудо уберегало ворота Леви Браутона от гола.

В этом прискорбном положении северяне проводят всего пару атак. И вдруг перед самым перерывом Томми Маршалл головой пробивает Леонарда Джиллета, а болельщики команды разом выпускают в небо почтовых голубей, чтобы те донесли добрые вести до дома. После возобновления «Дарвен» не успокаивается, и штрафной Тома Бриндла едва не приводит ко второму мячу. Однако проходит несколько минут и это неожиданное ланкаширское вдохновение перебивает Мэриндин. Когда Уолтер Ханселл, правый крайний ОКс, сравнивает, дарвенцы уверяют, что мяч прошел выше – безрезультатно. Когда левый крайний Александер Тод забивает второй, дарвенцы твердят об офсайде – аналогично.

В оставшееся время спорить им было уже не о чем. Сперва Браутон растерялся перед мячом, выпущенным из аута крепкой рукой Джозефа Винтсента, чуть его коснулся и пропустил третий. А потом Эдвард Уиньярд завершил комбинацию и весь матч еще одним голом – 4:1. Как и в 1879-м, «Дарвену» в пору было сетовать на несправедливость.

Интересно, что последние два противника «Олд Картезианс» заработали свою репутацию в течение трех минувших лет. То же самое можно было сказать и об «Олд Итонианс», их соперниках по финалу. Именно успешный сезон 1878/79 позволил тем войти в число сильнейших команд Британии. Правда, после той победы в составе «итонцев» все чаще стали появляться новые и молодые имена. Из тех, кто остался, на решающий матч с ОКс вышли только нападающие Харри Гудхарт, Джон Шевалье, Герберт Уитфелд и капитан-полузащитник Артур Киннэйрд. При этом за весь розыгрыш «Олд Итонианс» не встретили каких-то невыносимых трудностей, забив 21 мяч и пропустив всего один. К их несчастью, все те не встреченные трудности объявились ветреным днем 9 апреля 1881 года. В финальном поединке на Кеннингтон Овале, собравшем более четырех тысяч зрителей.

Сценарий той игры в чем-то напоминал два предыдущих сценария, написанных «Олд Картезианс», когда они почти все время доминировали в своей атакующе-комбинационной манере, а оппонент по возможности сопротивлялся.

С самого начала матча ОКс занялись поиском путей к чужим воротам и с каждой новой атакой подбирались все ближе. «Итонианс» первое время справлялись, потом немного везло, но на 25-й минуте Уиньярд, наконец, реализовал опасный аут в исполнении Принсепа. Тогда, как известно, ауты вбрасывали одной рукой, так что оружие это было опасное.

Первый успех не притормозил вечно бодрое нападение «Картезианс», которое придумало еще два мяча, незасчитанных из-за офсайда. ОИ на это ответили только опасными ударами Андерсона и Киннэйрда, а затем снова посвятили себя обороне. Та смогла продержаться довольно долго и провалилась лишь на 75-й минуте. Принсеп выиграл борьбу в центре, прошел вперед, отдал Пэйджу, тот обыгрался с Пэрри, пробил по воротам, Роулинсон парировал, отскок в сторону капитана – и 2:0. Еще через пять минут все стало предельно ясно, когда мяч после удара Ричардса залетел в ворота от груди Тода – 3:0.

Всякие попытки «итонцев» что-то отыграть ОКс уверенно пресекли. Равной борьбы в этом матче так и не вышло. Потому в шестом часу вечера можно было официально объявить, что «Олд Картезианс» стали победителями десятого розыгрыша Кубка Англии – и по сей день они остаются самой молодой командой среди всех его обладателей.

12 мая, когда уже благополучно состоялось торжественное вручение трофея, Эдвард Пэрри доверил его своему брату и отправил в родную школу, заодно написав супруге директора письмо с просьбой на ближайший год выставить кубок в Чартерхаусе. Госпожа Браун лично присутствовала на финале, а сам доктор Хэйг Браун после каждого раунда вывешивал результаты матчей на доске объявлений. В школе не забывали про свою команду, а команда после триумфа не забыла про свою школу.

