6 мин.

«Визе в шутку называл меня Baby-Mourinho». 28-летний тренер в бундеслиге

Юлиан Нагельсманн рушит стереотипы.

Очень немецкая история – искать тренера-спасителя не на стороне, а в собственных молодежных командах. Это странно, ведь когда речь идет о том, чтобы обезопасить клуб от вылета, меньше всего хочется полагаться на специалиста, который таких задач никогда не решал. Требуется надежный и проверенный вариант.

Немецкие футбольные начальники думают по-другому. Для них нюансы решают все. Главная мысль – свой человек не будет относиться к делу как наемник, который в случае итоговой неудачи, просто пожмет плечами, отшутится финальной фразой из анекдота про скаковую лошадь и поедет искать новую работу.

«Вердер» Скрипника, «Менхенгладбах» Шуберта, «Герта» Дардаи, «Штутгарт» Крамны – вот те примеры, которые вдохновили «деревенских» боссов сделать тренером главной команды 28-летнего Юлиана Нагельсманна прямо сейчас, не дожидаясь окончания сезона, как это планировалось ранее. Лояльность клубу иногда важнее квалификации и накопленных знаний. То, как молодой немец предан «Хоффенхайму», стало понятно прошлым летом, когда Нагельсманн отклонил предложение Ули Хенесса возглавить «Баварию» U-17.

Что должно произойти, чтобы человек начал тренировать клуб первой бундеслиги в 28 лет?

Во-первых, желательно завершить игровую карьеру пораньше. Наш герой тут слегка перестарался – в 20 лет он решил, что нет смысла мучить себя и больное колено.

Во-вторых, необходимо как можно быстрее переключить внутренний тумблер c позиции «игрок» в позицию «тренер» и напроситься в помощники к главному тренеру юношеской команды, в которой ты играл. 20-летний Нагельсманн выбрал «Мюнхен-1860» и стал контролировать тренировочный процесс у семнадцатилетних футболистов (тренировать ровесников, как видите, для него не в новинку).

В-третьих, должна состояться определяющая, судьбоносная встреча. В 2007 году Юлиан Нагельсманн познавал азы новой профессии в Аугсбурге и там ни на шаг не отходил от одного местного специалиста, атакуя его сотней вопросов в режиме 24/7. Этого местного специалиста звали Томас Тухель, который тогда тренировал молодежку «Аугсбурга». Через некоторое время Тухель взял смышленого парня к себе в штаб.

Ну и, в-главных, нужно быть Юлианом Нагельсманном, потому как других примеров столь раннего тренерского созревания чемпионат Германии еще не видел.   

Называть Нагельсманна самым молодым тренером в истории бундеслиги все же не совсем правильно. На вас может сильно обидеться Бернд Штебер. Это тот человек, который в 1976 году вывел «Саарбрюкен» на матч против «Кельна» в роли и.о. главного тренера. Ему на тот момент только-только исполнилось 24 года и его команду, конечно, разорвали на части Вольфганг Оверат и его банда – 5:1. Штебер после той игры тренировать закончил, но история его имя бережно хранит.

Да, у Нагельсманна все же немного другой статус. Приставка «и.о.» была сходу отброшена, несмотря на то, что в марте Юлиану еще только предстоит сдать последние экзамены в учебном центре Хеннеса Вайсваллера. Однако Немецкий футбольный союз и Немецкая футбольная лига, войдя в положение, дали зеленый свет на получение Нагельсманном соответствующей тренерской лицензии, дающей право управлять клубами первой бундеслиги. Юлиан был отличным студентом, и это как раз тот случай, когда зачетка неплохо поработала на своего хозяина.

Тренерскую зачетку Нагельсманна действительно не стыдно оставить открытой в людной комнате. В позапрошлом году под его руководством юниоры «Хоффенхайма» выиграли чемпионат Германии U-19, а в 2015-м чуть было не защитили титул, уступив в финале турнира. Лидеры той команды – Филипп Окс, Бенедикт Гимбер – сегодня вовсю рвутся в основной состав первой команды и готовы пошуметь в бундеслиге. Примерно так же, как это уже сделал их друг Надим Амири. 19-летний талант в этом сезоне отметился тем, что набрал три очка в одном матче и спас для «Хоффенхайма» ничью в игре против «Гладбаха». Нагельсманн любит и умеет работать с молодежью. В условиях, когда другого топлива у клуба нет, назначение 28-летнего тренера юниоров кажется совершенно логичным.    

В Зинсхайме настолько уверены, что у Юлиана все получится, что заключили с ним контракт до 2019 года. Уровень оптимизма по отношению к новому главному тренеру наверняка начнет спадать по мере приближения майских туров. А, может быть, гораздо раньше. «Хоффенхайм» загнал себя в очень непростое положение, сегодня он занимает предпоследнее место в таблице, и все говорит за то, что примерно на этих самых позициях команда окажется на финише сезона. Неплохой по именам стартовый состав в деле выглядит невероятно уныло. Из огромного количества потенциально звездных новичков, пришедших в «Хоффенхайм» летом, Маркус Гиздоль не смог выстроить достойную команду, а Хууб Стевенс, сменивший его по ходу сезона, с таким материалом работать не привык.

Нагельсманну достался регрессирующий клуб, с серьезными проблемами во всех линиях, с хандрящей примой (Кевином Фолландом) и невероятно сложным календарем для начала тренерской карьеры. «Хоффенхайм» в ближайшее время играет три матча с такими же бедолагами, как он, за право остаться в высшей лиге. Первое испытание ждет Юлиана уже в эти выходные. Его клуб сейчас отстает от зоны переходных матчей на пять очков. Если в субботу «Хоффенхайм» (17-й) проиграет «Вердеру» (16-й), то отрыв увеличится до восьми баллов. Фанаты постепенно теряют веру в команду. В Бремен поддержать команду поехали всего 200 человек.

Впрочем, на главный вопрос мы еще не ответили. А будут ли футболисты всерьез относиться к 28-летнему тренеру, который мало того, что никогда не играл в футбол на профессиональном уровне, так еще понятия не имеет о том, как выводить клуб из кризиса, так как сам едва успел выйти из-за парты? Пусть отвечает сам Нагельсманн:

«Я помню свою первую речь перед командой. Еще в качестве помощника Маркуса Гиздоля. Конечно, я переживал. 20 успешных футболистов, многие из которых члены своих национальных сборных, сидят передо тобой и мажут по тебе оценивающим взглядом. Потом я догадался. Они пытались понять: этот юнец здесь, чтобы расставлять фишки на поле, или от него действительно можно услышать что-то толковое. Когда они осознали, что я могу им помочь, между нами сразу возникла взаимная симпатия. Тим Визе даже в шутку называл меня «Baby-Mourinho».

«Многим нравилось, что мой подход к тренировкам отличается от общепризнанных норм. Футболистов гораздо больше пугает монотонная и однообразная работа с тренером, у которого 30 лет стажа за плечами, чем сотрудничество с юным студентом без опыта, но с новаторским подходом к делу».

«Профессионал или парень из молодежки – не вижу особой разницы. В принципе, профессиональные футболисты – это те же игроки U-19. Они пестро одеваются, играют в Playstation, очень часто говорят чепуху и ведут себя разболтанно. Просто профессионалам прощаются такие слабости и они этим активно пользуются».

Бундеслига для Нагельсманна сейчас похожа на новую, неизведанную планету с максимально недружелюбной атмосферой. Он мог бы пока пролететь мимо, сделав какие-то пометки в бортовой журнал, и ограничиться визуальным наблюдением, но азарт взял верх. Он надевает скафандр и устремляется в полную неизвестность.

Фото: Global Look Press/Uwe Anspach/dpa; Gettyimages.ru/Alex Grimm/Bongarts