Финал

Олд Картезианс – Олд Итонианс 3:0

Голы: Эдвард Уиньярд, 25, Эдвард Пэрри, 75, Александер Тод, 80

Олд Картезианс: Леонард Джиллет – Эллиот Колвин, Уолтер Норрис – Джеймс Принсеп, Джозеф Винтсент – Уолтер Ханселл, Льюис Ричардс, Уильям Пэйдж, Эдвард Уиньярд, Эдвард Пэрри, Александер Тод.

Сборная

26 февраля 1881 года сборная Англии впервые провела домашний матч за пределами Лондона. Игра с Уэльсом состоялась на блэкбернском Александра Мидоуз. Как и в прошлом сезоне, против валлийцев комитет «трех львов» выставил «северный» состав. Газеты отмечали никудышную погоду, снег и грязь, которые интересности матчу не добавили. Единственный гол был забит на 54-й минуте: нападающий Джеки Вон вовремя поборолся с голкипером англичан Джоном Хотри, который собирался вбросить мяч в поле, и легко открыл счет. Сборная Уэльса удержала победу, которая стала первой в ее пятилетней истории.

Через две недели, уже на беспроблемном поле Кеннингтон Овала, на матч с Шотландией в старте сборной Англии вышли преимущественно южане. Впрочем, разницы, кем играть против скоттов не было. Те в который раз преподали соседям урок мастерского футбола – 6:1.

Калейдоскоп

В сезоне 1880/81 один из лучших правых форвардов своего времени Чарльз Уолластон провел последние матчи в Кубке Англии. За десять сезонов в турнире Уолластон пять раз становился его победителем в составе «Уондерерс» (1872, 1873, 1876, 1877, 1878), что на тот момент было рекордом соревнований.

3 августа 1880 года в австралийском городке Парраматта по инициативе англичанина-эмигранта Джона Уолтера Флетчера был основан первый в Австралии футбольный клуб – «Уондерерс».

5 февраля 1881 года стартовал первый Кубок Ирландии. Всего в нем приняло участие семь команд. В финальном матче в Белфасте 9 апреля «Мойола Парк» из деревни Каслдоусон обыграл местный «Клифтонвилл» со счетом 1:0.

25 февраля на ежегодном собрании Футбольной Ассоциации ее комитет принял новые поправки в правила игры. Теперь в них появилось упоминание щитков и рефери, который должен был решать разногласия между двумя полевыми судьями, вести запись событий матча и следить за временем, а также при случае удалять игроков с поля.

12 марта защитник «Куинз Парка» Энди Уотсон не только дебютировал за сборную Шотландии, но и был назначен ее капитаном в игре с англичанами. Тем самым он стал первым темнокожим футболистом в истории международного футбола.

26 марта «Друидс» второй раз подряд завоевали Кубок Уэльса, в финале одолев «Ньютаун Уайт Стар» со счетом 2:0. Оба мяча забил все тот же целеустремленный Джеки Вон.

9 апреля на Киннинг Парк, в пригороде Глазго, «Куинз Парк» переиграл «Дамбартон» 3:1 и взял свой пятый Кубок Шотландии. Мог взять еще 26 марта, когда вел 2:1, если бы на поле не прорвалась часть 15-тысячной толпы, из-за чего и пришлось устраивать повторную встречу.

Продолжение следует...

Ответы на любые вопросы – о командах, игроках, правилах и многом другом – можно узнать, просто спросив в комментариях.

Материалы по теме:

Сезон 1875/76 | Сезон 1876/77 | Сезон 1877/78 | Сезон 1878/79 | Сезон 1879/80

Грязный Даррен. Часть первая, вторая и третья

Архив блога